Из опыта работы «Развивающая технология А.З.Рахимова, результаты работы».
Из опыта работы «Развивающая технология А.З.Рахимова, результаты работы».
В системе начального обучения в последние годы произошли большие изменения. Традиционные формы уроков сменились инновационными. Увеличилось количество вариативных учебников. Если раньше задачей системы образования было обеспечение овладения школьников знаниями, умениями и навыками, то в современной школе этого стало недостаточно. Стране нужна всесторонне гармонически развитая личность – молодежь. Важное значение необходимо придать задаче научить школьников учиться, а психологически это означает научить хотеть учиться.
Я уже слышала про развивающую технологию А.З.Рахимова, в котором уроки существенно отличается от обычной методики преподавания, где учащиеся сидят лицом друг к другу, в течение дня меняются по часовой стрелке. В 2003 году директор школы предложила мне начать преподавание по данной технологии. Такую ответственность брать на себя, правду говоря, было страшновато, я засомневалась, что смогу дать необходимые знания моим подопечным, решила посоветоваться с коллегой, уже имеющей стаж работы по этой технологии. Узнав, что я работаю в малокомплектной школе, она предложила мне отказаться от этого замысла, сказав, что будет очень сложно, трудности большие даже при работе с одним классом. Но методист РОО (тогда РОНО) и директор школы настояли на своем. Мне пришлось согласиться, так в период с 2003 по 2006 годы я работала по развивающей технологии А.З.Рахимова, которой присуща групповая форма работы. Да, действительно в первые месяцы было не то что сложно, а совсем сложно, т.к. задания были, по-моему, непосильными для детей, большинство которых даже не могли узнавать буквы, называть числа после 5, уже первые уроки дали понять сложность усвоения детьми заданий, оказалось, по сравнению с традиционной, привыкшей нами технологией, здесь большая разница. Но результат удивлял изо дня в день не только меня, но и коллег и родителей. Коллеги из других школ, которые приехали на семинар говорили с удивлением, как дети решили тот или иной номер, потому что сами ничего не поняли. Я просила учеников объяснить учителям решение, после чего удивление моих коллег только возрастало. Пригласили родителей на родительское собрание, в начале собрания запланировала провести соревнование: в одной команде родители, во второй – ученики. Задания были следующего типа: придумать название команды, девиз, песню, решить примеры и логические задачи. Как вы думаете, кто победил? Конечно же, команда учеников. Вы бы знали, что у меня творилось на душе? Радость, гордость за наши с детьми успехи!
Развивающее образование предполагает переход на такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность. В мои задачи в связи с этим входит организация исследовательской работы детей, с тем, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока и могли объяснить, как действовать в новых условиях.
Рассмотрим приемы создания проблемной ситуации на примере темы «Правописание непроизносимых согласных в корне слова». Приведу примеры нескольких побуждающих диалогов.
На доске записано слово солнце.
-Прочтите это слово орфографически, орфоэпически. (Солнце. [Сонцэ].)
-Что удивило? (Буква Л в слове пишется, а при чтении не произносится.)
-Какой вопрос у вас возникает' (Почему некоторые согласные пишут там, где звук не произносят? )
Подчеркните буквы непроизносимых согласных звуков, объясните правописание: честный, детский, ... (Не можем объяснить.)
-Почему не можете? В чем затруднения? (Не знаем правила проверки непроизносимых согласных.)
- Какая будет тема урока?
Проблемные ситуации, созданные с учётом типичных ошибок обучающихся, не только делают знания более осмысленными, но и помогают школьникам преодолеть закрепившиеся неправильные представления, учат мыслить, делать выводы, обобщения.
Урок математики. Ученик записал математические выражения к заданиям:
1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3;
2) к 2 прибавь 5, помноженное на 3.
У него получились вот такие записи: 2+5*3=21, 2+5*3=17
-Проверим решение задания. Всё ли правильно выполнено? Почему?
Найди ошибку в записях.
Верный вариант: (2+5)*3=21, 2+5*3=17
По результатам применения технологии могу достоверно утверждать, что она эффективна:
в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству. 2) в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объем памяти, повышается произвольность внимания, развивается речь);
3 в прочности усвоения знаний, так как путем постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путем поиска решения достигается полное понимание материала.
Успехи были на лицо. Качество не снижалось ниже 85%. На уроках отвечали уверенно, четко, даже замкнутый ребенок стал чувствовать себя частью коллектива, дети болели очень редко, т.к. урок был основан на здоровьесбережение.
Что интересно, заменять мои уроки, когда я отсутствовала, ни одна коллега не соглашалась добровольно. Они говорили, что дети на уроке разговаривают между собой, передвигаются друг к другу, шумят и т.д. А данная технология опирается именно на это, дети не должны сидеть смирно, как раньше, а держаться свободно, советоваться в группах, создавая при этом лептонное поле.
Когда эти дети перешли в 5-ый класс, мне дали уроки математики в 5 классе, здесь они стали обучаться по традиционной форме. Я только руководила детьми, т.к. объяснения нового материала уже не требовалось, ученики, прочитав тему урока, дружно говорили, что им всё понятно, работу выполнят самостоятельно. Мне было жалко детей, приходилось брать дополнительный материал, чтобы не погасить стремления учеников получать знания.
Меня радовало то, что дети всегда творческие, целеустремленные, дружные смелые, раскованные, жаждущие знаний и открытий, во всём готовы участвовать, мы почти всегда на конкурсах получали или первое место или призовое. Мои ученики отличались от своих сверстников из других классов, учащихся по традиционной программе. Детям-рахимовцам легче в жизни. Эти дети уже закончили школу, многие учатся в ВУЗах, на каникулы приезжают раньше, т.к. досрочно сдают экзамены и зачеты.
В данный момент я часто применяю на уроках технологию А.З.Рахимова, т.к. она мне знакома, близка, ведь сама увидела результат работы, что является важной частью нашей работы.
Для чего я написала про технологию А.З.Рахимова? Сейчас у нас в районе пропагандируется преподавание с применением сингапурских методик, где дети произносят слова с непонятным значением, их произношение нужно ещё запомнить не только ученикам, но и учителям. Я думаю, для чего это нужно? Ведь система работы по технологии А.З.Рахимова та же, жалко только то, что в основном и среднем звене оно не продолжилось.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Развивающая технология А.З.Рахимова, результаты работы». »
Статья Сафиуллиной А.Р.
Из опыта работы «Развивающая технология А.З.Рахимова, результаты работы».
В системе начального обучения в последние годы произошли большие изменения. Традиционные формы уроков сменились инновационными. Увеличилось количество вариативных учебников. Если раньше задачей системы образования было обеспечение овладения школьников знаниями, умениями и навыками, то в современной школе этого стало недостаточно. Стране нужна всесторонне гармонически развитая личность – молодежь. Важное значение необходимо придать задаче научить школьников учиться, а психологически это означает научить хотеть учиться.
Я уже слышала про развивающую технологию А.З.Рахимова, в котором уроки существенно отличается от обычной методики преподавания, где учащиеся сидят лицом друг к другу, в течение дня меняются по часовой стрелке. В 2003 году директор школы предложила мне начать преподавание по данной технологии. Такую ответственность брать на себя, правду говоря, было страшновато, я засомневалась, что смогу дать необходимые знания моим подопечным, решила посоветоваться с коллегой, уже имеющей стаж работы по этой технологии. Узнав, что я работаю в малокомплектной школе, она предложила мне отказаться от этого замысла, сказав, что будет очень сложно, трудности большие даже при работе с одним классом. Но методист РОО (тогда РОНО) и директор школы настояли на своем. Мне пришлось согласиться, так в период с 2003 по 2006 годы я работала по развивающей технологии А.З.Рахимова, которой присуща групповая форма работы. Да, действительно в первые месяцы было не то что сложно, а совсем сложно, т.к. задания были, по-моему, непосильными для детей, большинство которых даже не могли узнавать буквы, называть числа после 5, уже первые уроки дали понять сложность усвоения детьми заданий, оказалось, по сравнению с традиционной, привыкшей нами технологией, здесь большая разница. Но результат удивлял изо дня в день не только меня, но и коллег и родителей. Коллеги из других школ, которые приехали на семинар говорили с удивлением, как дети решили тот или иной номер, потому что сами ничего не поняли. Я просила учеников объяснить учителям решение, после чего удивление моих коллег только возрастало. Пригласили родителей на родительское собрание, в начале собрания запланировала провести соревнование: в одной команде родители, во второй – ученики. Задания были следующего типа: придумать название команды, девиз, песню, решить примеры и логические задачи. Как вы думаете, кто победил? Конечно же, команда учеников. Вы бы знали, что у меня творилось на душе? Радость, гордость за наши с детьми успехи!
Развивающее образование предполагает переход на такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность. В мои задачи в связи с этим входит организация исследовательской работы детей, с тем, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока и могли объяснить, как действовать в новых условиях.
Рассмотрим приемы создания проблемной ситуации на примере темы «Правописание непроизносимых согласных в корне слова». Приведу примеры нескольких побуждающих диалогов.
На доске записано слово солнце.
-Прочтите это слово орфографически, орфоэпически. (Солнце. [Сонцэ].)
-Что удивило? (Буква Л в слове пишется, а при чтении не произносится.)
-Какой вопрос у вас возникает' (Почему некоторые согласные пишут там, где звук не произносят? )
Подчеркните буквы непроизносимых согласных звуков, объясните правописание: честный, детский, ... (Не можем объяснить.)
-Почему не можете? В чем затруднения? (Не знаем правила проверки непроизносимых согласных.)
- Какая будет тема урока?
Проблемные ситуации, созданные с учётом типичных ошибок обучающихся, не только делают знания более осмысленными, но и помогают школьникам преодолеть закрепившиеся неправильные представления, учат мыслить, делать выводы, обобщения. Урок математики. Ученик записал математические выражения к заданиям:
1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3;
2) к 2 прибавь 5, помноженное на 3.
У него получились вот такие записи: 2+5*3=21, 2+5*3=17
-Проверим решение задания. Всё ли правильно выполнено? Почему?
Найди ошибку в записях.
Верный вариант: (2+5)*3=21, 2+5*3=17
По результатам применения технологии могу достоверно утверждать, что она эффективна:
в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству. 2) в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объем памяти, повышается произвольность внимания, развивается речь);
3 в прочности усвоения знаний, так как путем постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путем поиска решения достигается полное понимание материала.
Успехи были на лицо. Качество не снижалось ниже 85%. На уроках отвечали уверенно, четко, даже замкнутый ребенок стал чувствовать себя частью коллектива, дети болели очень редко, т.к. урок был основан на здоровьесбережение.
Что интересно, заменять мои уроки, когда я отсутствовала, ни одна коллега не соглашалась добровольно. Они говорили, что дети на уроке разговаривают между собой, передвигаются друг к другу, шумят и т.д. А данная технология опирается именно на это, дети не должны сидеть смирно, как раньше, а держаться свободно, советоваться в группах, создавая при этом лептонное поле.
Когда эти дети перешли в 5-ый класс, мне дали уроки математики в 5 классе, здесь они стали обучаться по традиционной форме. Я только руководила детьми, т.к. объяснения нового материала уже не требовалось, ученики, прочитав тему урока, дружно говорили, что им всё понятно, работу выполнят самостоятельно. Мне было жалко детей, приходилось брать дополнительный материал, чтобы не погасить стремления учеников получать знания.
Меня радовало то, что дети всегда творческие, целеустремленные, дружные смелые, раскованные, жаждущие знаний и открытий, во всём готовы участвовать, мы почти всегда на конкурсах получали или первое место или призовое. Мои ученики отличались от своих сверстников из других классов, учащихся по традиционной программе. Детям-рахимовцам легче в жизни. Эти дети уже закончили школу, многие учатся в ВУЗах, на каникулы приезжают раньше, т.к. досрочно сдают экзамены и зачеты.
В данный момент я часто применяю на уроках технологию А.З.Рахимова, т.к. она мне знакома, близка, ведь сама увидела результат работы, что является важной частью нашей работы.
Для чего я написала про технологию А.З.Рахимова? Сейчас у нас в районе пропагандируется преподавание с применением сингапурских методик, где дети произносят слова с непонятным значением, их произношение нужно ещё запомнить не только ученикам, но и учителям. Я думаю, для чего это нужно? Ведь система работы по технологии А.З.Рахимова та же, жалко только то, что в основном и среднем звене оно не продолжилось.