Интернет в процессе формирования лексического навыка на уроке иностранного языка
Интернет в процессе формирования лексического навыка на уроке иностранного языка
Одним из наиболее перспективных направлений в области обучения иностранным языкам (ИЯ) в последние годы признаётся раннее обучение в массовой общеобразовательной школе. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что обучение ИЯ на начальном этапе обучения способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал. На начальном этапе обучения ИЯ закладываются основы овладения ИЯ. При этом наряду с развитием коммуникативных умений учащихся в различных видах речевой деятельности (РД) большое внимание уделяется формированию навыков владения языковым материалом, поскольку РД, как и любая другая, основывается на соответствующих навыках и умениях.
Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами (ЛЕ), называют лексическим навыком (ЛН).
Следовательно, цель обучения лексической стороне речи есть формирование продуктивного и рецептивного лексических навыков. Прежде всего при восприятии слова на слух или в графике должно произойти его узнавание, что предполагает мгновенное соотнесение контекстной формы слова с его знакомым образом. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа, на экране появляются ЛЕ и соответствующие им картинки.
Одновременно с графическим изображением слов школьники имеют возможность прослушать ЛЕ (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем самым их лучшему запоминанию. Использование Интернет представляет определённые удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени.
Ознакомление с лексикой с помощью Интернет может осуществляться прямо на уроке, если в кабинете иностранного языка есть компьютеры и они подключены к локальной сети. Если такой возможности нет, то наверняка в наше время уже в каждой школе имеется подключение хотя бы одного компьютера к Интернету и мультимедийный проектор. Через него можно показывать как картинки, так и ЛЕ. Для наилучшего запоминания лучше обучение лексическим навыкам строить в виде игры. В результате многократных, целенаправленных упражнений сознательно автоматизируемые операции превращаются в навык. Рассмотрим операции, характеризующие продуктивные и рецептивные ЛН и возможность их отработки с помощью Интернет. На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования ЛН учитель использует Интернет для тренировки учащихся в действиях по сочетанию ЛЕ. Приведём пример для отработки этой операции. Например, учащимся предлагается:
соотнести картинки с ЛЕ;
составить предложение из данных слов,
заполнить пропуски в предложениях/диалогах подходящими ЛЕ;
составить словосочетания из предложенных слов…
Локальная сеть поможет учителю отследить уровень успеваемости каждого. Так как все дети работают одновременно, можно сразу выявить победителя,
если выполнять задание в форме соревнования. Быстрое выполнение подобных заданий даёт возможность увеличить объём изучаемой лексики, за счет сэкономленного времени.
Интернет позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности заданий. Приведём примеры упражнений на употребление ЛЕ в речевойдеятельности:
Составить целостный диалог из разрозненных реплик
Догадайтесь о значении слов, сходных с русскими, и проверьте точность догадки по словарю
Назовите существительные, которые могут сочетаться с данным глаголом
Подберите устно к данным словам антонимы, синонимы…
При выполнении таких заданий возможна работа двух учащихся за одним компьютером, т.е. Интернет кроме обеспечения вариативности заданий способствует формированию у ребят умение работать индивидуально и в паре. При обучении с использованием Интернета контроль осуществляется на всех этапах обучения лексике за счёт того, что с его помощью решается проблема обратной связи. Таким образом, Интернет создаёт условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интернет в процессе формирования лексического навыка на уроке иностранного языка»
Интернет в процессе формирования лексического навыка на уроке иностранного языка
Одним из наиболее перспективных направлений в области обучения иностранным языкам (ИЯ) в последние годы признаётся раннее обучение в массовой общеобразовательной школе. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что обучение ИЯ на начальном этапе обучения способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал. На начальном этапе обучения ИЯ закладываются основы овладения ИЯ. При этом наряду с развитием коммуникативных умений учащихся в различных видах речевой деятельности (РД) большое внимание уделяется формированию навыков владения языковым материалом, поскольку РД, как и любая другая, основывается на соответствующих навыках и умениях.
Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами (ЛЕ), называют лексическим навыком (ЛН).
Следовательно, цель обучения лексической стороне речи есть формирование продуктивного и рецептивного лексических навыков. Прежде всего при восприятии слова на слух или в графике должно произойти его узнавание, что предполагает мгновенное соотнесение контекстной формы слова с его знакомым образом. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа, на экране появляются ЛЕ и соответствующие им картинки.
Одновременно с графическим изображением слов школьники имеют возможность прослушать ЛЕ (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем самым их лучшему запоминанию. Использование Интернет представляет определённые удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени.
Ознакомление с лексикой с помощью Интернет может осуществляться прямо на уроке, если в кабинете иностранного языка есть компьютеры и они подключены к локальной сети. Если такой возможности нет, то наверняка в наше время уже в каждой школе имеется подключение хотя бы одного компьютера к Интернету и мультимедийный проектор. Через него можно показывать как картинки, так и ЛЕ. Для наилучшего запоминания лучше обучение лексическим навыкам строить в виде игры. В результате многократных, целенаправленных упражнений сознательно автоматизируемые операции превращаются в навык. Рассмотрим операции, характеризующие продуктивные и рецептивные ЛН и возможность их отработки с помощью Интернет. На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования ЛН учитель использует Интернет для тренировки учащихся в действиях по сочетанию ЛЕ. Приведём пример для отработки этой операции. Например, учащимся предлагается:
соотнести картинки с ЛЕ;
составить предложение из данных слов,
заполнить пропуски в предложениях/диалогах подходящими ЛЕ;
составить словосочетания из предложенных слов…
Локальная сеть поможет учителю отследить уровень успеваемости каждого. Так как все дети работают одновременно, можно сразу выявить победителя,
если выполнять задание в форме соревнования. Быстрое выполнение подобных заданий даёт возможность увеличить объём изучаемой лексики, за счет сэкономленного времени.
Интернет позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности заданий. Приведём примеры упражнений на употребление ЛЕ в речевойдеятельности:
Составить целостный диалог из разрозненных реплик
Догадайтесь о значении слов, сходных с русскими, и проверьте точность догадки по словарю
Назовите существительные, которые могут сочетаться с данным глаголом
Подберите устно к данным словам антонимы, синонимы…
При выполнении таких заданий возможна работа двух учащихся за одним компьютером, т.е. Интернет кроме обеспечения вариативности заданий способствует формированию у ребят умение работать индивидуально и в паре. При обучении с использованием Интернета контроль осуществляется на всех этапах обучения лексике за счёт того, что с его помощью решается проблема обратной связи. Таким образом, Интернет создаёт условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.