Прививать любовь к книге должны не только в школе, но и дома, в семье. Каждый родитель хотел бы, чтобы ребенок читал быстро и выразительно, а самое главное с увлечением. Не секрет, что хорошая книга - воспитатель, наставник, друг. Грамотное письмо тоже связано с навыком чтения. "Кто много читает, тот много знает,"- гласит изветсная пословица. Как же привить навык чтения младшему школьнику? Как научить читать детей самостоятельно? На эти вопросы вы найдете ответы в статье "Как привить интерес к чтению".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как привить интерес к чтению.»
Как привить интерес к чтению.
(советы для родителей)
Позади первое полугодие учебного года. Самый сложный, волнительный, противоречивый период в школьной жизни первоклассников и их родителей. За это время дети многому научились: овладели навыками счета, сравнения чисел, познакомились с написанием букв, умеют писать несложные предложения, прочитали от корки до корки свою первую книгу «Букварь». Пока они с увлечением рассматривают каждую новую иллюстрацию в учебнике, охотно и наперебой читают вслух одноклассникам, а дальше?... Как привить ребенку интерес к чтению? Как продолжить формирование навыка беглого и выразительного чтения?
Прививать любовь к книге должны не только в школе, но и дома, в семье. Каждый родитель хотел бы, чтобы ребенок читал быстро и выразительно, а самое главное с увлечением. Не секрет, что хорошая книга является и воспитателем, и наставником, и лучшим другом. Ведь от того как сформирован навык чтения зависит очень многое. Иногда ребенок затрудняется решить задачу только потому, что не может прочесть её или понять смысл прочитанного. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. «Кто много читает, тот много знает», - гласит всем известная пословица.
Положительную роль в воспитании любви к книге играют на первый взгляд незначительные моменты. Например, наличие домашней библиотечки или просто полки с книжками, возможность делиться книгами с товарищами – всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.
Как приучить детей читать самостоятельно? Для этого можно использовать следующий прием. Родители начинают читать ребенку вслух. На самом интересном захватывающем моменте нужно чтение прекратить. Ребёнок, увлекаясь происходящими событиями в книге, обязательно пожелает узнать, что будет дальше, чем все закончится. И в большинстве случаев он обязательно продолжит самостоятельное чтение. Позже взрослые должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.
Ребенку можно рассказать любой, но самый занимательный эпизод из какого-нибудь рассказа, сказки. Младший школьник обязательно полюбопытствует: « А что произошло дальше? Расскажи!» Вот тут то и надо дать ему в руки книгу : « Вот прочти сам и узнаешь столько интересных историй!»
Очень важно, чтобы родители терпеливо и неуклонно требовали от ребенка запоминания названия произведения, его автора. Перед чтением или после него бывает полезно спросить, какие книги этого автора он уже читал. Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу: чем все закончилось? Прочитав, окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы, а иногда и просто оставляют ее. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события, чем заканчивается сюжет.
Большое воспитательное значение для младших школьников имеет рассматривание иллюстраций в книге. Красочные иллюстрации привлекают внимание, помогают понять смысл прочитанного и лучше запомнить то, о чем прочитал. С помощью иллюстраций ребенок может представить себе природные явления и предметы, которые не может увидеть непосредственно. Рассматривая картинки, можно побывать в различных уголках земного шара: тропических странах, подводном царстве, узнать много интересного. Родителям нужно научить ребенка рассматривать рисунки, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребенок внимательно рассмотрел изображаемое: «Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают? Что выражают их лица и позы?»
Надо стараться, чтобы дети пересказывали прочитанное. Если на первых порах ребенок затрудняется рассказать о прочитанном, ему надо задать несколько вопросов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?» Объясните значение трудных и непонятных слов. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Чему научила книга? Предложите нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть, если это стихотворение.
Очень удачно практиковать совместное семейное чтение вслух. Это сближает детей и родителей. Каким образом читать вместе? Необходимо заранее подобрать занимательную и интересную книгу, заинтриговать ею детей, чтобы они с нетерпением ждали вечера. Как читать вместе? Читать нужно обязательно вслух , но делать это необходимо поочередно. Читая вслух, дети привыкают читать громко, выразительно и четко. Продолжительность такого поочередного чтения должна составлять не более 45 минут, чтобы ребенок не утомлялся и не притуплялся интерес к чтению. Чтобы предотвратить утомление, во время чтения можно использовать игровые приемы, физкультминутки. В обращении с ребенком надо помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей бережному отношению к книге.
Советы для родителей.
Помните: чтение – это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.
Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.
Начинайте чтение книги с обложки и титульного листа.
Своя собственная библиотека, пусть и небольшая, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.
5. Соблюдайте правила гигиены чтения.
6.Выписывайте и приучайте детей читать детские журналы.
Будьте уверены, что ваш труд и старания обязательно дадут добрые всходы, и чтение станет для детей страстью и принесет им много радости!