kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как построить урок - исследование?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал по данной теме из пособия для учителей начальной школы "Развитие исследовательских умений младших школьников".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как построить урок - исследование?»

Как построить урок-исследование?

За много лет применения проблемно-исследовательского метода в преподавании школьных дисциплин мы убедились не только в его ценности, но и в значительных трудностях, с которыми сталкивается учитель в процессе его использования в собственной практике.

Применение методики проблемного исследования позволяет организовать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений. Тем не менее, несмотря на очевидную значимость проблемно-исследовательского метода и ясность логики построения урока-исследования, он очень мало распространён в педагогической практике. Одной из важнейших причин этого является сложность его конструирования. Фактически конструирование урока-исследования представляет собой пример возникновения проблемной ситуации у учителя и поиска им её эффективного решения.

Учителю недостаточно знать все основные этапы методики, ему необходимо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок –систему. Что это значит? Это значит, что отличительной чертой такого урока- исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции, в данном случае – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Целостность урока, его подчинённость одной идее обеспечиваются двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением.

Основные шаги при конструировании урока-исследования.

Первый шаг сформулировать обобщение урока. Учителю необходимо ясно осознать, что ученик должен узнать на уроке, т.е. какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы. Это сформулированное правило и представляет собой планируемое обобщение – содержательно-смысловой стержень урока. Так при изучении темы «Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами» ученики должны познакомиться с разными частями растения и выяснить последовательность их появления в процессе развития растения. Это чётко обозначено в обобщении урока: «В процессе роста растения можно наблюдать определённую последовательность появления разных его частей».

Второй шаг – определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. Объём, характер, сложность и форму представления материала для самостоятельного изучения учениками учитель отбирает на основании нескольких критериев, включающих адекватность обобщению, значимость для прохождения программы, доступность, соответствие индивидуальным познавательным потребностям и возможностям учеников. Организуя исследование в малых группах, учитель имеет возможность осуществлять действительную дифференциацию обучения, группируя учащихся с учётом их познавательных потребностей, возможностей и уровня подготовки по предмету.

Третий шаг – определить, какого типа учебное исследование (индуктивное или дедуктивное) более целесообразно сконструировать в данном конкретном случае. Эта целесообразность определяется как спецификой планируемого обобщения, так и особенностями материала, необходимого для изучения учениками, а также задачами, которые ставит учитель. Например, если учитель ставит задачу достаточного детального изучения большого объёма нового материала, то оправданным будет построение занятия в дедуктивной логике (от общего к частному). А если планируется общее ознакомление с довольно обширным материалом по теме, стоит выбрать индуктивную логику построения занятия.

Четвёртый шаг – заключается в том, чтобы сконструировать проблемную ситуацию для учеников. Этот этап, как и первый, является не просто самым важным, но и, как показывает практика, самым трудным для учителя. Необходимо спроектировать такое задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве которого в данном случае выступает планируемое обобщение. Конечно же учитель должен учесть реальные возможности учащихся в выполнении проектируемого задания, анализе условий и нахождении неизвестного.

Фактически выполнение спроектированного теоретического или практического задания должно привести к возникновению у ребёнка такого вопроса (или гипотезы), ответом на который и будет являться планируемое обобщение. В этом смысле бывает очень полезно задуматься о том, ответом на какой вопрос может быть то самое обобщение, «ради чего» учитель и планирует свой урок-исследование.

Так, на занятии, посвящённом изучению рек и морей ученики приходят к обобщению о закономерном характере течения рек: «Реки текут в моря, т.к. уровень морей ниже уровня рек». Этот вывод-обобщение отвечает на вопрос «Куда текут реки и почему?», возникший у детей и сформулированный ими в результате выполнения задания, предложенного учителем на этапе мотивации.

Пятый шаг (последний) – является организационным. Учителю необходимо продумать состав рабочих групп, распределение материала для изучения по группам, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска и т. д.

Таким образом, для того чтобы сконструировать урок-исследование, учитель сам должен испытать потребность в создании нового, затруднение, приводящее к возникновению идеи-обобщения и вопроса о неизвестном, осуществить поиск условий, необходимых для его нахождения, наконец проверить правильность своего проекта в реальной учебной ситуации.



Основные этапы конструирования урока-исследования.

Этап

Содержание деятельности

Что нужно знать учителю

1

Сформулировать обобщение урпка.

Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы.

2

Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение.

Определить объём, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев.

3

Определить тип учебного исследования.

Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель.

4

Сконструировать проблемную ситуацию для учеников.

Обеспечит возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения).

5

Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы.

Учесть принципы и правила организации работы в малых группах.



Литература: «Развитие исследовательских умений младших школьников»

Под редакцией Н.Б.Шумаковой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как построить урок - исследование?

Автор: Макоева Эльза Георгиевна

Дата: 04.11.2016

Номер свидетельства: 355373

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Полезные ископаемые. Урок-исследование "
    ["seo_title"] => string(43) "polieznyie-iskopaiemyie-urok-issliedovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "238775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444652055"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Как построить урок-исследование"
    ["seo_title"] => string(32) "kak-postroit-urok-issliedovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "334339"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465844257"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока геометрии по теме "Построение треугольника по трем элементам" с презентацией "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-ghieomietrii-po-tiemie-postroieniie-trieughol-nika-po-triem-eliemientam-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "122600"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414307092"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по алгебре в 9 классе "график квадратичной функции" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-v-9-klassie-ghrafik-kvadratichnoi-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "206399"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430159064"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Урок алгебры в 11 классе с использованием ИКТ "Исследование функций при помощи производной и построение графиков" "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-alghiebry-v-11-klassie-s-ispol-zovaniiem-ikt-issliedovaniie-funktsii-pri-pomoshchi-proizvodnoi-i-postroieniie-ghrafikov"
    ["file_id"] => string(6) "142253"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418238970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства