Данная разработка содержит набор различных упражнений для развития навыков чтения младших школьников и будет полезной для учителей начальных классов и родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как научить ребёнка быстро и осознанно читать»
Как научить ребёнка быстро и осознанно читать.
Беглое и осмысленное чтение – один из важнейших навыков, которым ребенок должен овладеть в начальной школе. Читающие дети, как правило, намного легче осваивают грамматику и орфографию, их словарный запас гораздо шире, чем у тех, кто читает мало. Чтение является одним из важнейших компонентов изучения языка и основой для получения образования, ведь основную массу знаний мы получаем из книг. По мере взросления учащихся, чтение также играет важную роль в изучении других предметов. Свободным можно назвать беглое чтение, без ошибок и с выражением. Однако практика показывает, что не каждый ребенок в полной мере осваивает этот необходимый навык к окончанию начальных классов. Если ребенку с трудом дается это занятие, есть множество упражнений, которые легко использовать на занятиях в школе и дома. Любой школьник может улучшить технику чтения с помощью практики, внимания и постоянной обратной связи.
Главным критерием обученности в 1 классе является навык чтения. Овладеть навыком чтения для младшего школьника очень сложно. Навык чтения формирует у ребёнка речевую и умственную деятельность, помогает изучению остальных учебных предметов. Кроме того, это есть саморазвитие и самовоспитание личности. Поэтому, особое внимание на уроках обучения грамоте, я отвожу развитию навыка чтения, при котором формирую и развиваю самоконтроль и самооценку учащихся.
Упражнения для первоклашек
Первый класс – самый сложный психологически, но очень интересный период жизни. За первые месяцы в школе малыш адаптируется к новому коллективу, учителю, учится дисциплине и узнает много нового. Начинать занятия по беглому чтению в первом полугодии не рекомендуется. У первоклассника просто не хватит сил и эмоций для дополнительной нагрузки дома. В этот период на уроках присутствует много игр и игровых ситуаций. Это даёт возможность не сидеть подолгу за книгой. По мнению профессора И.Т. Федоренко – автора собственного метода обучения чтению, эффективность занятий зависит не от количества потраченного времени на урок, а от его качества. Для этого необходимо два-три раза в день делать простые упражнения по 5-6 минут. Если школьник не в духе, устал, нужно дать возможность ему настроится на работу. В своей практике, в начале урока я использую интеллектуальные разминки, содержащие по 7 вопросов из различных областей. Например:
1. Какое сегодня число?
2. Как называют папу вашего папы?
3. Большое морское животное с фонтаном.
4. Стол школьника.
5. Третья буква в алфавите?
6. Что пишут на конверте, отправляя письмо?
7. Дедушка, который раздаёт подарки?
На уроках обучения чтению регулярно использую чистоговорки для развития речевого аппарата и чтения слогов даже с незнакомыми ещё буквами, например:
Ре – ре – ре, ре – ре – ре – снова осень на дворе.
Ра – ра – ра, ра – ра – ра – в школу нам идти пора.
Ру – ру – ру, ру – ру – ру – поиграем там в игру.
Сначала учитель проговаривает, а дети повторяют за ним. Затем дети по одному повторяют чистоговорку. А когда это упражнение хорошо знакомо детям, они сами начинают сочинять рифму. Это упражнение очень нравится ученикам. Тем более, что оно развивает речевой аппарат, память и способствует запоминанию слогов, что очень важно для формирования навыков чтения.
От простого к сложному
Тренировка по методике скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используются короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем ученик не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.
В процессе выполнения упражнения необходимо постепенно увеличивать темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменять на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала. Слова («дом», «сад») заменяются на сложные («домик», «садик»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не надо торопить детей. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.
Слоговая таблица.
Большое значение имеет работа со слоговыми таблицами. С ней первоклассник знакомится в процессе изучения алфавита. Слоговая таблица используется на каждом уроке. Первоклассник прочитывает одну–три строки за одно занятие, постепенно ускоряя темп. Сначала строчки из слоговой таблицы произносятся хором, потом индивидуально. Благодаря слоговой таблице школьник легко понимает строение слов, учится читать слова быстрее — на автомате. Буквосочетания произносят по вертикали и горизонтали. На ознакомительном занятии лучше тщательно отработать одну строчку с одинаковой гласной: ГА, ДА и т.д. Слоги читаются протяжно, не разделяя на звуки. Польза слоговой таблицы неоценима, так как тренируется артикуляционный аппарат, происходит постановка проблемных звуков. Благодаря использованию таблицы слогов для тренировки навыков чтения, одновременно с улучшением речи ребенок приобретает орфографические навыки, нейтрализует склонность к дизорфографии.
Таблицы Струпа
Забавное упражнение, которое можно выполнять в классе в парах и дома вместе с ребёнком. Задача состоит в том, чтобы назвать цвет, которым нарисованы слова, а не читать текст. А затем прочитать слова, не обращая внимания на цвет этих слов. Сначала нужно брать небольшое количество слов, постепенно увеличивая их количество. Это упражнение развивает как способность сосредотачиваться на чтении, так и умение понимать прочитанное.
Волшебные упражнения.
Таблицы Шульте — это эффективный метод развития периферийного зрения. Расположите таблицу на расстоянии 30-40 сантиметров от ребёнка, его задача, глядя в центр, находить цифры от 1 до 9, не шевеля глазами. Данное упражнение я использую на уроках математики. Кроме того на переменках ученики могут соревноваться друг с другом, выполняя задание на время.
1
4
12
9
5
11
6
3
7
8
2
10
Половинка слова.
На листах печатаются слова, лист бумаги складывается пополам так, чтобы была видна только часть слова. Дети угадывают слова «дорисовывая» в уме целое слово. Это упражнение развивает воображение учеников и желание быстрее других правильно угадать слово. Так же можно использовать разрезанные на слоги слова, ученики будут искать половинку слова, перечитывая многократно отдельные слоги и соединять их в слова.
Разноцветные слова.
Первоклассники очень любят рисовать, раскрашивать. В этих целях я предлагаю детям раскрасить разные слова. Они с удовольствием выполняют задание. Это помогает детям запомнить слова, слоги, буквы. А в дальнейшем использую это слова на уроках. Они хорошо знакомы детям и быстро прочитываются. Из данных слов мы составляем рассказы и небылицы так, чтобы объединить все слова в один рассказ. Чем чаще выполняется это упражнение, тем легче оно даётся детям.
Перевёртыши.
Дети очень любят играть, это разжигает у них интерес, и поэтому на уроках я часто использую игры с буквами и словами. Предлагаю ребятам прочитать слова «задом наперёд», «вверх ногами», «распутать клубок» и др. В это время ученики знакомятся с такими словами, которые можно прочитать слева направо и обратно и не потерять смысл, например: как, кок, дед, поп, шалаш, казак, топот, заказ и др.
Зоркий глаз.
Это упражнение заключается в том, чтобы успеть прочитать слово, которое показывает учитель или которое мелькает на экране. Количество слов можно постепенно увеличивать. Со временем это упражнение переносится на словарную работу, так как мелькают словарные слова. Слова можно показывать группами и записывать столько слов, сколько запомнили. Это хорошая тренировка памяти и усвоение написания словарных слов.
Упражнение «Окошко».
Можно использовать, читая текст по строчкам. На листе бумаги делается прорезь («окошко») шириной в две строки. Лист необходимо медленно двигать по тексту. Ученик должен успеть прочитать предложения в тексте. Постепенно скорость увеличивается.
В классе на уроках вместе с учителем ученики выполняют различные упражнения, повышающие скорость чтения, развивающие мышление и способствующие обогащению словарного запаса. Но для большего эффекта нужна помощь родителей. для того, чтобы работа по обучению детей чтению была более плодотворной я предлагаю родителям памятки с упражнениями для чтения.
Памятка для родителей.
Вовлекайте своего ребёнка в процесс чтения. Читая ему книгу, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой отрывок текста. Обязательно потом спросите, что он прочитал или побеседуйте о прочитанном.
Просмотр диафильмов. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения – то, что нужно для развития техники чтения.
Чтение про себя. При чтении вслух теряется скорость. При чтении про себя глаза забегают вперёд и скорость чтения выше, а смысл прочитанного не теряется.
Игры с ударением. Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги. Так вы повеселитесь, несколько раз повторите слово и поймёте как правильно произносить слово.
Жужжащее чтение. Ребёнок читает как бы про себя и одновременно жужжит, как пчела.
Параллельное чтение. Два одинаковых текста вы читаете с ребёнком вместе, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите, чтобы ребёнок успевал. Читайте и медленно и быстро. Спросите у ребёнка, заметил ли он, что скорость чтения менялась?
Чтение необходимо для жизни. Пишите ребёнку записки, открытки, список дел на день, неделю.
Чтение на время. Выберите несложный текст, засеките время (1 минуту), посчитайте прочитанные слова. После этого прочитайте текст снова. За это же время ребёнок прочитает больше. Сделайте так не более трёх раз. это упражнение покажет ребёнку, что он может читать быстрее.
Спотыкание об согласные. Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребёнку их читать. Можно перед чтением текста слова повесить на стену и перечитать. Не ленитесь обновлять слова.
Развитие зоркости. Просите ребёнка быстро найти в прочитанном тексте какое – либо слово. Можно попросить найти слова, которые начинаются с какой – либо буквы, самое длинное слово, слово, в котором больше всего гласных и др.
Читайте ежедневно по 15 минут!
Упражнений на развитие скорости чтения и понимание прочитанного много. Очень важно, чтобы выбранные упражнения проводились в системе и периодически повторялись. При слаженной работе учителя, ребят и родителей можно достичь хороших результатов в обучении детей чтению.