kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Качество образования на уровне учителя и на уровне ученика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качество образования должно осуществлятся школьным сообществом:учителя, ученика,родителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Качество образования на уровне учителя и на уровне ученика.»

Выступление на педагогическом совете : Ведерникова А.М.



Качество образования на уровне учителя и на уровне ученика.

Качество образования должно осуществляться школьным сообществом: учителя, ученика, родителей. Говоря об успешной работе учителя можно говорить о двух различных источниках принятия этой успешности: субъективная (мнения, слухи; мнение администрации; мнение методистов; сложившееся представление среди коллег, учеников, родителей; показательная активность (желание выступать, умение быть в гуще событий) и относительная (результаты контрольных работ; количество поступивших; успешное проведение уроков; посещение школы выпускниками; результаты аттестации; обобщение своего опыта, использование новых педагогических технологий.

Система качества на уровне учителя предполагает представление им замысла предстоящей работы (курса, системы уроков по теме, предстоящего урока) на нескольких уровнях. Он должен решить, чего в принципе хочет добиться от детей; что они должны усвоить предполагаемой им предметной области; что они должны проделать, испытать, через что «пройти», чтобы у них это сформировалось как будет организована их деятельность. А также, потребуется ли ему для этого помощь коллег, родителей. Далее необходимо проанализировать педагогический ресурс: что именно он с помощью, имеющихся у него средств может внести в развитие организованности, компетентности учащихся как в достижение общешкольных целей. Особое внимание учителю необходимо обратить на определение того, как пройдут путь к предполагаемому результату учащиеся с различными уровнями учебной успешности, какие предвидятся них затруднения и как их можно будет преодолеть. Для того чтобы спроектировать это учитель должен решить, знание о каких моментах жизни и развития его учащихся ему понадобиться при построении проекта учебного процесса, что при этом дети сами должны узнать о себе, о причинах своих неудач. Учителю предстоит заранее продумать, какие элементы его проекта носят вероятностный характер и, скорее всего, потребуют доработки или видоизменения в ходе учебно-воспитательного процесса. При этом ему необходимо учитывать результаты деятельности его коллег, работающих в данном классе, реализовать межпредметные связи, а также различные формы профессионального сотрудничества.

Очень важно привлечь самих детей к созданию и корректировке проекта образовательного процесса, организовать совместную разработку критериев оценки и обсуждение результатов.

Качество учебной деятельности ученика. Самое главное для успеха этой деятельности – установка, принятие ее смысла. «Знания мне нужны потому, что я должен стать человеком. Гражданином своего отечества, отцом, матерью, культурной личностью». Представление о высоком смысле учебной деятельности является основанием личной учебной системы ученика, если он не осознает и не принимает подлинного смысла учения, никакая «система обеспечения качества» не обеспечит его!

Наивысшего качества учебная деятельность достигает тогда, когда оно выступает не средством достижения каких либо лежащих за ее пределами результатов, а выступает именно как самоцель, самоценность. Итак, первое, что необходимо для качества учебной деятельности, – это ее мотив, смысл, цель. Затем идет организация учебной деятельности – ее предмет и пространственно-временные характеристики. Все это в сознании ученика должно обрести форму специфических принципов, которыми он будет руководствоваться в своем учении. Изучение опыта работы многих учеников позволяет сформулировать специфические принципы, которые делают их учение успешным. Эти принципы, несмотря, на их вариативность, в общем, сводятся к следующим:

1. Стремление всегда и везде делать что-то полезное для своего развития. Это постоянное пребывание в собранном, организованном состоянии доставляет таким ученикам удовольствие.

2. Освоение предмета и любого дела «и вширь», и вглубь». Ученику хочется и обрести широкую эрудицию, и в чем-то превзойти своих одноклассников.

3. Четкое разбиение предстоящей работы «на порции» и безукоризненное выполнение плана. В этом один из рычагов системы успешного ученика. Он старается любой ценой, иногда даже сидя до глубокой ночи, выполнять намеченный план. Постепенно он сам понимает, что избавиться от перегрузок можно только благодаря четкой организации, планирование своих занятий, выполнение заданий заранее, а не накануне отчета. «Авральная работа» как раз характеристика слабых учеников.

4. Постоянное стремление проверить уровень своей подготовки, сравнить его со «знатоками». Последнее сказывается даже на выборе друзей. Сильный ученик всегда стремится, чтобы рядом с ним находились люди, которые в чем-то превосходят его, заставляют его расти.

5. Состязательность, самостоятельное создание для себя барьеров, получение удовольствия от преодоления трудностей. Это проявляется, прежде всего, в отсутствии у ученика боязни потратить время на интеллектуальные тренировки и упражнения, обнаружить свое незнание или неумение, желании «нагружать» себя, не теряя времени на развлечения.

6. Наличие «знания о знании» – о видах знания, их происхождении и функциях, о сути и природе научного познания. Речь идет о так называемой методологической культуре ученика. Таковая проявляется в понимании им природы и видов знания, умении различать факт, закон и теорию, обыденное и научное знание. Ученик знает, какую роль играет тот или иной вид знания и как обращаться с ним, где и для чего применять.

7. Использование рациональных способов учения. Хороший ученик обычно выполняет несколько простых правил. Любой материал надо конспектировать, пересказывать, применять! Готовясь к ответу или контрольной, он составляет развёрнутый план, продумывает развернутые вопросы, которые могут возникать у учителя или предполагаемого оппонента. Он предпочитает работать в библиотеке, а не дома. Дома больше «отвлечении».

8. Восприятие учебы как увлекательной игры. А в игре, как известно, надо выигрывать, победить, преодолеть сопротивление трудного материала, опередить воображаемых соперников. «Соперником», например, может быть работающий телевизор, по которому идет увлекательная программа, или разговор со сверстниками, приглашение в кино.

Но какой бы ни была система управления качеством образовательного учреждения, она не обеспечит эффективности, если «не дойдет» до каждого ученика. В конечном счете, все определяется тем, как он выполняет свои учебные функции, как относится к ним.

Сизова О. И. «Качество образования с точки зрения психологии»

Говоря о качестве образования, необходимо понять, что включает оно в себя. В психологии есть разные позиции. Это и уровень общего развития: сохранение психофизического здоровья; теоретическая база и навыки практического применения; сохранение, развитие интереса и стремления к познанию, обучению, саморазвитию, самообразованию. При этом важным условием качественного образования, с точки зрения психологии, является учет индивидуально-психических особенностей учащихся. Поэтому важно знать некоторые такие особенности с целью повышения качества обучения. Это составляющие обучаемости: а) познавательные, интеллектуальные особенности: память, внимание, воображение, мышление, речь; б) особенности развития мотивационно-волевой и эмоциональной сферы. Здесь важно не столько содержание обучения, сколько способы обучения я способы оценивания качества обучения учащихся.

Следующий важный момент – отзывчивость и эмоциональный контакт педагогов с детьми. И оценивание должно быть направлено на то, чтобы ребенок испытывал интерес к предмету обучения. Педагоги школы отмечали, что в процессе оценивания им не хватает твердости, строгости, справедливости, объективности, а также часто нет возможности оценивать качественно, а не отметочно. Учеба должна ассоциироваться не с насилием над волей, а с удовольствием.

Таким образом для повышения качества обучения необходимо создание правильных условий, таких как разумная организация умственного труда; отсутствие организационных недостатков учебного процесса (рационализация учебных нагрузок и внеучебных занятий); тесное сотрудничество педагогов, психолога, врача и родителей; развитие креативности, творческих способностей; оценивание превратить в ситуацию сотрудничества.

Всего этого можно добиться, если:

– давать возможность ученику побывать в роли педагога (самопроверка, взаимопроверка);

– демонстрировать ученику искреннюю заинтересованность в нем самом, а не только в его отметках;

– критерии оценки должны быть оговорены перед выполнением работы, а еще лучше совместно обсудить и выработать критерии оценки;

– помогать ученику в подборе материала, составлении плана ответа, алгоритма работы.

Доверие к миру возникает у того ребенка, с которым много занимаются, а не только требуют с него. Доверие к учителю еще больше, если реальная оценка достижения справедлива.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Качество образования на уровне учителя и на уровне ученика.

Автор: Анна Михайловна Ведерникова

Дата: 01.03.2021

Номер свидетельства: 574608

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "“Качество образования как основа закона об образовании в РФ” (тезисы к выступлению на педсовете) "
    ["seo_title"] => string(101) "kachiestvo-obrazovaniia-kak-osnova-zakona-ob-obrazovanii-v-rf-tiezisy-k-vystuplieniiu-na-piedsovietie"
    ["file_id"] => string(6) "224862"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439223870"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В  МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ"
    ["seo_title"] => string(79) "obnovlieniie-sodierzhaniia-shkol-nogo-obrazovaniia-v-malokompliektnykh-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "282006"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453636524"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Сценарий педагогического совета "Личность учителя. Критерии её успешности" "
    ["seo_title"] => string(88) "stsienarii-piedaghoghichieskogho-sovieta-lichnost-uchitielia-kritierii-ieio-uspieshnosti"
    ["file_id"] => string(6) "165312"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422796839"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Педагогический совет «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» "
    ["seo_title"] => string(104) "piedaghoghichieskii-soviet-sovriemiennyi-urok-kak-osnova-effiektivnogho-i-kachiestviennogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "126297"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415136497"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства