Качества личности учащихся младшего школьного возраста
Качества личности учащихся младшего школьного возраста
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Данная подструктура наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, полнее всего отражает идеологию общности, в которую человек включен. Модель структуры качеств личности представлена на рис. 1.1., в основе которой лежит классификация по К.К. Платонову
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Качества личности учащихся младшего школьного возраста»
Качества личности учащихся младшего школьного возраста
Начиная исследование проблемы, развитие личности учащихся путем активизации познавательной деятельности на уроках математики, перед нами встали следующие задания:
проанализировать литературу, теоретический и практический опыт ученых с целью выявления разных взглядов для реализации данной проблемы.
В основу Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики положены системно-деятельностный, метапредметный, личностно-ориентированный подходы, которые направлены на развитие личности обучающегося на основе усвоения личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий познания и освоения мира как цели и основного результата образования [1].
Личность - это совокупность социально-психологических, гносеологических качеств человека.
Объективное в огромном диапазоне разных психических свойств и качеств выражение индивида в любой взаимосвязи с окружающим миром.
Субъективно как «Я» воспринимаю в обществе таких же людей себя.
Личность человека — динамическое понятие: она в течение всей своей жизни подвергается изменениям совершенствования или деградации. Развитие — в результате внутренних психических процессов, не связанных с педагогическим процессом на приобретение знаний, появление новых качеств личности.
Личность – это нравственная сущность человека, проявляющаяся в разнообразных обобщённых системах качеств как:
- совокупность реакций на внешние воздействия и т.д .
В деятельности человека проявляется личность как структура усвоения и присвоения индивидом общественно выработанного опыта.
Индивидуальность – выражение только своих личных, неповторимых психических качеств и способностей, отношений в обществе и жизненных смыслов.
Одна из главных задач общеобразовательных школ научить ребёнка учиться, обрести духовно-нравственный опыт и опыт социальной компетентности личности. Для этого педагог должен иметь представление об объекте воспитания – личности ребёнка. В учебном процессе применяются разные схемы личности по К.К. Платонову, по И.П. Иванову, по Д.Кетеллу, по З.Фрейду и др.
Условно психические качества личности можно разделить на наследственные и приобретённые. По их соотношению и структуре личности К.К. Платонов разделил все качества на четыре уровня [44, т. 1, с.8].
Уровень темперамента.
Связаны с наследственностью: формируются особенности, относящиеся к сфере сугубо индивидуального в характере. Другими словами по наследству передаётся тип нервной системы. Поведение в различных жизненных ситуациях (национальные, половые, возрастные и другие качества).
Уровень особенностей психических процессов.
Обобщение, сравнение, анализ, синтез, умозаключения, индукция, дедукция и другие способы умственной деятельности. Характеризуют индивидуальный характер при развитии познавательных процессов.
Уровень опыта личности.
Приобретение в трудовой, учебной деятельности определенных знаний, умений, навыков, привычек, при изучении школьных предметов.
Уровень направленности личности.
Морально-этические нормы, духовно-нравственное направление, взгляды на жизнь, отношение к окружающим, природе, убеждения все социальные качества личности, которые формируют её поведение, направляют и регулируют.
Потребности, характер, способности и Я-концепция личности образуют вместе с уровнями определённый «каркас» личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, взаимопереходят и часто компенсируют друг друга, образуя сложнейшую целостную систему.
Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры:
- направленность, опыт-знание, умение, навыки;
- индивидуальные особенности различных форм отражения ощущение, восприятие, память, и, наконец, объединенные свойства поведения.
Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Данная подструктура наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, полнее всего отражает идеологию общности, в которую человек включен. Модель структуры качеств личности представлена на рис. 1.1., в основе которой лежит классификация по К.К. Платонову .
Рис. 1.1 – Структуры качеств личности по К.К. Платонову
Для характеристики целей и содержания образовательных технологий удобна упрощенная, адаптированная модель структуры качеств личности, идея которой заимствована у И.П.Иванова. В ней выделены качества личности человека, имеющие особое значение в образовательном процессе увидеть можно на рис. 1.2.
Она содержит шесть сфер психики:
сферу знаний, умений и навыков – ЗУН;
сферу умственных действий – СУД;
сферу управляющих механизмов личности – СУМ;
сферу нравственно-эстетических качеств – СЭН;
сферу действенно-практических качеств – СДП;
сферу творческих качеств – СТК;
Эти сферы на рисунке 3 группируются на базе их материального носителя – сферы физического (психофизиологического) развития нервной системы.
Основываясь на свойствах личности, проявляясь в определённых ситуациях, которые опираются на психологические функции человека, проявляются ключевые компетентности. Они обладают высокой степенью универсальности, понимаются в широком спектре. [44, т. 1, с.8].
Рис. 1.2 – Модель структуры качеств личности по идее И.П.Иванова
В образовательной деятельности можно определить следующие ключевые компетентности:
- математическая – умение моделировать универсальные учебные действия в курсе математики, учитывая возрастные особенности младших школьников;
- коммуникативная – умение применять свои коммуникативные способности, знания, умения, навыки в сфере общения;
- информационная – умение самостоятельно обрабатывать все виды информации, владеть информационными технологиями, анализировать, обрабатывать, передавать;
- автономизационная – освоение саморазвития и самосовершенствования – направлена на способы развития духовного, физического, интеллектуального саморазвития, конкурентноспособность;
- социальная – умение жить, развиваться в обществе, развивая общественные институты (семья, церковь, государство, школа, армия, работа;
- продуктивная – умение создавать продукт собственной деятельности, зарабатывать своим трудом, умение принимать решения и нести ответственность за них;
- нравственная – умение проявлять любовь, желание, готовность, способность и потребность жить по общеловеческим нравственным законам.
Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения – это обучаемость. Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют психогенные факторы развития: потребности, способности, направленность, Я-концепция.
Потребности - свойства индивида, выражающие его нужду в чём-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека (материальные, духовные, физиологические, социальные)
Способностями называют качества личности, которые обеспечивают успешность и продуктивность той или иной деятельности.
Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности.
Я-концепция личности – это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая, система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит своё поведение. Это психическое образование, которое не отождествляется ни с какими психическими процессами, но существует в них, оставаясь автономным. Я-концепция в основном определяет важнейшую характеристику процесса самоуправления личности – её уровень притязаний, то есть представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает [44, т. 1, с.14].
Анализ литературных источников и материалы сети Интернет дали возможность выяснить: а) понятия «личность», «развитие личности»; б) разные взгляды ученых на данную проблему.
Эти знания помогут рассмотреть следующий этап нашей работы, как развивается познавательная деятельность на уроках математики в начальной школе.