Изучение межличностных отношений и их влияние на формирование классного коллектива
Изучение межличностных отношений и их влияние на формирование классного коллектива
Латинское слово «коллективус» переводят по разному-сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало нечетким. Ясно лишь то, что коллектив-это группа людей. Но любая ли группа коллектив?
В нашем случае коллектив-это объединение учеников, отличающееся рядом важных признаков:
Общая социально значимая цель.Цель есть у любой группы:у пассажиров, севших в трамвай, и у преступников, создавших воровскую шайку.Важно, какая это цель, совпадает ли она с общественными целями.
Общая совместная деятельность
Отношения общественной зависимости
Интеллектуальная коммуникативность-способность быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению.
Благоприятный психологический климат (мажорный, приподнятый)
Эмоциональное единство-, когда учпехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом.
Наиболее стабильное звено в структуре школьного коллектива-коллектив класса, в котором протекает основная деятельность-учение. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный. Нередко противоречивый. Он глубоко индивидуален.Школьники отличаются друг от друга состоянием здоровья, чертами характера, степенью общительностью, знаниями, умениями и многими другими качествами.Поэтому они по разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей.
Каждый человек стремится к самоутверждению, к тому, чтобы занять благоприяное для себя положение в группе общения. Но не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом.
Особенно трудно младшим школьникам, у которых недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делала бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания.
Важным в младшем школьном возрасте становится развитие межличностных отношений. Впервые у ребенка возникает ситуация не просто совместных со сверстниками игр, а важных общих дел и заданий.В этом возрасте возникают и получают развитие дружеские отношения.
При обычной организации учебной деятельности учащихся межличностные отношения младших школьников носят аморфный характер, расплывчатый, не имеющий четких границ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение межличностных отношений и их влияние на формирование классного коллектива »
Изучение межличностных отношений и их влияние на формирование классного коллектива
Слайд №1
Слайд №2
Латинское слово «коллективус» переводят по разному-сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало нечетким. Ясно лишь то, что коллектив-это группа людей. Но любая ли группа коллектив?
В нашем случае коллектив-это объединение учеников, отличающееся рядом важных признаков:
Слайд №3
Общая социально значимая цель.Цель есть у любой группы:у пассажиров, севших в трамвай, и у преступников, создавших воровскую шайку.Важно, какая это цель, совпадает ли она с общественными целями.
Общая совместная деятельность
Отношения общественной зависимости
Интеллектуальная коммуникативность-способность быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению.
Благоприятный психологический климат (мажорный, приподнятый)
Эмоциональное единство-, когда учпехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом.
Наиболее стабильное звено в структуре школьного коллектива-коллектив класса, в котором протекает основная деятельность-учение. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный. Нередко противоречивый. Он глубоко индивидуален.Школьники отличаются друг от друга состоянием здоровья, чертами характера, степенью общительностью, знаниями, умениями и многими другими качествами.Поэтому они по разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей.
Каждый человек стремится к самоутверждению, к тому, чтобы занять благоприяное для себя положение в группе общения. Но не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом.
Слайд №4
Особенно трудно младшим школьникам, у которых недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делала бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания.
Важным в младшем школьном возрасте становится развитие межличностных отношений. Впервые у ребенка возникает ситуация не просто совместных со сверстниками игр, а важных общих дел и заданий.В этом возрасте возникают и получают развитие дружеские отношения.
При обычной организации учебной деятельности учащихся межличностные отношения младших школьников носят аморфный характер, расплывчатый, не имеющий четких границ.
Слайд №5
Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек.Основным элементом подструктуры является парная связь. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Класс не является референтным для ребенка.
Слайд №6
Как известно, ученики 1-2 классов еще не имеют собственного мнения, а строят свои отношения со сверстниками на основе отношения к одноклассникам учителя или родителей. Взаимоотношения строятся не на основе общих интересов, а чаще возникают спонтанно. Однако, симпатии и антипатии уже выражены.При организации совместной деятельности мспользуют договор, умеют учитывать интересы других, к некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. Им уже свойственно преобладание общественно-значимых мотивов над личностными.
Слайд №7
Развиваются коммуникативные способности-индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
желание вступать в контакт с окружающими
умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
Слайд №8
Значение взаимоотношений с окружающими огромно и их нарушение-тонкий показатель отклонения психического развития.
Дети, имеющие проблемы в межличностном общении боятся смотреть собеседнику в глаза, часто грызут ногти, непроизвольно подергивают головой, плечами, другими частями тела, порой болезненно реагируют на слова окружающих.
Слайд №9
В 3 классе обычно создается единая структура межличностных отношений, основным элементом которой является устойчивая группа школьников.Выделяется деловой лидер, объединяющий до 20% наиболее авторитетных учеников обоего пола. Класс приобретает функцию референтной группы для учащихся и становится основной микросредой, в которой происходит развитие личности младшего школьника.
Слайд №10
Первостепенное значение общения со сверстниками появляется в подростковом возрасте. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой-желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны-стремление заслужить уважение, авторитет товарищей, с другой-бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь близкого верного друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». В ходе общения с окружающими формируется и самооценка, которая противоречива, недостаточно целостна, поэтому в поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Если подростку не будет предоставлена возможность для компенсаторного общения, то он обретет его в асоциальной среде. (5-6 класс)
Каждый член группы обладает определенным местомв системе отношений. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом : «звезда», «предпочитаемый», «отвергаемый», «изолированный». Для определения статусной структуры школьного класса используют социометрическую методику.
В более старшем подростковом возрасте потребность в неформальном, доверительном общении выступает как важнейшее новообразование. Подростки и юноши часто чувствуют себя одинокими и непонятными. Но чувство одиночества протекает не от внешней изоляции, а от невозможности выразить в общении всю полноту чувств.Часто в этом возрасте класс перестает быть референтным (значимым) для ребят, они начинают искать другие группы, в большей степени удовлетворяющие их представлениям о справедливости, об отношениях между людьми. Растет избирательность дружбы. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма «Психотерапии», позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги.
Л.И.Уманский и А.С.Чернышов выделяют несколько этапов развития группы
Слайд 11
По мнению Стенфорда и Роарка формирование классного коллектива проходит по следующим стадиям.
Слайд 12
Существуют виды неблагополучных взаимоотношений в классе, которые являются предметом беспокойства.
Отсутствие структуры совсем. Групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует
Складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которое входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе.
Наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят. Где каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие таких группировок приводит у атмосфере враждебности и конкуренции в классе.
Для определения уровня сформированности коллектива и определения социально-психологической позиции используются социометрические методики. Наиболее интересны детям проективные методики. Для детей любого возраста можно предложить методику «Урок физкультуры»
Слайл №14
Нарисуйте шеренгу одноклассников не по росту, а по степени значимости для вас.
Слайл №15
Методика «Подарки»
Напиши или нарисуй кому из одноклассников какой подарок ты бы подарил
Слайд №16
Методика «Необитаемый остров»
Ребятам предлагается представить ситуацию, что весь класс отправился в путешествие по морю. Корабль терпит крушение и ребят выбрасывает на берег. Что случилось дальше. Как вели себя одноклассники, как выживали на осткове и чем все это закончилось. В описаниях ребят четко прослеживаются лидеры, генераторы идей. Отвергнутых чаще всего оставляют на острове или их «крадут папуасы»
Слайд №17
Методика «Дом, замок, изба, шалаш!
Ребятам предлагается расселить одноклассников. Наиболее значимых для них людей дети определяют в замок или дом. Отвергнутых в шалаш.
Эти и другие методики позволяют быть в курсе межличностного взаимодействия в классном коллективе.
Положительным моментом является то, что вообще любой коллектив имеет тенденцию к саморазвитию.
Слайд №18
Слайд №19
Казахстан
г.Павлодар, ГУ СОШ №39 инновационного типа с гимназическими классами, учитель начальных классов
Изучение межличностных отношений и их влияние на формирование классного коллектива