kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение межличностных отношений и их влияние на формирование классного коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Латинское слово «коллективус» переводят по разному-сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало нечетким. Ясно лишь то, что коллектив-это группа людей. Но любая ли группа коллектив?

В нашем случае коллектив-это объединение учеников, отличающееся рядом важных признаков:

 

  1. Общая социально значимая цель.Цель есть у любой группы:у пассажиров, севших в трамвай, и у преступников, создавших воровскую шайку.Важно, какая это цель, совпадает ли она с общественными целями.
  2. Общая совместная деятельность
  3. Отношения общественной зависимости
  4. Интеллектуальная коммуникативность-способность быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению.
  5. Благоприятный психологический климат (мажорный, приподнятый)
  6. Эмоциональное единство-, когда учпехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом.

Наиболее стабильное звено в структуре школьного коллектива-коллектив класса, в котором протекает основная деятельность-учение. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный. Нередко противоречивый. Он глубоко индивидуален.Школьники отличаются друг от друга состоянием здоровья, чертами характера, степенью общительностью, знаниями, умениями и многими другими качествами.Поэтому они по разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей.

     Каждый человек стремится к самоутверждению, к тому, чтобы занять благоприяное для себя положение в группе общения. Но не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом.

 

Особенно трудно младшим школьникам, у которых недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делала бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания.

Важным в младшем школьном возрасте становится развитие межличностных отношений. Впервые у ребенка возникает ситуация не просто совместных со сверстниками игр, а важных общих дел и заданий.В этом возрасте возникают и получают развитие дружеские отношения.

При обычной организации учебной деятельности учащихся межличностные отношения младших школьников носят аморфный характер, расплывчатый, не имеющий четких границ.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение межличностных отношений и их влияние на формирование классного коллектива »

Изучение межличностных отношений и их влияние на формирование классного коллектива

Слайд №1

Слайд №2

Латинское слово «коллективус» переводят по разному-сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало нечетким. Ясно лишь то, что коллектив-это группа людей. Но любая ли группа коллектив?

В нашем случае коллектив-это объединение учеников, отличающееся рядом важных признаков:

Слайд №3

  1. Общая социально значимая цель.Цель есть у любой группы:у пассажиров, севших в трамвай, и у преступников, создавших воровскую шайку.Важно, какая это цель, совпадает ли она с общественными целями.

  2. Общая совместная деятельность

  3. Отношения общественной зависимости

  4. Интеллектуальная коммуникативность-способность быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению.

  5. Благоприятный психологический климат (мажорный, приподнятый)

  6. Эмоциональное единство-, когда учпехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом.

Наиболее стабильное звено в структуре школьного коллектива-коллектив класса, в котором протекает основная деятельность-учение. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный. Нередко противоречивый. Он глубоко индивидуален.Школьники отличаются друг от друга состоянием здоровья, чертами характера, степенью общительностью, знаниями, умениями и многими другими качествами.Поэтому они по разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей.

Каждый человек стремится к самоутверждению, к тому, чтобы занять благоприяное для себя положение в группе общения. Но не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом.

Слайд №4

Особенно трудно младшим школьникам, у которых недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делала бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания.

Важным в младшем школьном возрасте становится развитие межличностных отношений. Впервые у ребенка возникает ситуация не просто совместных со сверстниками игр, а важных общих дел и заданий.В этом возрасте возникают и получают развитие дружеские отношения.

При обычной организации учебной деятельности учащихся межличностные отношения младших школьников носят аморфный характер, расплывчатый, не имеющий четких границ.

Слайд №5

Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек.Основным элементом подструктуры является парная связь. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Класс не является референтным для ребенка.

Слайд №6

Как известно, ученики 1-2 классов еще не имеют собственного мнения, а строят свои отношения со сверстниками на основе отношения к одноклассникам учителя или родителей. Взаимоотношения строятся не на основе общих интересов, а чаще возникают спонтанно. Однако, симпатии и антипатии уже выражены.При организации совместной деятельности мспользуют договор, умеют учитывать интересы других, к некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. Им уже свойственно преобладание общественно-значимых мотивов над личностными.

Слайд №7

Развиваются коммуникативные способности-индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Способность к общению включает в себя:

  • желание вступать в контакт с окружающими

  • умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации

  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими

Слайд №8

Значение взаимоотношений с окружающими огромно и их нарушение-тонкий показатель отклонения психического развития.

Дети, имеющие проблемы в межличностном общении боятся смотреть собеседнику в глаза, часто грызут ногти, непроизвольно подергивают головой, плечами, другими частями тела, порой болезненно реагируют на слова окружающих.

Слайд №9

В 3 классе обычно создается единая структура межличностных отношений, основным элементом которой является устойчивая группа школьников.Выделяется деловой лидер, объединяющий до 20% наиболее авторитетных учеников обоего пола. Класс приобретает функцию референтной группы для учащихся и становится основной микросредой, в которой происходит развитие личности младшего школьника.

Слайд №10

Первостепенное значение общения со сверстниками появляется в подростковом возрасте. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой-желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны-стремление заслужить уважение, авторитет товарищей, с другой-бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь близкого верного друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». В ходе общения с окружающими формируется и самооценка, которая противоречива, недостаточно целостна, поэтому в поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Если подростку не будет предоставлена возможность для компенсаторного общения, то он обретет его в асоциальной среде. (5-6 класс)

Каждый член группы обладает определенным местомв системе отношений. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом : «звезда», «предпочитаемый», «отвергаемый», «изолированный». Для определения статусной структуры школьного класса используют социометрическую методику.

В более старшем подростковом возрасте потребность в неформальном, доверительном общении выступает как важнейшее новообразование. Подростки и юноши часто чувствуют себя одинокими и непонятными. Но чувство одиночества протекает не от внешней изоляции, а от невозможности выразить в общении всю полноту чувств.Часто в этом возрасте класс перестает быть референтным (значимым) для ребят, они начинают искать другие группы, в большей степени удовлетворяющие их представлениям о справедливости, об отношениях между людьми. Растет избирательность дружбы. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма «Психотерапии», позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

Л.И.Уманский и А.С.Чернышов выделяют несколько этапов развития группы

Слайд 11

По мнению Стенфорда и Роарка формирование классного коллектива проходит по следующим стадиям.

Слайд 12

Существуют виды неблагополучных взаимоотношений в классе, которые являются предметом беспокойства.

  1. Отсутствие структуры совсем. Групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует

  2. Складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которое входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе.

  3. Наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят. Где каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие таких группировок приводит у атмосфере враждебности и конкуренции в классе.

Для определения уровня сформированности коллектива и определения социально-психологической позиции используются социометрические методики. Наиболее интересны детям проективные методики. Для детей любого возраста можно предложить методику «Урок физкультуры»

Слайл №14

Нарисуйте шеренгу одноклассников не по росту, а по степени значимости для вас.

Слайл №15

Методика «Подарки»

Напиши или нарисуй кому из одноклассников какой подарок ты бы подарил

Слайд №16

Методика «Необитаемый остров»

Ребятам предлагается представить ситуацию, что весь класс отправился в путешествие по морю. Корабль терпит крушение и ребят выбрасывает на берег. Что случилось дальше. Как вели себя одноклассники, как выживали на осткове и чем все это закончилось. В описаниях ребят четко прослеживаются лидеры, генераторы идей. Отвергнутых чаще всего оставляют на острове или их «крадут папуасы»

Слайд №17

Методика «Дом, замок, изба, шалаш!

Ребятам предлагается расселить одноклассников. Наиболее значимых для них людей дети определяют в замок или дом. Отвергнутых в шалаш.

Эти и другие методики позволяют быть в курсе межличностного взаимодействия в классном коллективе.

Положительным моментом является то, что вообще любой коллектив имеет тенденцию к саморазвитию.

Слайд №18

Слайд №19


























Казахстан

г.Павлодар, ГУ СОШ №39 инновационного типа с гимназическими классами, учитель начальных классов








Изучение межличностных отношений и их влияние на формирование классного коллектива





Подготовила: Болехивская Л.Д.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Изучение межличностных отношений и их влияние на формирование классного коллектива

Автор: Болехивская Лариса Дмитриевна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_klassnogo_rukovoditelia_s_roditeliami_kak_odno_iz_napravlenii_vospitateln"
    ["file_id"] => string(6) "574350"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1614327923"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "План воспитательной работы в 6 классе 2013 - 2014 учебный год "
    ["seo_title"] => string(64) "plan-vospitatiel-noi-raboty-v-6-klassie-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104301"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402681842"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Концепция  воспитательной системы класса "
    ["seo_title"] => string(45) "kontsieptsiia-vospitatiel-noi-sistiemy-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "240884"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445153632"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Анализ воспитательного процесса в 6 классе за 2013 - 2014 учебный год МБОУ "Вязовская ООШ Оренбургского района" "
    ["seo_title"] => string(121) "analiz-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-6-klassie-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod-mbou-viazovskaia-oosh-orienburghskogho-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "102470"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402507426"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства