Просмотр содержимого документа
«Изучение учебной мотивации младших школьников»
УДК
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Стукашева Татьяна Васильевна, студентка 3 курса
БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»
Научный руководитель: Озерова Лидия Викторовна
Аннотация статьи: В статье рассматривается понятие "учебная мотивация", ее виды, факторы и уровни учебной мотивации. Рассматривается вопрос о влиянии мотивации на успешность учебной деятельности студентов.
Каждый педагог хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся. Определяет уровень заинтересованности в учебном процессе – учебная мотивация. Давайте, разберемся, что это такое?
Мотивационная сфера - это одна из научных областей, интерес к которой не угасает на протяжении длительного времени.
Значительный вклад в разработку теории мотивации внесли отечественные психологи П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов, Е.П. Ильин и др., которые установили, что мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели [1, c. 52].
Исследованием мотивационных аспектов учебной деятельности занимались А.К. Маркова, Н.В. Афанасьева , М.В. Матюхина , Т.А. Саблина Л.П. Кичатинов, В.И. Махновская , О.А. Чувакова , В.С. Юркевич и др.
Сегодня в психологии особенно актуальной становится проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента. Современное общество предъявляет все более высокие требования к будущему специалисту: умение решать нестандартные задачи и находить альтернативные решения, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих. Этому может способствовать высокий уровень мотивации учебной деятельности.
Мотивация - главная движущая сила в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов [2, c. 27].
Мотивация- побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
1. Она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
2. Организацией образовательного процесса;
3.Субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
4. Субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
5. Спецификой учебного предмета [3, c. 57].
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2. Хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.
4. Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности [3, c. 58].
Выделяют также два типа мотивации: внешнюю и внутреннюю.
Сущность внешних моделей в учебной деятельности заключается в систематическом подкреплении желаемого результата (рейтинговая система). Внутренняя мотивация описывает тип детерминации поведения, когда инициирующие его факторы проистекают изнутри личностного «Я» и полностью находятся внутри самого поведения. В основе данного типа мотивации лежит потребность самоактуализации.
Мотивация учебной деятельности состоит из доминирующих мотивов учения. К ним относят то, ради чего учится подросток, или, иначе говоря, то, что побуждает его учиться. Это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. По мнению А.К. Марковой, мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней [4, c. 40]
Существуют различные классификации мотивов учения. Например, Г. Розенфельд выделяет следующие группы мотивов:
учение как радость от: работы, решения проблемы, общения с друзьями (эта группа мотивов предполагает интерес обучающегося к самому процессу деятельности);
учение, как стремление достичь личной (материальной) выгоды (примером этой группы мотивов может быть ожидание подростком материального поощрения за его успехи в учебе от близких, в будущем – высокооплачиваемую профессию);
учение на основе влияния друзей и других образцов для подражания (это может быть вариант подражания старшему брату или успешному сверстнику);
учение как стремление повысить социальный статус, избежать неудачи, позора (у школьника всегда есть возможность продемонстрировать другим свои способности в учебной деятельности и претендовать на более высокий статус в группе);
учение вследствие принуждения, давления (мотив «надо» обучающиеся усваивают с дошкольного возраста, при этом результат обучения нужен другим: родителям, учителям, сам школьник выполняя требования, стремиться освободиться от внутреннего напряжения и давления со стороны);
учение из чувства ответственности (например, обучающийся может испытывать угрызение совести, стыд перед собой и окружающими в случае если он получил низкую отметку. В психологии известен феномен «комплекс отличника» - стремление быть во всем и всегда первым, огромный внутренний страх возможных неудач, при этом нет права на ошибку;
учение на основе понимания значения профессии, жизненные установок, целей (данная группа мотивов чаще наблюдается в старшем школьном возрасте, когда перед обучающимся становится актуальным вопрос профессионального самоопределения);
учение на основе жизненных потребностей (данная группа мотивов будет наблюдаться у школьников, если педагог четко демонстрирует связь учебного материала с повседневной жизнью ребенка, возможности его применения в быту).
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности [4, c. 42]
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р.Гинзбурга, проводилась мною на базе МБОУ «Жилинская СОШ» Орловского муниципального округа с учащимися второго класса с задержкой психического развития, а так же на базе МБОУ – лицей №21 имени генерала А.П.Ермолова г.Орла на обучающихся 2 класса с нормой развития.
Результаты проведения диагностики в МБОУ «Жилинская СОШ»:
Диагностика проводилась на детях 8-9 лет с задержкой психического развития.
Результаты проведения диагностики приведены в диаграмме 1.
Анализируя диаграмму и результаты проведения методики можно заметить что основное количество детей набрали от 17 до 20 баллов, общий бал равен 20, что соответствует IV – сниженному уровню развития мотивации. Такие детей чаще всего испытывают затруднения при обучении, интерес к выполнению заданий посредственный или отсутствует вообще, в связи с этим успеваемость учащихся заметно снижается.
Рассмотрим результаты проведения методики на детях учащихся во втором классе МБОУ Лицей №21 им. Генерала А.П.Ермолова.
Результаты проведения диагностики проведены в диаграмме 2.
Анализируя диаграмму и результаты проведения методики на детях во втором классе, можно определить, что основное количество учащихся набрали от 30 до 38 баллов, общий балл равен 33, что соответствует II – высокому уровню мотивации учения. Ученики заинтересованы в обучении, охотно выполняют задания, в результате этого имею достаточный уровень успеваемости.
Сравним результаты проведения методик в МБОУ «Жилинская СОШ» и МБОУ – Лицей №21 им.генерала А.П.Ермолова:
Анализируя сравнительную диаграмму, можно сделать вывод о том, что у детей с нормой развития мотивационный уровень выше, они больше заинтересованы в обучении и результатах обучения.
Все это показывает на необходимость применения методов и приемов на правленых на развитие мотивации у обучающихся
Список литературы
Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности: научное издание / В.И. Ковалев. - Москва: Наука, 2011. - 193с.
2. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. М.: Московский психологосоциальный институт, 2001. - 285 с.
3. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.: ПраймЕврознак, 2005. - 416 с.
4. Якунин В. А. Педагогическая психология: учеб. пос., Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова: Полиус, 1998. - 638 с.