kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение учебной мотивации младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему мотивации младших школьников с нормой развития и ЗПР, с проведением диагностики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение учебной мотивации младших школьников»

УДК

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


Стукашева Татьяна Васильевна, студентка 3 курса

БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»

Научный руководитель: Озерова Лидия Викторовна


Аннотация статьи: В статье рассматривается понятие "учебная мотивация", ее виды, факторы и уровни учебной мотивации. Рассматривается вопрос о влиянии мотивации на успешность учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: мотивация, мотивационная сфера, личность, учебная деятельность, направленность, устойчивость, активность.


Каждый педагог хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся. Определяет уровень заинтересованности в учебном процессе – учебная мотивация. Давайте, разберемся, что это такое?

Мотивационная сфера - это одна из научных областей, интерес к которой не угасает на протяжении длительного времени.

Значительный вклад в разработку теории мотивации внесли отечественные психологи П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов, Е.П. Ильин и др., которые установили, что мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели [1, c. 52].

Исследованием мотивационных аспектов учебной деятельности занимались А.К. Маркова, Н.В. Афанасьева , М.В. Матюхина , Т.А. Саблина Л.П. Кичатинов, В.И. Махновская , О.А. Чувакова , В.С. Юркевич и др.

Сегодня в психологии особенно актуальной становится проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента. Современное общество предъявляет все более высокие требования к будущему специалисту: умение решать нестандартные задачи и находить альтернативные решения, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих. Этому может способствовать высокий уровень мотивации учебной деятельности.

Мотивация - главная движущая сила в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов [2, c. 27].

Мотивация - побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

1. Она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

2. Организацией образовательного процесса;

3.Субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

4. Субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

5. Спецификой учебного предмета [3, c. 57].

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2. Хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Положительное отношение к школе,  но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.

4. Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности [3, c. 58].

Выделяют также два типа мотивации: внешнюю и внутреннюю.

Сущность внешних моделей в учебной деятельности заключается в систематическом подкреплении желаемого результата (рейтинговая система). Внутренняя мотивация описывает тип детерминации поведения, когда инициирующие его факторы проистекают изнутри личностного «Я» и полностью находятся внутри самого поведения. В основе данного типа мотивации лежит потребность самоактуализации.

Мотивация учебной деятельности состоит из доминирующих мотивов учения. К ним относят то, ради чего учится подросток, или, иначе говоря, то, что побуждает его учиться. Это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. По мнению А.К. Марковой, мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней [4, c. 40]

Существуют различные классификации мотивов учения. Например, Г. Розенфельд выделяет следующие группы мотивов:

  1. учение как радость от: работы, решения проблемы, общения с друзьями (эта группа мотивов предполагает интерес обучающегося к самому процессу деятельности);

  2. учение, как стремление достичь личной (материальной) выгоды (примером этой группы мотивов может быть ожидание подростком материального поощрения за его успехи в учебе от близких, в будущем – высокооплачиваемую профессию);

  3. учение на основе влияния друзей и других образцов для подражания (это может быть вариант подражания старшему брату или успешному сверстнику);

  4. учение как стремление повысить социальный статус, избежать неудачи, позора (у школьника всегда есть возможность продемонстрировать другим свои способности в учебной деятельности и претендовать на более высокий статус в группе);

  5. учение вследствие принуждения, давления (мотив «надо» обучающиеся усваивают с дошкольного возраста, при этом результат обучения нужен другим: родителям, учителям, сам школьник выполняя требования, стремиться освободиться от внутреннего напряжения и давления со стороны);

  6. учение из чувства ответственности (например, обучающийся может испытывать угрызение совести, стыд перед собой и окружающими в случае если он получил низкую отметку. В психологии известен феномен «комплекс отличника» - стремление быть во всем и всегда первым, огромный внутренний страх возможных неудач, при этом нет права на ошибку;

  7. учение на основе понимания значения профессии, жизненные установок, целей (данная группа мотивов чаще наблюдается в старшем школьном возрасте, когда перед обучающимся становится актуальным вопрос профессионального самоопределения);

  8. учение на основе жизненных потребностей (данная группа мотивов будет наблюдаться у школьников, если педагог четко демонстрирует связь учебного материала с повседневной жизнью ребенка, возможности его применения в быту).

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности [4, c. 42]

Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р.Гинзбурга, проводилась мною на базе МБОУ «Жилинская СОШ» Орловского муниципального округа с учащимися второго класса с задержкой психического развития, а так же на базе МБОУ – лицей №21 имени генерала А.П.Ермолова г.Орла на обучающихся 2 класса с нормой развития.

Результаты проведения диагностики в МБОУ «Жилинская СОШ»:

Диагностика проводилась на детях 8-9 лет с задержкой психического развития.


Результаты проведения диагностики приведены в диаграмме 1.

Анализируя диаграмму и результаты проведения методики можно заметить что основное количество детей набрали от 17 до 20 баллов, общий бал равен 20, что соответствует IV – сниженному уровню развития мотивации. Такие детей чаще всего испытывают затруднения при обучении, интерес к выполнению заданий посредственный или отсутствует вообще, в связи с этим успеваемость учащихся заметно снижается.

Рассмотрим результаты проведения методики на детях учащихся во втором классе МБОУ Лицей №21 им. Генерала А.П.Ермолова.

Результаты проведения диагностики проведены в диаграмме 2.




Анализируя диаграмму и результаты проведения методики на детях во втором классе, можно определить, что основное количество учащихся набрали от 30 до 38 баллов, общий балл равен 33, что соответствует II – высокому уровню мотивации учения. Ученики заинтересованы в обучении, охотно выполняют задания, в результате этого имею достаточный уровень успеваемости.

Сравним результаты проведения методик в МБОУ «Жилинская СОШ» и МБОУ – Лицей №21 им.генерала А.П.Ермолова:

Анализируя сравнительную диаграмму, можно сделать вывод о том, что у детей с нормой развития мотивационный уровень выше, они больше заинтересованы в обучении и результатах обучения.

Все это показывает на необходимость применения методов и приемов на правленых на развитие мотивации у обучающихся


Список литературы

  1. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности: научное издание / В.И. Ковалев. - Москва: Наука, 2011. - 193с.

2. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. М.: Московский психологосоциальный институт, 2001. - 285 с.

3. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.: ПраймЕврознак, 2005. - 416 с.

4. Якунин В. А. Педагогическая психология: учеб. пос., Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова: Полиус, 1998. - 638 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Изучение учебной мотивации младших школьников

Автор: Стукашева Татьяна Васильевна

Дата: 24.04.2022

Номер свидетельства: 605592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "«Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников как качественный  показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в школе» "
    ["seo_title"] => string(162) "razvitiie-motivatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-kak-kachiestviennyi-pokazatiel-effiektivnosti-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "104078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402665475"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Использование ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(83) "ispol-zovaniie-situatsii-uspiekha-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125011"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414864668"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Творческие приемы формирования учебной мотивации младших школьников в процессе изучения английского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "tvorcheskie_priemy_formirovaniia_uchebnoi_motivatsii_mladshikh_shkolnikov_v_prot"
    ["file_id"] => string(6) "590820"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636398626"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Выявление и формирование УУД младших школьников в рамках реализации УМК «Планета знаний». "
    ["seo_title"] => string(97) "vyiavlieniie-i-formirovaniie-uud-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-riealizatsii-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "236206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443982172"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Психолого-физиологические особенности младших школьников, роль игры в обучении английскому языку"
    ["seo_title"] => string(109) "psikhologho_fiziologhichieskiie_osobiennosti_mladshikh_shkol_nikov_rol_ighry_v_obuchienii_anghliiskomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "348074"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476117329"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства