Творческие приемы формирования учебной мотивации младших школьников в процессе изучения английского языка
Творческие приемы формирования учебной мотивации младших школьников в процессе изучения английского языка
Актуальность формирования учебной мотивации в процессе изучения английского языка у младших школьников определяется тем, что именно на начальной ступени обучения, когда учебная деятельность становится ведущей, важно заложить основы мотивации к овладению иностранным языком, а к концу обучения в 4 классе сделать ее устойчивым новообразованием учащегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческие приемы формирования учебной мотивации младших школьников в процессе изучения английского языка»
ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1
Актуальность формирования учебной мотивации в процессе изучения английского языка у младших школьников определяется тем, что именно на начальной ступени обучения, когда учебная деятельность становится ведущей, важно заложить основы мотивации к овладению иностранным языком, а к концу обучения в 4 классе сделать ее устойчивым новообразованием учащегося.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Это связано с тем, что психолого-возрастные особенности и возможности возраста (развитие способностей, психических процессов, мотивации достижения успеха, подверженность влиянию родителей и учителя, стремление и потребность к познанию нового и др.) позволяют воздействовать на мотивационно - потребностную сферу личности с позиции формирования интереса, желания к занятиям иностранным языком.
Уроки английского языка вносят огромный вклад в воспитание, образование и развитие ребенка. Сегодня каждый заинтересован в практическом овладении языком. Дети, приступая к изучению английского языка, ожидают что-то новое, необычное, интересное. Число младших школьников, которые хотят узнать нечто большее, нежели то, что преподают в школе, желающих утвердиться в своих знаниях, и выучить предмет в совершенстве, а не на уровне школьной программы, к сожалению, мало. Это связано с тем, что у младших школьников еще в недостаточной степени сформирована мотивация учения. Как правило, учащиеся ориентированы на получение похвалы от учителя, родителей (мотивы благополучия), признание их лучшими в классе по предмету (мотивы престижности), т. е. налицо отсутствие познавательных мотивов, поэтому важно вести систематическую и целенаправленную работу по формированию у ребенка данных мотивов при овладении иностранным языком.
Одним из путей решения обозначенной проблемы является использование творческих приемов, нацеленных на создание ребенком чего-то нового, ранее не существовавшего. Чтобы формировать творческий опыт младших школьников, необходимо создавать специальные педагогические ситуации, создающие условия для творческого решения поставленной учителем задачи. Важно не только знать психолого-педагогические особенности детей, но и уметь применять современные педагогические технологии и уметь увлечь детей учебной работой. Каждый урок должен превратиться в творческое сотрудничество учеников с учителем.
Естественно, творческие задания можно использовать в работе с учащимися, обладающими необходимыми знаниями в области английского языка. Однако, как показывает практика, на любом этапе обучения и с детьми с разным уровнем подготовленности возможно и необходимо включать игровые и творческие задания.
Уместное использование игровых творческих приемов повышает интерес к языку, развивает логическое мышление, расширяет общий кругозор детей, стимулирует творческое мышление, тренирует память. Игровые задания вносят разнообразие в учебный процесс, что положительно сказывается на успеваемости. Дети с удовольствием выполняют данные им задания.
Например, можно дать ученикам такие задания, как:
«Угадайте, какие буквы спрятались»:
☺ В C ☺ E F ☺ H I ☺K L☺ N O☺ Q R☺ T U☺W X☺
«Расшифруйте фразу». Каждой цифре соответствует буква алфавита:
9; 12, 15, 22, 5; 5, 14, 7, 12, 9, 19, 8 ! (I LOVE ENGLISH) и др. После выполнения данного задания можно предложить детям составить свое письмо с использованием предложенного варианта шифровки.
«Напишитесловасзаглавнойбуквы»: car-, bus-, doll-, plane-, kite-red-, swim-. Придумайте слова-рифмы к этим словам. Составьте предложение с использованием предложенных слов.
«Найдите лишние слова в цепочках». Придумайте словосочетание с этим словом, используя предложенные иллюстрации. Составьте предложение с использованием предложенных слов:
good – big – clever – funny – grey
mother – father – sister – sportsman – brother
face – nose – ear – mouth – puppy
cold – play – run – dance – come
farmer – doctor – engineer – chess – dentist
snow – sun – wind – rain – spring
«Расшифруйте скороговорку, разделив ее на слова»:
Abigblackbugbitabigblackdogonhisbigblacknose
- Придумать приветствие для любимого сказочного героя.
- Придумать поздравление другу на день рождения.
В целях формирования заинтересованности младших школьников в изучении английского языка можно использовать творческие мини-проекты. Основные преимущества данной технологии состоят в том, что она основана на коммуникативном и интегративном подходе, дает возможность развития одновременно различных компетенций речевой, лингвистической и социокультурной деятельности. Второй положительный момент в том, что это возможность повышения мотивации к обучению, идущей не извне, а от учащегося. При вовлечении учащихся в данный вид работы они сами заинтересованы в ее наилучшем выполнении и сами решают вопрос о том, как будет получен продукт, применяя свои творческие способности. Роль учителя – направлять, помогать и консультировать, а не диктовать свои условия.
Тематика проектов может предлагаться и учащимися, и учителем. Интересны в плане творческого и мотивационного развития творческие и приключенческие, игровые проекты, например, мини-проекты:
“Regime of my day” (Мой режим дня) (2 класс). Учащиеся рисуют плакат с изображением действий, которые они делают ежедневно, и подписывают свои действия, используя лексику английского языка.
“My favorite toy” (Моя любимая игрушка) (2 класс). Учащиеся приносят свою любимую игрушку, описывают ее, используя лексику.
“Family Tree” (Семейное древо) (3 класс). Учащиеся изображают семейное древо (в виде ромашки, дерева, солнышка, поезда и пр.), приклеивают фото и подписывают имена членов семьи, используя лексические единицы по данной теме.
“Funny Animals” (Забавные животные) (4 класс). Школьники придумывают забавных фантастических животных, изображают и описывают их на иностранном языке.
“Zoo” (Зоопарк) (4 класс). Учащиеся рисуют свой зоопарк и пишут названия животных.
“Professions” (Профессии) (4 класс). Учащиеся рассказывают о профессиях своих родителей и родственников, используя лексику по данной теме.
“Sport” (Спорт) (4 класс). Учащиеся придумывают новую спортивную игру, используя лексику по теме.
“My hobby” (Мое любимое занятие) (4 класс). Учащиеся приносят различные поделки, и рассказывают о них.
“Postcard” (Открытка) (4 класс). Учащиеся делают открытки для своих друзей и родителей, пишут названия праздников на английском языке.
“Visiting Cards” (Визитные карточки) (4 класс). Учащиеся создают свои визитные карточки, представляя свои личные характеристики по заранее оговоренным темам или произвольно.
“My Dream House” (Дом моей мечты) (4 класс). Дети придумывают дом своей мечты и воплощают свои идеи в рисунках, макетах, планах, сопровождая их рассказами.
Для закрепления знаний и умений учащихся, а также в целях формирования интереса к иностранному языку необходимо использовать постановку мини-спектаклей по сказкам, песенкам, стихотворениям на английском языке. Например, скороговорка для первого класса:
I like my Bunny.
Bears like honey.
Girls like cats.
Cats like rats.
Boys like dogs.
Storks like frogs.
Mice like cheese.
Sparrows like peas.
Owls like mice.
I like rice.
Birds like grain.
Say it all again!
Важно также, чтобы учащиеся со средним уровнем готовности получили возможность проявить свое творческое Я. С этой целью учитель английского языка может использовать иллюстрации-подсказки (например, картинки животного с первой буквой названия этого животного, или цветные карточки), слова- и вопросы-подсказки (например, первую и последнюю букву слова, What colour is orange?), алгоритмы и схемы по выполнению заданий, считалки-закреплялки (например, считалка:
One, two. Who are you?
Three, four. Open the door?
Five, six. My name is Dix.
Seven, eight. It is too late.
Nine, ten. Say it again.)
Таким образом, анализ опыта учителей английского языка по использованию творческих приемов обучения, собственная практика показывают, что творческие задания необходимо применять в случае сформированности основ элементарных знаний английского языка. Вместе с тем, важно, чтобы упражнения, нацеленные на репродуктивное воспроизведение усвоенного материала, имели творческое продолжение.
1 Статья выполнена под научным руководством Л. В. Земляченко, канд. пед. наук, доцента кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева»