Новые федеральные государственные образовательные стандарты (или - стандарты 3 поколения) утверждены 30 мая 2021 года.
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине, что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изменения в новых ФГОС НОО и ООО»
Изменения в новых ФГОС НОО и ООО
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (или - стандарты 3 поколения) утверждены 30 мая 2021 года.
С 1 сентября 2022 года начнёт действовать обновлённый ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.
С 1 сентября работаем по старым учебникам, но по обновлённым стандартам!
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине, что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
Я остановлюсь на ключевых моментах.
Стандарты обеспечивают вариативность содержания ООП – закрепили три способа, как этого достичь:
– сочетать различные учебные единицы – предметы, курсы, модули; – школа вправе вводить углубленное изучение предмета (если есть запросы от родителей и учеников и необходимые условия) ; – разрабатывать ИУП (Школа может предлагать ИУП одаренным детям, которые заняты спортивной, творческой и иной деятельностью вне школы, или, наоборот, отстающим детям)
Вариативность
Новые стандарты НОО требуют, чтобы содержание ООП НОО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.
Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый – в структуре программ НОО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
ФГОС устанавливает вариативность сроков реализации образовательной программы
• Срок получения начального общего образования составляет не более 4 лет.
• Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при обучении по адаптированным программам НОО, независимо от применяемых образовательных технологий, может быть увеличен не более чем до 6 лет.
• Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам освоения программы НОО, срок получения образования может быть сокращен.
Оценка результатов освоения ООП
• Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных в порядке, установленном Организацией.
• Итоговой аттестации по уровню начального общего образования ФГОС НОО не предусматривают.
• Оценка личностных результатов освоения программы начального общего образования не является предметом промежуточной аттестации.
•
Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Обновленный Фгос НОО не применяется для обучения обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью(так как отсутствует ООП НОО Программа коррекционной работы.
Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.
• В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:
• рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
• программу формирования УУД;
• рабочую программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать ЭОР. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности.
•
Произошли изменения в диапазоне часов для 5-дневной и 6-дневной учебных недель.
Деление учеников на группы
Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. при этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей.
Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход (предусматривает возможность деления на группы, но все зависит от финансирования!!!!)
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
Практически полностью изменились требования к результатам освоения программы НОО.
Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики.
Метапредметные и личностные результаты
Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
гражданско-патриотическое;
духовно-нравственное;
эстетическое;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
трудовое;
экологическое;
ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.
Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.
Требования к метапредметным результатам сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода «Находить», «Выявлять», «Выбирать», (было осуществлять ,формулировать, использовать)
Предметные результаты
1. Распределены по годам обучения и менять школа не может.
2. Определяют минимум содержания образования, изучение которого гарантирует государство. («Ученик научится», и нет как в предыдущем ФГОМС «Ученик получит возможность научиться», то что прописывали курсивом)
3.Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
4. Формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений.
5. Формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом ВПР, НИКО и т.д.
Требования к предметным результатам также сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода «осознавать, владеть, понимать, использовать».
Информационно-образовательная среда
Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Сейчас новые ФГОС определяют, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.
Психолого-педагогические условия
В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также описали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.
Повышение квалификации педагогов
Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.
Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы. Главным отличием новейших стандартов третьего поколения становится их конкретизация и чёткость. Помимо реализации новых ФГОС, образовательную систему ждут и другие обновления, так классы будут оборудованы новейшей техникой.