Преподавание русского языка с учетом инновационных технологий (ФГОС ООО)
Преподавание русского языка с учетом инновационных технологий (ФГОС ООО)
В настоящее время потребности социальной адаптации и самореализации личности и развития общества в целом выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а формированием личностных и метапредметных умений: самостоятельной организацией собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
В силу этого особую значимость приобретает введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, которые предполагают реализацию развивающего потенциала обучения. При этом результатом образования становятся не столько сами знания по конкретным дисциплинам, сколько умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Русский язык как учебный предмет занимает важнейшее место в школьном образовании. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия этого предмета на формирование личности ребенка в процессе обучения. От успешности в его изучении зависит не только освоение других дисциплин, но и формирование умений ориентироваться в огромном потоке информации, адекватно ее оценивать, грамотно использовать, принимать обоснованные решения, ясно и четко выражать собственные мысли.
Именно поэтому сегодня актуальной стала тема преподавания русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО нового поколения: новое время требует качественных изменений в области преподавания русского языка, новых подходов к организации учебного процесса в школе. Главная цель уроков русского языка заключается сегодня в создании условий, формирующих ученика как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Роль учителя-словесника становится более сложной, требующей не только знания русского языка, но и умения использовать разнообразные педагогические технологии и средства обучения для организации самостоятельной деятельности школьников с учетом их индивидуальности.
Таким образом, задача нашей работы – рассмотреть специфику преподавания русского языка в современной школе с учетом требований ФГОС ООО нового поколения и задачи учителя, направленные на изменение, совершенствование своей педагогической деятельности в соответствии с современным государственным заказом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Глава 2. Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС…………………………………………………………………...13
2.1. Применение технологий системно-деятельностного подхода на уроках русского языка............................................................................................................................13
2.2. Подготовка учителя к уроку русского языка в соответствии с требованиями ФГОС……………………………………………………………….15
2.3. Формирование УУД на уроках русского языка…………………………..18
Заключение………………………………………………………………………23
Литература………………………………………………………………………24
Приложение……………………………………………………………………..26
Введение.
В настоящее время потребности социальной адаптации и самореализации личности и развития общества в целом выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а формированием личностных и метапредметных умений: самостоятельной организацией собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
В силу этого особую значимость приобретает введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, которые предполагают реализацию развивающего потенциала обучения. При этом результатом образования становятся не столько сами знания по конкретным дисциплинам, сколько умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Русский язык как учебный предмет занимает важнейшее место в школьном образовании. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия этого предмета на формирование личности ребенка в процессе обучения. От успешности в его изучении зависит не только освоение других дисциплин, но и формирование умений ориентироваться в огромном потоке информации, адекватно ее оценивать, грамотно использовать, принимать обоснованные решения, ясно и четко выражать собственные мысли.
Именно поэтому сегодня актуальной стала тема преподавания русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО нового поколения: новое время требует качественных изменений в области преподавания русского языка, новых подходов к организации учебного процесса в школе. Главная цель уроков русского языка заключается сегодня в создании условий, формирующих ученика как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Роль учителя-словесника становится более сложной, требующей не только знания русского языка, но и умения использовать разнообразные педагогические технологии и средства обучения для организации самостоятельной деятельности школьников с учетом их индивидуальности.
Таким образом, задача нашей работы – рассмотреть специфику преподавания русского языка в современной школе с учетом требований ФГОС ООО нового поколения и задачи учителя, направленные на изменение, совершенствование своей педагогической деятельности в соответствии с современным государственным заказом.
Глава 1. Требования ФГОС нового поокоения
1.1. Что такое ФГОС нового поколения.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения – принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни, представляя собой совокупность требований:
1) к структуре основной образовательной программы;
2) к условиям реализации основной образовательной программы;
3) к результатам освоения основной образовательной программы.
1.2. Требования к структуреосновной образовательной программы
Основная образовательная программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Также основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 30%.
1.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Требования к условиям реализацииосновной образовательной программы характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические, психолого-педагогические, информационно-методические условия образовательного учреждения.
Соблюдение требований к условиямреализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
1.4. Требования ФГОС к результатам обучения.
Сегодня система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Под предметными результатами понимаются умения, специфические для конкретной предметной области. Для русского языка это языковая грамотность.
К личностным результатам обучения русскому языку относятся:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждение актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Говоря о надпредметной функции курса русского языка, следует отметить нацеленность курса на формирование важнейших общеучебных умений, основу которых составляют все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оцениваниеи классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
1.5. Системно - деятельностный подход к обучению.
Признанным подходом в обучении в соответствии с ФГОС выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения. При данной форме обучения важным является применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своѐ знание и незнание и др.
Суть деятельностного подхода в образовательном процессе заключается во включении ученика в общий с учителем образовательно-познавательный поток, в оказании реальной помощи в самоопределении, в научении релаксированию. Это можно сделать только с помощью действия. В чем же сущность деятельностного подхода?
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в интеллектуальном развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной познавательной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания.
Что отличает урок, построенный на основе системно-деятельностного подхода, от урока знаниевой образовательной модели? Мы можем назвать следующие характерные признаки:
1. Учитель формулирует не только содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету), но и деятельностную цель (формирование умений реализации новых способов действий).
2. Учитель планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания.
3. Учитель продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает условия («ловушки») для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием.
4. Цель урока формулируется обучающимися как собственная учебная задача.
5. На этапе первичного закрепления учитель выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи.
6. Наличие на уроке самостоятельной работы обучающихся с проверкой по эталону.
7. Формы организации познавательной деятельности обучающихся и методы обучения обеспечивают реализацию девиза «Не давать готовые знания».
8. Наличие на уроке итоговой оперативной экспресс-диагностики результатов.
9. Учитель планирует и реализует этап рефлексии обучающимися собственной деятельности на уроке.
10. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов экспресс-диагностики и рефлексии.
Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и менеджера этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать новое, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит интеллектуальное и эмоциональное развитие ребѐнка.
1.6. Универсальные учебные действия.
Новый стандарт одной из главных задач школы определяет развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия – это способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного обретения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Другими словами, овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.
Выделяются следующие виды УУД:
личностные (смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания),
познавательные (поиск, переработка и структурирование информации; исследование; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления),
коммуникативные (осуществление межличностного общения, умение работать в группе),
регулятивные (целеполагание, планирование и организация деятельности, самоконтроль).
Современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
Глава 2. Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС.
2.1. Применение технологий системно-деятельностного подхода на уроках русского языка.
Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Эффективный и творческий урок требует серьезной психолого-педагогической и методической подготовки учителя, и какими бы хорошими ни были программы, учебники и методические пособия, плохой урок все испортит.
В настоящее время особое значение придается тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения. На это ориентируют школу и основные требования Государственного образовательного стандарта, который делает значительный шаг к обновлению и к разгрузке содержания обучения, с одной стороны, а с другой – впервые нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения в современной школе.
Стандарт утверждает идею личностно-ориентированного обучения и его развивающую функцию. Он нацелен на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Образовательный стандарт ориентирует школу на переход от старых к новым принципам образования, от безличностной, «знаниевой» к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся современной школы.
Таким образом, ориентация стандартов на модернизацию школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление соответствующих ему методов, средств и форм обучения с учетом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования. Все эти установки так или иначе направлены на обновление теории и практики урока русского языка в современной школе.
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. В то же время не всегда учитель имеет четкое представление, как это реализовать на практике. Вот пример, который приводит Шерстова Елена Владимировна, зав. кафедрой русского языка и литературы ЦДО «Эйдос»: урок английского языка, учительница яркая, эмоциональная, знание языка великолепное, контакт с детьми замечательный. Во второй половине урока педагог предлагает ученикам групповую работу: каждый вытягивает себе листочек с именем и указанием степени родства, в итоге дети делятся на две группы – две семьи, где есть бабушки, дедушки, внуки и т.д. Учитель дает задание: представить свою семью и описать, у кого какая комната в доме. Ученики, разбившись на группы, начинают между собой обсуждать, что и как они будут делать, определяют для себя домашнее задание. Потом все возвращаются на свои места, учитель подводит итог урока, звенит звонок…
Чем не деятельностный подход на уроке? Ученики работали самостоятельно, образовательный продукт получили (во всяком случае, образ наметили), обязанности распределили, что нужно сделать к следующему уроку – всем ясно. И все-таки на данном этапе урока отсутствовал системно-деятельностный подход в обучении.
Сущность деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что ученику нужно предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. При подобной организации деятельности отсутствует главное – личная инициатива. Когда задание «спущено сверху» и интересы-желания-потребности школьника никто не учитывает, возникает закономерный вопрос у ученика: «А зачем мне это надо? Почему я должен это делать?»
Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:
1) ученик изучает объект,
2) создаёт в результате свой образовательный продукт,
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные этапы урока. Рассмотреть это можно на примере урока по русскому языку для 6 класса по теме «Указательные местоимения» (Приложение 1).
2.2. Подготовка учителя к уроку русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго поколения мы должны отказаться от привычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключением уроков, организуемых в нетрадиционной, нестандартной, форме) отводилась учителю, то в соответствии с ФГОС эта роль переходит к учащимся. Учитель же выполняет роль скорее организатора, нежели того, кто объясняет новый материал.
Современный урок должен строиться на работе учеников, независимо от их возраста и уровня знаний. Любой урок необходимо начинать с так называемого «погружения в тему», что обуславливает тот факт, что учащиеся самостоятельно должны сформулировать тему урока, цель, определить темп урока, подвести итог как каждого этапа, так и общий.
Подобные требования ведут за собой и изменения при подготовке учителя к уроку. При традиционной подготовке, то есть при написании привычного нам конспекта урока (неважно подробный это конспект или же план-конспект) учитель обращает внимание на содержательную сторону урока, что отражается в дальнейшем и при самоанализе проведенного урока Реализация ФГОС требует изменений в деятельности педагога при подготовке урока (Приложение 2), приводит нас к другой форме планирования - к технологической карте.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
Сообщение нового материала.
Решение учебной задачи.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
Закрепление изученного материала.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Пример технологической карты к уроку русского языка можно увидеть в Приложении 3.
Таким образом, при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС учителю следует учитывать прежде всего этапы конструирования урока:
Определение темы учебного материала.
Определение дидактической цели темы.
Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Продумывание структуры урока.
Обеспеченность урока (например, таблицы).
Отбор содержания учебного материала.
Выбор методов обучения.
Выбор форм организации педагогической деятельности
Оценка знаний, умений и навыков.
Рефлексия урока.
Также технологическая карта незаменима при самоанализе урока. Очень часто при самоанализе урока учитель просто пересказывает его ход, опираясь на подготовленный конспект, и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане, как уже было отмечено, расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, видов учебной деятельности на каждом этапе урока (Приложение 4).
2.3. Формирование УУД на уроках русского языка.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей, но всё же вызывают вопросы. Как спроектировать урок? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?
Многие учителя - практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования УУД на уроке.
Одно из них – создание проблемных ситуаций, которые дают возможность активизировать мыслительную деятельность обучающихся, направить её на поиск новых знаний и способов действий, так как следующий этап работы в классе – решение поставленной задачи. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе труда.
Например, в 7 классе на уроке русского языка может быть предложено задание: определить, какой частью речи являются одинаково звучащие слова в предложениях и объяснить это соседу по парте. Например: 1) По-осеннему сыплет ветер, по-осеннему шепчут листья. 2) Я медленно иду по осеннему лесу.
В процессе такой работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Школьники учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации, а также сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные – неверные утверждения». Используя этот приём, предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение.
Например, на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Деепричастие» предлагаются такие утверждения:
- деепричастие – самостоятельная часть речи;
- деепричастие – особая форма глагола;
- деепричастие обладает признаками глагола и наречия;
- деепричастие не изменяется;
- деепричастие изменяется по временам;
- деепричастие в предложении является сказуемым.
После знакомства с текстом учебника задается вопрос: что нового узнали, прочитав параграф учебника?
Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяя её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.
Важную роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, комментирование текста и многое другое. Для формирования УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: составление плана, составление сводной таблицы, запись тезисов, комментирование, чтение с остановками, чтение с пометами, составление кластера.
Еще одна модель формирования УУД - работа в парах сменного состава, самостоятельная работа обучающихся, интеллектуальные игры, использование ИКТ, использование технологии развития критического мышления, создание проблемных ситуаций на уроке, вовлечение школьников во внеурочную деятельность по предмету.
Можно выделитьэтапы урока, на которых формируются разные виды УУД:
1. Регулятивные УУД могут формироваться:
а) на уроках изучения нового материала.
Например, при формировании новых знаний о части речи даем задания: «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?», «Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод» (Умение соотносить полученный свой результат с образцом, находить и исправлять ошибки.), «Прочитай определение в рамке на стр...», «Всё ли было верно в твоем задании, которое ты выполнил?» (Дети читают правило, исправляют ошибки, которые допустили).
б) на уроках обобщения.
Например: «Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану …», «Сравни своё правило с тем, которое дано в конце учебника на стр… Пользуйся этим правилом при выполнении следующих упражнений…».
в) на этапах контроля и самоконтроля учебных действий.
Например: «Как ты докажешь, что во всех этих словах есть орфограммы? Перечитай задания», «Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте: проверьте работу друг друга. Исправьте допущенные ошибки»; "Сколько в тексте таких предложений? Должно быть три!"; «Докажи письменно на примере любых двух слов, что эти слова изменяются по 2-му склонению», «Выпиши из текста слова со знакомыми орфограммами. Перед ними запиши проверочные слова», «Сколько разных видов орфограмм тебе встретилось? «Найди название орфограммы, которая вызывает у тебя затруднение. Выполни одно из заданий на эту орфограмму. Перед каждым из них напиши проверочные слова».
2. Познавательные УУД могут формироваться
а) на этапах изучения нового материала.
Например: наблюдение за ролью глаголов в речи: «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти тексты? Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»
б) на этапах актуализации знаний.
Например: обращение к опыту детей: «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».
в) на этапах формирования умения ставить и решать проблемы: «Назовите различия форм существительных И.п. и В.п., а также Р.п. и В.п.; существительных, имеющих не только предметное значение, но и значение признаков или действий».
3. Личностные УУД формируются при ориентации ученика на учет чужой точки зрения.
Например: «Объясни соседу по парте, почему во всех этих словах пишется удвоенная буква Н", «Ты сумеешь помочь Саше определить падеж?» и т.д.
4. Коммуникативные УУД формируются во время инициативного сотрудничество (взаимодействия):
Например: «Помоги ему решить эту проблему».
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
Заключение
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах. Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
А чтобы процесс введения ФГОС протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
И, конечно же, чему бы мы, педагоги, ни учили, нужно помнить о воспитательной основе знаний: знания должны, в первую очередь, питать душу ребёнка, а лишь потом - его голову.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.
Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне. //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27
Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. – 2011. - №6.
Ермакова Е.А. Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроках русского языка. - http://ermakovaolga.ucoz.
Зуева С.В. Преподавание русского языка в контексте субъективной парадигмы образования. – Ульяновск: УлГПУ, 2011.
Зуева С.В. Современный урок русского языка: пути решения актуальных проблем. - Ульяновск, 2008
Киселёва Н.В., Синотина Е.В. Проектирование и анализ современного урока: методические рекомендации // Русский язык в школе. – 2011. - №8.
Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр «Педагогический поиск», 2009
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. http://www.modernlib.ru (http://www.k2x2.info )
Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3. http://eidos.ru/journal/2012/0529-03.htm.
Якушина, Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
Приложение 1.
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема: УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Цели урока:
Проверка степени усвоения разрядов местоимений. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей указательных местоимений.
Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся.
Воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира.
Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.
Повторение. На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения разрядов местоимений. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся.
Урок начинается с вопроса: Чем замечателен сегодняшний день?
Вопрос позволяет высказать школьникам различные точки зрения, среди которых обязательно прозвучит тема весны.
Текст о весне записывается тетрадь:
День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»
Задание классу: Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.
Возможные варианты заданий:
Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.
Найдите местоимения, укажите разряды.
Озаглавьте текст. Продолжите текст и др.
Беседа на повторение:
Что такое местоимение?
Какие разряды изучили?
Вспомните, какие трудности по теме «Имя местоимение» вы для себя выделили на прошлом уроке.
Последний вопрос особенно важен, так как он личностно-значим, каждый из учеников вспоминает о своих затруднениях, проговаривает их и обозначает степень затруднений в освоении изученной ранее темы.
Взаимопроверка. После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата. Ситуация успешности для ученика создается через отсутствие среди критериев оценивания оценки «2».
0 ошибок – «5»
1-6 ошибок – «4»
7-12 ошибок – «3»
Рефлексия. Намного важнее на данном этапе самоанализ обучающимися полученных результатов по итогам проверочной работы. Возможные вопросы для рефлексии:
Доволен ты своим результатом или нет и почему?
Какие разряды местоимений не удалось определить и почему?
Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.
Введение в тему. Следующий этап урока направлен на достижение воспитательной цели урока, так как анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы.
Работа с текстом стихотворения А.Ахматовой:
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
Вопросы и задания для работы с текстом:
Прочитайте выразительно стихотворение.
Какие чувства испытывает лирический герой? Вам знакомы эти чувства? (Обновление.)
Какие художественные средства помогают создать образ наступающей весны?
Найдите все местоимения в тексте (такие, своей, своего, ту, что).
Назовите известные разряды местоимений.
В чем особенность местоимений ТАКИЕ, ТУ? Какую роль они играют в тексте? (Выделяют слово, подчеркивают его особенность.)
Предложите свое название таким местоимениям?
Вот первое открытое задание, позволяющее ученику предложить свой, непохожий на другие варианты ответ. После заслушанных вариантов записывается тема урока в тетрадь.
Изучение новой темы урока. Следующий этап урока - работа по новой теме: «Указательные местоимения».
Исследовательское задание классу:
Рассмотрите слова. Что общего во всех этих словах?
Распределите слова на группы (количество групп каждый определяет самостоятельно): это, этот, тут, теперь, такой, столько, там, туда, такова, оттуда, та, тогда, так, того.
После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы (местоимения и наречия):
Это
этот
такой
столько
такова
та
того
тут
теперь
там
туда
оттуда
тогда
так
Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся:
Вопросы для целеполагания:
Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы «Указательные местоимения».
Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации об указательных местоимениях (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.)
Работа с источниками. Далее ученикам предлагается сравнить две точки зрения на указательные местоимения.
Чем отличаются точки зрения на местоимения авторов разных учебников?
Сделайте свой вывод.
Слова в помощь: выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению
Самостоятельная работа: ученикам предлагается оформить краткую запись в любой форме об указательных местоимениях, опираясь на учебник М.Т.Баранова и фрагмент из учебника Н.С.Валгиной.
После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, также предлагается вариант учителя – опорный конспект
При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:
Вопросы для рефлексии:
Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
Что Вам в этом помогло?
Какие трудности возникли?
Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников.
Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование указательных местоимений в речи.
Эвристическое задание: В начале урока мы сегодня с Вами говорили о том, что именно в этот день девушки и ребятишки начинают кликать весну, петь песни. Такие старинные обрядовые песни в старину называли веснянки или веснянки-заклички. Придумайте свою веснянку, призывающую весну, обязательно употребляя в своем тексте указательные местоимения.
Альтернативное задание – выполнение упражнения из учебника.
По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка.
Домашнее задание:
Выяснить, в чем сходство и отличие указательных местоимений в русском и английском языках.
Уметь рассказать по своей краткой записи об указательных местоимениях.
Упражнение из учебника.
Итоговая рефлексия:
Что для меня самым полезным было на уроке?
Что для меня на уроке было самым интересным?
Что на уроке для меня было трудным?
На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
На протяжении урока школьникам была предоставлена возможность не просто создания собственного образовательного продукта, но и сравнения своего образовательного результата с культурно-историческими аналогами, в системе была организована работа по целеполаганию и рефлексии обучающихся, что способствовало осмысленному и ответственному отношению к выполнению учебных заданий.
Приложение 2
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков
–
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио
Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Приложение 3
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Автор: Костицина Е.А.., учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ № 3 г. Красный Кут
УМК: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой. А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева. Русский язык. Практика. 5 класс.
Тема урока: Правописание корней с чередованием гласных е – и.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне
Приветствие учащихся.
Предлагает учащимся задание, написанное на доске:
Изл…гать
Р…стение
Пол…жжение
Прик…саться
Выг…рать
Р…сточек
Оз…рить
Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь справочником.
Обучающиеся работают в группах.
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Подготовленный ученик диктует фрагмент текста из учебника биологии, в котором встречается орфограмма «Чередование е – и в корне слова».
Учитель выводит текст на доску.
- Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?
Учащиеся записывают текст, объясняют известные орфограммы и пунктограммы.
Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися.
Формулируют цель урока.
Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Целеполагание.
3.Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
На интерактивной доске дать две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом.
Разбирать – разберу
Отпирать – отпереть
Задирать – задеру
Вытирать – вытереть
Замирать – замереть
Блистать – блестеть
Расстилать – расстелить
Выжигать – выжег
Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова.
Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.
Выделим в слове корень.
Поставим ударение.
Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.
Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.
Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.
Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.
Регулятивные: коррекция, контроль.
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.
5.Реализация построенного проекта.
Цель: построение и фиксация нового знания.
Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму.
Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.
Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: оценивание усваемого содержания.
Динамическая пауза (этап физической разрядки).
Цель: сменить вид деятельности.
Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок.
Учащиеся выполняют упражнение.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.