Из опыта работы с обучающимися и родителями по формированию и ведению портфолио.
Из опыта работы с обучающимися и родителями по формированию и ведению портфолио.
Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений обучающегося, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности: научно-познавательной, гражданско-патриотической, спортивно-оздоровительной, проектной, социальной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы с обучающимися и родителями по формированию и ведению портфолио. »
Из опыта работы с обучающимися и родителями по формированию и ведению портфолио.
Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений обучающегося, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности: научно-познавательной, гражданско-патриотической, спортивно-оздоровительной, проектной, социальной.
В современном мире роль личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Именно в школьном возрасте необходимо заложить основы саморазвития и создать у обучающихся устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств.
30.11.2011г. на заседании творческой группы педагоги познакомились с пособием для учителей общеобразовательных школ «Портфолио в начальной школе» А. В. Иванова. В методическом пособии по использованию портфолио в начальной школе даны рекомендации по подготовке портфолио обучающихся начальных классов. Пособие позволяет организовать работу учителя в соответствии с требованиями ФГОС НОО с использованием брошюр-организаторов «Мой портфолио» для 1-4 классов, автор А. В. Иванов.
Портфолио состоит из трёх разделов: брошюра-организатор «Мой портфолио», папки- накопители «Мои работы» и «Мои отзывы».
Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха;
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающегося;
поощрят активность и самостоятельность обучающегося, расширять возможности обучения и самообучения;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающегося;
содействовать индивидуализации образования обучающегося;
укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития обучающегося и совместной деятельности со школой.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Содержание портфолио помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.
Брошюра «Мой портфолио» выступает в качестве инструмента организации работы обучающегося, его семьи и учителя с портфолио.
Рабочий Портфолио ученика:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достиженийучащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения, и рост показателей за определенный период времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Мотивационную: поощряет обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей)к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений обучающихся и выполняемых ими работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания обучающихся от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень универсальных учебных действий, достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
Брошюра-организатор «Мой портфолио» представляет собой печатное издание
А.В.Иванов. – М.: Просвещение, 2011.
Пособие приобретается родителями самостоятельно.
Брошюра-организатор «Мой портфолио» включает в себя:
1) «Мир моих увлечений и размышлений»- помещена информация, которая важна и интересна для обучающегося («Это я!», «Тайник моего портфолио», «Мои дошкольные достижения», «Когда я закончу первый класс, я научусь», «Мой репортаж о 1 сентября», «У меня есть такой плюс», «Читаю, слушаю, смотрю», «Мои увлечения», «Вот творчество моё»).
«Мои дошкольные достижения» «Мой репортаж о 1 сентября»
«У меня есть такой плюс» «Мир моих интересов»
«Мои увлечения»
«Вот творчество моё»
2) «Мир моих учебных достижений» - содержит «Спидометр успехов», развивающий навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающегося.
Папка-накопитель «Мои работы» представляет собой пластиковую папку или пластиковый портфель.
Папка-накопитель «Мои работы» имеет:
1) титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию, даты начала и окончания оформления папки) и который оформляется красочно, необычно обучающимися совместно с родителями (законными представителями).
2) основная часть, которая содержит подразделы: «Работы по предметам», «Работы в кружках», «Внешкольные работы».
Подраздел «Работы по предметам» включает в себя работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса: удачно написанные классные и домашние работы; прикладные проекты; упражнения и задачи, выполненные сверх учебной программы; сочинения, наглядные пособия, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, аудио- и видеоматериалы, на которых зафиксированы выступления.
Подраздел «Работы в кружках» содержит собственные изделия обучающихся: модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии.
Подраздел «Внешкольные работы» содержит работы, проекты, исследования, которые обучающиеся выполнили в учреждениях дополнительного образования.
Папка-накопитель «Мои отзывы» представляет собой пластиковую папку, которая имеет титульный лист и разделители: «Отзывы», «Благодарности».Титульный лист содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию, даты начала и окончания оформления папки) и который оформляется красочно, необычно обучающимися совместно с родителями (законными представителями).
В подразделе «Отзывы» помещаются отзывы на творческие работы обучающихся: «Заключение о качестве выполненной работы», «Рецензия на статью», «Отзыв о работе в творческом коллективе дополнительного образования», «Отзыв о выступлении на научно-практической конференции», «Резюме обучающегося с оценкой собственных учебных достижений», «Отзывы родителей, учителей, одноклассников, педагогов дополнительного образования».
Подраздел «Благодарности» содержит грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма.
Порядок формирования портфолио.
В конце первой четверти первого года обучения провожу установочную встречу (родительское собрание) с родителями (законными представителями) обучающихся для обсуждения и согласования действий школы и семьи в организации работы родителей с портфолио обучающегося.
В начале второй четверти первого года обучения провожу установочную встречу (классное собрание) с обучающимися для ознакомления их с целями и задачами ведения портфолио, его формой и структурой, организую оформление титульного листа и страницы «Это Я!» брошюры-организатора «Мой портфолио».
В течение второй четверти первого года обучения организую образовательное событие с участием обучающихся и их родителей (законных представителей) по оформлению папок-накопителей «Мои работы» и «Мои отзывы» (оформление титульных листов и разделителей). Важно предоставить обучающемуся возможность проявить самостоятельность и фантазию.
Брошюра-организатор «Мой портфолио» хранится в школе (в классе). Обучающийся должен работать с брошюрой-организатором еженедельно. Для этого организуюфронтальную, групповую и индивидуальную работу с обучающимися по заполнению брошюры-организатора.
На выходные дни брошюра-организатор «Мой портфолио» выдается обучающимся на дом для выполнения с участием или под контролем родителей заданий по самоанализу и самооценке, ведению «Спидометра успехов».
Основные формы работы обучающихся с брошюрой-организатором:
Общеклассное обсуждение основных требований, договоренностей, промежуточных и итоговых результатов (организация прочтения текстов пособия обучающимися и учителем с последующим коллективным обсуждением; определение формы контроля за выполнением заданий брошюры, критериев оценки их выполнения и формы отображения результатов; подведение промежуточных итогов (по заранее согласованному плану);
Групповая работа. Для работы с брошюрой-организатором и самим портфолио создаются 4-5 рабочих групп. Каждая группа собирается 2-3 раза в месяц и проводит собрания, в работе которых принимает участие учитель. На собраниях обсуждаются темы: оценка обучающимися своих запланированных достижений; поиск способов улучшения обучающимися своих достижений и устранение препятствий; определение новых конкретных целей своей учебной деятельности.
Индивидуальные собеседования проводятся с каждым обучающимся не менее трёх раз в четверть по результатам наблюдений за успехами обучающегося. На встрече обсуждается уровень достижения обучающимся результатов в учёбе, способов получения лучшего результата, определение учебных целей.
Папки-накопители «Мои работы» и «Мои отзывы» хранятся дома у обучающегося, их разделы пополняются обучающимся совместно с родителями. Для активизации и контроля деятельности обучающихся по формированию портфолио в конце каждой учебной четверти классный руководитель организует и проводит смотры (презентации) портфолио, сформированных в этот период.
В конце учебного года в рамках образовательного события «Фестиваль успеха» проводится презентация портфолио и смотр-конкурс портфолио обучающихся и определяются победители и лауреаты в различных номинациях:
«Самый оригинальный портфолио»;
«За лучшее оформление работ»;
«Идея! »;
«За многогранность таланта»;
«За трудолюбие»;
«За творческий подход»
При переходе обучающегося в другое общеобразовательное учреждение по материалам портфолио пишу отзыв о достижениях обучающегося за период обучения в школе и передаю его родителям вместе с брошюрами-организаторами.
При переходе обучающегося в 5 класс пишу отзывы о достижениях обучающихся, передаю их классному руководителю 5 класса для использования в работе с классом. Брошюры-организаторы выдаются родителям для хранения в «семейном архиве».
Целью моей работы с брошюрой-организатором и портфолио обучающихся является улучшение результатов и условий обучения младших школьников.
В процессе работы с портфолио решаются следующие задачи:
организовать систематическую работу обучающегося с брошюрой-организатором и папками-накопителями;
создавать условия для заинтересованного отношения обучающегося и членов его семьи к работе с портфолио;
создавать условия для активного использования обучающимися материалов брошюры-организатора и папок-накопителей для самооценки своей учебной и внеучебной деятельности;
развивать с помощью портфолио у обучающегося не только предметные, но и метапредметные и личностные навыки;
организовывать обсуждения портфолио, проводить мероприятия, позволяющие создавать новые качественные материалы для портфолио.
При работе с брошюрой-организатором и папками-накопителями учитель:
объясняет: как собирать портфолио, как работать с брошюрой, как правильно отбирать разные материалы для портфолио;
контролирует: систематическое наполнение портфолио, регулярную работу с брошюрой, участие обучающегося в обсуждениях на встречах рабочих групп, индивидуальных встречах с учителем;
создаёт: задачи и задания для демонстрации обучающимся своих достижений и последующей оценки; критерии оценки задач и заданий; условия среды, необходимые для коммуникации, рефлексии и самоанализа; способы применения методов обучения, наибоолее подходящие для обучающихся;
обсуждает: уровень достижений обучающихся, результаты, отражающие эти достижения, критерии оценки достижений;
поддерживает: заинтересованность обучающихся в высоких результатах, которые можно представить в портфолио, диалог и обсуждение достигнутых результатов, поиск обучающимися путей достижения лучших результатов, самостоятельность и инициативность обучающихся в самооценке и самоконтроле своей деятельности, желание обучающихся лучше понимать учебные цели и критерии оценки достижений этих целей;
повышает:знанияобучающихся о способах самооценки и самоанализа, степень их самостоятельности и самоконтроля в достижении планируемого результата, ответственность обучающихся за реализацию составленного ими плана достижения конкретной учебной цели.
Цель работы обучающихся с брошюрой-организатором и папками-накопителями – достижение высоких образовательных результатов, создание оснований для обучения на следующей ступени образования.
Задачи обучающихсяпри работе с брошюрой-организатором и папками-накопителями:
систематически работать с брошюрой-организатором и папками-накопителями;
регулярно проводить отбор собранных материалов для улучшения портфолио;
регулярно использовать материалы брошюры-организатора и папок-накопителей для самооценки своей учебной и внеучебной деятельности;
периодически (письменно и устно) оценивать с использованием материалов папок-накопителей и брошюры-организатора уровень своих знаний, навыков и опыта;
учиться планировать сою учебную деятельность, используя имеющийся уровень достижений;
проявлять инициативу и самостоятельность в целях улучшения своего обучения;
соблюдать сроки, определяемые в ходе обсуждения учителем, для выполнения заданий брошюры-организатора и пополнения папок-накопителей;
учитывать рекомендации и указания учителя по работе с материалами портфолио, использовать образцы и критерии оценки для выполнения заданий и работ, которые могут быть размещены в портфолио для демонстрации достижений;
учиться самостоятельно отбирать работы для портфолио;
использовать разные формы презентации своего портфолио и доказательных объяснений демонстрируемых достижений.
Цель работы родителей (законных представителей) с брошюрой-организатором и папками-накопителями заключается в оказании обоснованной помощи и участии в разных формах поддержки учебной деятельности обучающихся.
Задачи:
посещать назначенные учителем встречи для ознакомления с правилами и подходами при работе с портфолио;
регулярно контролировать систематическую работу ребёнка с брошюрой-организатором и папками-накопителями, поощряя его самостоятельность в данной деятельности;
всегда положительно и заинтересованно реагировать на просьбы ребёнка помочь в работе с брошюрой-организатором или папками-накопителями;
находить время и возможность совместно (особенно в первом и втором классах) обсуждать результаты успеваемости ребёнка и пути её улучшения;
контролировать сроки и периоды работы с брошюрой-организатором и подготовку отчётов по материалам портфолио;
стараться всю работу, связанную с подготовкой портфолио в период начальной школы, делать совместно с ребёнком.
Планируемые результаты
Реализация Портфолио предусматривает формирование УУД:
Личностных:
1. Освоение роли ученика.
2. Формирование интереса (мотивации) к учению.
3. Оценивание жизненных ситуации, в которых побывал я и мои друзья с точки зрения общечеловеческих норм.
4. Уважение к своей семье, к своим родственника, своим родителям.
5. Ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, природа, семья.
Метапредметных:
1. Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
2. Придание значения планированию своих предполагаемых результатов (ставить цели, организовывать свою деятельность);
3. Умение работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
4. Оформление своих мыслей в устной и письменной речи.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Применение Портфолио, формирование умений работать с ним позволяет:
а) обучающемуся
сформировать мотивацию на достижение высоких образовательных результатов;
научиться работать самостоятельно и в группе;
научиться собирать «Папку накопитель»;
заполнять все разделы брошюры «Мой портфолио»;
представлять «Портфолио» на «Фестивале успеха» как достижение личностных результатов;
участвовать в конкурсах, выставках.
б) учителю
проследить личностный рост ребёнка;
научить детей объективно оценивать результаты своей работы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
формировать у учащегося умения учиться, помогает перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс;
узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с детьми.
Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика.
в)родителям
видеть движение ребёнка в овладении знаниями, умениями, навыками;
увидеть его внутренние переживания;
увидеть результаты творческой деятельности.
Литература:
Иванов А.В. Мой портфолио. 1 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений/ А.В.Иванов.-М.: Просвещение ,2011.
Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей образовательных учреждений/ А.В.Иванов.-М.: Просвещение ,2011.
Подготовила доклад: Казакова Оксана Михайловна, учитель начальных классов ЛГ МБОУ «СОШ №2», г. Лангепас.