kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы «Формирование основ проектной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации, всезнающим оракулом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Её обилие не приводит к системности знаний. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у учащихся информационной компетенции. Так как проблема многоаспектна, решение её шло в нескольких направлениях: ? Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом? ? Как изменить отношения между учителем и учеником? Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Какой метод позволяет это сделать? ? Какие необходимо выработать у учеников умения для формирования коммуникативной компетенции? Ведь компетентность в чём-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования. Посредством какого метода?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Формирование основ проектной деятельности»»





Из опыта работы

Семионовой Галины Петровны

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №5

города Ноябрьска ЯНАО









«Формирование основ проектной деятельности»









2015



Формирование основ проектной деятельности.

Обоснование возникновения опыта.

Произошедшие в последние годы изменения в практике российского образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью;

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации, всезнающим оракулом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Её обилие не приводит к системности знаний.

Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у учащихся информационной компетенции.

Так как проблема многоаспектна, решение её шло в нескольких направлениях:

  • Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?

  • Как изменить отношения между учителем и учеником? Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Какой метод позволяет это сделать?

  • Какие необходимо выработать у учеников умения для формирования коммуникативной компетенции? Ведь компетентность в чём-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования. Посредством какого метода?

Проблема выбора необходимого метода возникла и передо мной. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Таким образом, ведущей идеей моего опыта стало формирование у учащихся основ проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Для реализации ведущей идеи необходимо было:

  • создать учебную и дидактическую базу средств формирования основ проектной деятельности у младших школьников;

  • включить учащихся в проектную деятельность в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями;

  • реализовать взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе проектной деятельности, обеспечив взаимодействие с родителями;

Всё названное – составные части моего педагогического опыта.

Теоретические основы формирования проектной деятельности у младших школьников.

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи, американский философ, психолог и педагог. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что даёт практический результат и направлено на благо всего общества. Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребёнка к самообучению и самосовершенствованию. Именно Дьюи предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые ещё предстоит приобрести.

Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями – американскими педагогами Е. Пархерстом и В. Кильпатриком.

Метод проектов приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. В 1931 году метод проектов был осуждён. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с компьютерными технологиями.

Являясь самостоятельной педагогической технологией, метод проектов обладает рядом важных характеристик. Прежде всего, ему присуща концептуальность, т.е. опора на стройную систему психолого-педагогических взглядов и обоснований. По этому параметру метод уходит своими корнями в основные постулаты гуманистической педагогики, ставящей во главу угла необходимость разностороннего, свободного и творческого развития ребёнка. В центре внимания – ученик. Данный метод черпает своё целеполагающее обоснование, опираясь на принципы педагогики. Кроме того, метод проектов отвечает требованию системности, т.е. представляет собой целостную последовательность дидактических приёмов и операций.

Учебно-проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром проектные технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Теоретическую основу опыта составляют:

  • теоретические положения метода учебного проекта (дидактические возможности, особенности методики, психолого-педагогические факторы) Н.Ю. Пахомовой;

  • технология современного проектного обучения Г.К. Селевко;

  • теоретические и практические подходы к организации проектной деятельности учащихся в школе (передовой педагогический опыт российских школ) И.С. Сергеева;

  • теория формирования универсальных учебных действий Асмолова;

  • теоретические положения о взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности А.С. Бегуновой и др.;

  • теоретические положения о формировании исследовательских и творческих умений и навыков детей А.И. Савенкова и др.;

Теоретическая значимость опыта заключается в том, что выявлены возможности метода проектов для младших школьников в урочной и внеурочной деятельности и доказано, что учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы, путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации.

Практическая значимость опыта заключается в том, что учащимся предоставляется возможность участия в конкурсах проектных работ школьного и городского уровня. Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника.

Технология формирования основ проектной деятельности у младших школьников.

Важной характеристикой метода проектов, позволяющей рассматривать его как самостоятельную образовательную технологию, является его воспроизводимость. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала любой степени сложности, и в этом смысле несёт в себе черты универсальности.

Проектное обучение предоставляет учителю широчайшие возможности для коренного изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.

Ключевые понятия:

  • Проект

  • Проектная деятельность

  • Проектное обучение

  • Проектное мышление

  • Метод проектов

  • Исследовательские умения

  • Деятельностный подход

  • Принцип сотрудничества

  • Классификация проектов

  • Показатели готовности к проектной деятельности

  • Этапы проекта

  • Защита проекта

  • Критерии оценки результатов проектной деятельности

  • Тьютор

  • Тематика школьных проектов

  • Возможные «выходы» проектной деятельности

Необходимым инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся.

Не нужно забывать о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддерживать его самостоятельность и целеустремлённость, упорство и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела. Таким образом, метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.

А также метод учебного проекта характеризуется как:

  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, рефлексии;

  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

  • воспитывающий целеустремлённость, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

  • здоровьесберегающий;

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

Циклограмма построения моей работы над проектом выглядит следующим образом:



Проблема проекта

«Почему?»

(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

«Зачем?»

(мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»

(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?»

(мы это можем делать)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Что получится?»

(как решение проблемы)

Ожидаемый результат



Этапы проектной деятельности:

  1. Мотивационный (погружение в проект, проблематизация, разработка проектного задания).

  2. Планирующее-подготовительный (разработка проекта, планирование и организация деятельности).

  3. Информационно-операционный (технологическая стадия, осуществление деятельности).

  4. Рефлексивно-оценочный (презентация и оценка результатов).



В своей работе я применяю следующую классификацию школьной проектной деятельности:

  • По виду проектной деятельности. Чаще всего это творческий проект, потому что он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это, например, подготовка сценария школьного праздника, инсценировка литературного произведения, оформление альбома.

  • По количеству участников. Со своими учениками мы любим выполнять групповые проекты. Они позволяют формировать у учащихся не только общеучебные, но и коммуникативные умения и навыки. Хотя оговорюсь сразу, индивидуальная работа выступает в роли одной их составляющих группового проекта.

  • По содержанию учебных дисциплин. Как правило, в рамках одного предмета провожу монопроекты. Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, экологическими, историческими.

  • По продолжительности. Мини-проекты могут укладываться в один урок. И я считаю их более продуктивными в применении с учениками начальной школы, особенно на уроках технологии.

  • По характеру контактов. Это внутриклассный проект.

В своей работе по формированию основ проектной деятельности я обязательно учитываю показатели готовности младших школьников к проектной деятельности, как то:

  • Сформированность коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:

  1. Умение спрашивать.

  2. Умение управлять голосом.

  3. Умение выражать свою точку зрения.

  4. Умение договариваться.

Данные умения формирую с первых дней ребёнка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения».



  • Развитие мышления учащихся, т.е. «интеллектуальная зрелость». Прежде всего имеется в виду сформированность обобщённости умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  1. Развитие аналитико-синтетических действий.

  2. Сформированность алгоритма сравнительного анализа.

  3. Умение вычленять существенный признак.

  4. Возможность выделять общий способ действий.

  5. Перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом, я считаю, качественными характеристиками развития всех составляющих обобщённости умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность. К «интеллектуальной зрелости» в данном аспекте отношу наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность. Целенаправленное формирование названных качеств мышления осуществляю с 1 по 4 класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления. Через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приёмы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.



  • Опыт содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  1. Адекватно оценивать свою работу и работу других.

  2. Обоснованно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи.

  3. Выделяя недостатки, делать конструктивные замечания и пожелания.

Систематическую работу в данном направлении осуществляю с самого начала обучения.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъектности младшего школьника в процессе обучения. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся, но я считаю, что вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.



Формы продуктов проектной деятельности (возможные «выходы»):

  • выставка;

  • журнал;

  • коллаж;

  • макет;

  • модель;

  • справочник;

  • сценарий;

  • учебное пособие;

  • стенгазета;



Тематика школьных проектов:

Моя семья. Моя школа. История моего города. Русская матрёшка. Кактусы. Задачник по математике. Наша безопасность. Моё имя. Национальная кухня. Динозавры. Вулканы. Домашний оберег. Наши меньшие друзья. Календарь.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными, например: демонстрация видеофильма; путешествие; реклама; спектакль; телепередача.

Очень важны практические советы по организации завершающего этапа проекта – презентации. Я помогаю ученикам произвести самооценку проекта. Для этого предлагаю им ответить на вопросы:

  • Почему ты начал работу над этим проектом? Кто будет использовать твой проект?

Помогаю учащимся оценить процесс проектирования. Для этого можно задать им следующие вопросы, которые могут быть упрощены в зависимости от ситуации:

  • Насколько хорошо ты спланировал и использовал время? Соответствует ли проект поставленным целям? Что могло бы быть сделано по-другому, если бы ты снова начал работу над проектом?

А также помогаю ученикам подготовить проект к защите, а именно план выступления школьника, короткое выступление-рассказ:

  • Краткая характеристика процесса выполнения проекта, характеристика производственных этапов. Каковы направления дальнейшей работы?

Для оценки результатов проектной деятельности учащихся я использую следующие критерии:

  • Познавательная ценность темы (владение способами познавательной деятельности).

  • Исследовательское мастерство (умение использовать различные источники информации, методы исследования и т.д.).

  • Структура и логика работы (самоорганизация – умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие).

  • Коммуникативные и адаптивные качества (умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение и т.д.).



Метод проектов ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, на изменение роли учителя от функции инструмента передачи знаний к позиции консультанта и наставника. В основе любого проекта лежит идея обеспечения максимальной самостоятельности ребёнка в его продуктивной деятельности. Следовательно, свою задачу я вижу в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть, научить учиться.

Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое здание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Я согласна с мнением, что то, что ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть всего лишь упрощённое повторение уже созданного наукой, суть в том, что они открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников.

Какова же моя роль как учителя – руководителя проекта?

Быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого потенциала, инициатором интересных начинаний, провоцировать самостоятельную активность учащихся.

Ответом на этот вопрос также является список ролей, которые «проживает» педагог в ходе руководства проектом:

  • Энтузиаст – повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели;

  • Специалист – обладает знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях;

  • Консультант – организатор доступа к ресурсам;

  • Руководитель;

  • «Человек, который задаёт вопросы» - тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей; тот, кто обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь;

  • Координатор всего процесса;

  • Эксперт – даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта;



Научный руководитель в проектном обучении – тьютор.

Тьютор помогает ребёнку не только в определении темы, но и на всех дальнейших этапах его реализации:

  1. Владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности.

  2. Инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта).

  3. Предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала, тьютор вместе с учеником «проживает» его проект.

  4. Помогает ученику осуществлять самостоятельное исследовательское действие.

Задача тьютора – не ответ на информационные вопросы, а помощь ребёнку в поиске своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы, её осуществление, организация рефлексии ребёнком проделанного пути.



Результаты работы.

Подводя итоги моей педагогической деятельности по реализации проектной технологии, могу сказать, что представленный опыт имеет определённые результаты:

- мой класс активно участвует во всех школьных проектах;

- на городском конкурсе проектных работ (апрель 2009г.) мои ученики получили диплом 3 степени за прикладной проект «Оберег для дома»;

- собрана коллекция проектов, выполненных учащимися моего класса, на темы «Одежда эпохи рыцарей», «Крепость древней Руси», «Золотая рыбка», «Хитрый спичечный коробок»;

- стабильные результаты качественного усвоения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 65% до 75% при 100% общей успеваемости).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Из опыта работы «Формирование основ проектной деятельности»

Автор: Семионова Галина Петровна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180772

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-uud-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "222297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436127370"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Доклад  "Проектная деятельность в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "105528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402860344"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»"
    ["seo_title"] => string(99) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov-chieriez-proiektnuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "260185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448902331"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Из опыта организации коллективной проектной деятельности на уроках технологии в 8-х классах"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_opyta_organizatsii_kollektivnoi_proektnoi_deiatelnosti_na_urokakh_tekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "612344"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661805219"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства