Раньше, когда люди не умели читать и писать они передавали друг другу предметы, что бы общаться.Такое письмо называлось предметным. Отголоски предметноо письма-хлеб да соль это символы гостеприимства и кольцо-знак предложения руки и сердца. Это неудобное письмо, предметы можно понять по разному.Затем пришло рисуночное письмо-пиктограммы. Дорожные знаки т вывески на магазинах -пиктограммы. Но не на каждое слово можно нарисовать рисунок.И со временем люди придумали знаки-иероглифы. Раньше иерглифами писали в древнем Египте, в настоящее время иероглифами пишут а Китае и Японии. Но иероглифов очень много и китайский и японский языки считаются самыми трудными.Китайские иероглифы придумал Кан Жди, рассматривая следы птиц и зверей на песке.И это неудобное письмо и люди придумали буквы, Буквенное письмо самое удобное.Славянский алфавит создал монах Кирилл вместе с братом Мефодием.Но там было 49 букв. 9 букв ичзезли из-за ненадобности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«История русского алфавита»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская гимназия с. Мраково муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.
5) Современный русский алфавит. ……………………………………………...6
3. Практическая часть. Буквы, сделанные своими руками. ……………………7
4. Заключение . Выводы и рекомендации………………………………………..8
6.Приложение………………………………………………………………………9
2
1.Введение.
Когда мы начали учиться в школе мы узнали много интересного. Но самым интересным оказалось это буквы, которые мы делали своими руками.
Актуальность работы заключается в том, чтобы научиться создавать буквы из интересных вещей и доказать, что буквы-самое удобное письмо.
Гипотеза:
Мы сделала предположение, что буквы- наши друзья, они нам помогут стать умнее и интереснее. А мы выучим все буквы и побыстрее научимся читать.
Цель исследования: воспитание любви и уважения к русскому языку и русской азбуке. «Если хочешь познать истину, начни с азбуки» гласит народная мудрость.
Предмет исследования: буквы и русский алфавит
Задачи исследования:
1.познакомить с историей русского алфавита
2. познакомить с различными способами сбора информации
3.формирование навыков исследовательской деятельности
4. повышение творческой деятельности учеников
5. сделать буквы своими руками
Методы :изучение литературы, наблюдение, практическая работа.
3
1.Теоретическая часть
Богдан. Ты знаешь, Аделя, когда я начал ходить в школу, то узнал много интересного. Но у меня возник вопрос, зачем учиться писать и читать? Это ведь так трудно! Я бы лучше поиграл на улице в стрелялки!
Аделя. Я думаю, что научиться читать и писать нужно, чтобы читать книги, даже есть пословица « Кто много читает, тот много знает».
Богдан. А как люди общались раньше , когда они не умели читать и писать?
Аделя. Ой! Я вспомнила, помнишь Алия Гафуровна говорила, что люди передавали друг другу предметы и по ним нужно было определить, что хотел сказать их хозяин.
Я тебе загадаю загадку: в стародавние времена один царь послал другому царю живую лягушку, птицу, мышь и 5 стрел. Что это могло бы означать?
Богдан. Попробую разгадать это письмо! И так, я думаю, что царь предупреждал: если твои воины не научатся прыгать по болоту, как лягушки, рыть норы, как мыши, летать, как птицы, то они будут засыпаны стрелами.
Аделя. Ты молодец, Богдан! Всё правильно. Такой способ передачи информации называется предметное письмо.
Богдан. Я вспомнил! Мне мама говорила, что гостей встречают хлебом и солью, это символ гостеприимства. Значит это тоже предметное письмо.
Аделя. Да! А мне папа говорил, что он маме подарил кольцо, когда хотел жениться на маме. Кольцо как предложение руки и сердца, получается и это предметное письмо!
Богдан. А ты как думаешь, удобно пользоваться предметным письмом? Я думаю нет. Ведь предметы можно понять по разному. Я вот загадку еле –еле угадал. 4
Аделя. Я согласна с тобой! И тогда человек изобрёл другой способ письма. Он вместо настоящих предметов стал использовать их рисунки - пиктограммы. Пиктограммы сохранились и в наши дни.
Угадай. Где на улице ты видишь рисунки-пиктограммы?
Богдан. Ну-да! Когда мы едим на машине, я у папы спрашиваю, почему мы остановились, а папа говорит мне, что был дорожный знак-полная остановка машины. Значит все дорожные знаки –это пиктограммы.
Аделя. А когда мы с мамой ходим по магазинам, я издалека вижу магазин, где продают шляпы, потому что вижу картинку шляпы. И маме предлагаю
зайти туда, а мама удивляется, откуда я узнала, что там продают шляпы. Я говорю, что по картинке, по вывеске. Все вывески на магазинах – это пиктограммы.
Богдан. Я думаю это удобное письмо. Потому что, любой человек, даже иностранец поймёт вывески и дорожные знаки, они ведь и в Африке дорожные знаки.
Аделя. А я думаю, пиктограммы – неудобное письмо. Ведь не на каждое слово ты придумаешь картинку?
Богдан. Я согласен. Я понял, но со временем люди изобрели знаки- иероглифы. Раньше в Древнем Египте писали иероглифами. В наше время иероглифами пишут в Японии и Китае.
Аделя. И я знаю, иероглифы, в китайской письменности их более 50 000, но чтобы разговарить нужны несколько тысяч, и это много, поэтому японский и китайские языки самые трудные.
Богдан. А узнал, что китайские иероглифы придумал Кан Жди, изучая следы птиц и зверей на песке.
5
Аделя. Богдан! Я знаю, что ты любишь математику и на математике мы пишем иероглифы! Догадался! Цифры и знаки ( + - = ? ) это иероглифы. Здорово да!
Богдан.Да! А я не думал, что умею писать иероглифы! Но каждый иероглиф это слово, а слов в языке очень много и выучить все иероглифы очень сложно и люди придумали что?... Буквы!
Аделя. Я знаю, что буква это знак одного или нескольких звуков. Слово буква произошло от названия дерева бук, на дощечках из бука наши предки писали буквы.
Богдан. А я уже догадался, что буквенное письмо самое удобное, мы ведь пишем буквами и даже их поставили в определённый порядок и назвали это как? … да алфавит! А ты знаешь, что русскому алфавиту, которым мы пользуемся более 1000 лет!
Аделя: Неужели так много! А я вот узнала в школе, что наши предки –древние славяне не знали буквы и за помощью обратились к греческому монаху Кириллу.
Богдан: Да! Я вспомнил, у Кирилла был брат Мефодий и они вместе создали славянский алфавит. В честь Кирилла первый алфавит назвали кириллицей. Но там было много букв.
Аделя: А я знаю сколько!
Богдан: Сколько?
Аделя: В славянском алфавите, от которого произошёл современный русский алфавит было 49 букв.
Богдан: А сейчас ведь 33 буквы. Куда же исчезли буквы?
6
Аделя: Царь Пётр 1 своим указом убрал буквы кси и пси, исчезли буквы юс большой и юс малый и остальные буквы исчезли из-за ненадобности.
( Аделя и Богдан убирают буквы)
Аделя: Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё …(алфавит)
3 .Практическая часть.
Занятие №1. Мы сделали буквы из крашенного пшена. Крашенное пшено нам помогли сделать родители, они красили пшено пищевой краской. На картоне мы рисовали любимую букву , мазали клей внутри буквы и сыпали пшено, пшено приклеивалось к картону. Мы стряхивали лишнее пшено и получалась красивая буква. Вместо пшена можно использовать пряжу, которую накрошили родители.
Занятие №2 Мы делали буквы из солёного теста. Рецепт солёного теста 1 стакан мелкой соли, 1 стакан муки, полстакана воды, замесить тесто, можно столовую ложку растительного масла для эластичности. Буквы лепили, как из пластилина.
Занятие №3 Мыделали буквы из пластилина. Из пластилина делаем колбаски. Кладём в шприцы. Помещаем в банку с горячей водой. Ждём пару минут. Начинаем выталкивать жгутики. Подготовив много жгутиков из пластилина разных цветов приступаем к работе. Выкладываем жгутики по эскизу буквы.
7
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над этой темой мы узнала много нового и интересного про буквы. Поняли, что буквы-наши друзья, они научат нас читать сказки и интересные рассказы и научат писать.
Богдан. Ребята! Русский язык нужно учить!
И начинается изучение русского языка с алфавита.
8
5.Использованная литература:
1.Волина В. «Праздник букваря» - М., Просвещение, 1996г
2.Журналы «Начальная школа»
3. А.Зиновьев «Тайнопись кириллицы», 1998 г.
4. М.Кронгауз «Откуда есть пошла славянская письменность», ж-л «Русский язык» 1996 г., №3
5. Е.Немировский«По следам первопечатника», М.: Современник,1983 г.
6. К.Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
7. О.Б.Скуратова «История русского алфавита», 2010г.