Исследовательская работа: «История школы – страничка истории моей малой Родины»
Исследовательская работа: «История школы – страничка истории моей малой Родины»
Школа… Родная школа! Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность.
Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И люди шагают по жизни уверенно, потому что у них в сердце – тепло школы. У каждого человека в жизни есть школа. Со школой связано все самое светлое в жизни человека. Удивительный этот дом – школа.
В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо. Какова же судьба нашей школы? Я заинтересовался, какой была школа в прошлом?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.3. Наши родители – ученики школы…………………………………....12
Выводы………………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………...16
Список использованных источников……………………………………….17
Приложения…………………………………………………………………..18
Введение
Школа… Родная школа! Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность.
Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И люди шагают по жизни уверенно, потому что у них в сердце – тепло школы. У каждого человека в жизни есть школа. Со школой связано все самое светлое в жизни человека. Удивительный этот дом – школа.
В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо. Какова же судьба нашей школы? Я заинтересовался, какой была школа в прошлом?
Актуальность моей исследовательской работы: В школе учителя прививают любовь к родной земле, к народу, к еѐ традициям. Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю.
Гипотеза: каждый должен знать историю школы, в которой учится.
В ходе моего исследования я хочу выяснить, какова же судьба нашей школы, какой была школа в прошлом.
Цель моего исследования: изучить историю нашей школы.
Задачиисследования:
1. Выяснить значение и происхождение слова «школа», узнать, что значит «школа» для учеников нашей гимназии.
2. Знакомство с историей гимназии; показать, что история школы является неотъемлемой частью истории родного района.
3. Воспитывать любовь к школе, к родному району, к своей стране, чувство гордости и патриотизма.
Предмет исследования: школа и её история.
Методы исследования:
Подумать
Спросить у другого человека
Понаблюдать
Получить информацию из архивных документов.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Значение и происхождение слова «школа»
Для начала я решила узнать значение и происхождение термина «школа». Обратившись к ресурсам Интернета в Википедии я нашла следующее определение: Школа (от греч. σχολή — досуг, scholē) - учебное заведение для получения общего образования. Первоначально это слово означало «досуг, свободное времяпровождение», затем стало применяться как «занятия на досуге», затем — «учебные занятия», «беседа философов». В русский язык слово пришло не напрямую, а через латынь и польский язык. [1]
Там же я нашла информацию о школьном времени. Школьное время, в общем и целом распределяется на два этапа: урок и перемена. Урок и перемена чередуются между собой некоторое количество раз.
Урок — занятие школьников по предметам
Перемена — отдых между уроками
В словаре Ожегова несколько значений слова «школа»:
-система обязательных упражнений (в фигурном катании)
Например: Откатать школу. -направление в области науки, искусства. Например: Репинская школа в живописи. Создать свою школу в науке. -учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения. Например: Общеобразовательная школа. Начальная школа, средняя школа, вечерняя школа, м узыкальная, художественная школа, специальная школа (со специальным уклоном).
-выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт Например: Пройти хорошую школу в армии. Школа жизни. [2]
1.2.Этапы становления школы. История моей школы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Гимназия с.Чекмагуш расположена на территории сельского поселения Чекмагушевский сельсовет.
История школы тесно переплетается с историей развития народного образования нашего района. [4]
В 20-х годах первостепенной задачей, стоящей перед государством, была ликвидация неграмотности населения. Правительство изыскивало средства на образование, с каждым годом увеличивалось количество учащихся. В 1922 году в д. Старо-Калмаш была открыта школа II ступени (трехлетка). В эту школу прием учащихся осуществлялся по итогам приемных вступительных экзаменов. [4]
В районном краеведческом музее имеется документ о том, что в 1923-24 учебном году в Старо-Калмашевской школе II ступени начались занятия 10 сентября. 9 сентября на заседании совета рассматривались результаты экзаменов: русский язык (письменно и устно), татарский язык, арифметика (письменно и устно). Из 40 человек, сдавших экзамены, принято 18 учащихся, зачислено кандидатом 4, отказано 18 учащимся. Учебными предметами были история, татарский язык и литература, география, политграмота, арифметика, геометрия, алгебра, природоведение, физика, химия. Недельная нагрузка учащихся I группы — 23 часа; II , III группы — 31 час. [4]
В 1925 году на территории Чекмагушевской волости функционировали 32 однокомплектные школы, 24 школы I ступени, 26 народных школ, трехкомплектная школа II ступени. Всего в этих школах обучалось 2800 детей. Несмотря на это, неграмотных, особенно среди взрослого населения, было много. Из 34228 человек населения волости в 1925 году 3800 человек не умели ни читать, ни писать. Поэтому в конце 20-х в начале 30-х годов расширяется сеть школ и увеличивается количество учащихся. [4]
Перед партийными и советскими органами стояла задача осуществления всеобщего начального обучения детей школьного возраста. В начале 1928-1929 учебного года Старо-Калмашевская школа II ступени - трехлетка переносится в волостной центр — в село Чекмагуш. Обучалось в школе 117 учащихся, работало 15 преподавателей. В следующем 1929-30 учебном году Чекмагушевская школа II ступени реорганизуется в школу крестьянской молодежи. [4]
К 1930 году в с. Чекмагуш самостоятельно существовали Чекмагушевская опорная школа I ступени, Чекмагушевская массовая школа I ступени (была открыта в 1930 г.) и Чекмагушевская школа крестьянской молодежи, Чекмагушевская образцовая школа I ступени. В том же году путем слияния Чекмагушевской образцовой школы I ступени с Чекмагушевской школой крестьянской молодежи возникла Чекмагушевская неполная средняя школа (ныне МОУ-СОШ №1). [4]
История Чекмагушевской средней школы №2 начинается также в 30-х годах. Наша школа действовала по улице Советской. По воспоминаниям учительницы начальных классов Гарифуллиной Каусарии Калимулловны школа была расположена на месте домов под №165- 167 по ул.Советской. Здание располагалось в здании бывшей мечети, оно было деревянное, одноэтажное. Там учились в 2 смены по 4 класса в каждой. Одним из организаторов и первым директором школы был Рахманкулов Багданур, который перед войной был переведён в д. Тайняш. После него заведующим работал Абдрафиков Шайхулла. [4]
Развитие школьного образования было прервано войной. Материальная база школ не пополнялась, не хватало учебников, не было тетрадей, чернил, чтобы писать. Уроки часто приходилось проводить в нетопленых классах. Классных комнат не хватало и пришлось занять для школы ещё 2 здания мечети по улице Советской в доме № 114 и по улице Тракторной в доме № 129. В первый год войны заведующим работал Абдрафиков Шайхулла, а с августа 1942 года заведующей начальной школы стала Акчурина Халима Шаймулловна. «В школе обучалось 452 ученика, из них 100 детей были из районов оккупаций. К началу учебного года школа не была подготовлена», - вспоминает она. [4]
Халиме Шаймулловне пришлось с коллективом учителей, с учащимися и родителями отремонтировать школу, заготовить дрова, организовать подвоз дров учителям. Было нелёгкое время, ремонтные работы сочетали с работой на колхозном поле по уборке урожая. 1942 год оказался дождливым, урожай с полей так и не успели собрать. А зимой всех, в том числе и детей, охватил голод. [4]
В годы войны дети начальной школы собирали тёплые вещи и отправляли фронту. По воспоминаниям Халимы Шаймулловны, учащиеся начальных классов связали 420 пар шерстяных носков и варежек, засушили и отправили на фронт 2 центнера картофеля, помогали колхозу в весеннем севе. При этом ни одного учебного дня не пропустили, учились старательно, работали добросовестно день и ночь. Вместе с ней в коллективе работали учителя--ветераны: Бакирова Хана, Гарипова Музаяна, Гарифуллина Каусария, Валеева Аниса и др. [4]
Послевоенные годы и начало 50-х годов характеризовались восстановлением народного хозяйства. Неурожайный 1946 год ещё более затруднял жизнь в стране. В области образования перед партией и народом стояла задача осуществления новой системы обучения детей: открывались на базе начальной школы семилетние или неполные средние школы. [4]
Наша школа стала семилетней в 1953 — 1954 учебном году. Директором Чекмагушевской неполной средней школы стал Насыров_Риф Гарифуллович. До этого он имел опыт педагогической работы. За его плечами были фронт, ранение, работа в аппарате РОНО. [4]
В семилетней школе всего было 14 классов с параллелями, работало 22 учителя, обучалось около 600 учащихся. Школа действовала в здании мечети -медресе на углу улиц Ленина и Советской (позднее оно стало первым зданием музыкальной школы). Не было парт, школа не была обеспечена наглядными пособиями, не хватало учителей, классных комнат, учились в 2 смены. Но все трудности были преодолены коллективом учителей. А начальная школа продолжала действовать в прежнем здании, там же находился пришкольный участок. [4]
В 50-60 годах в истории нашей страны произошли изменения в экономической, политической жизни. В 1958 году издан закон «О связи школы с жизнью», по всей стране стала переходить к всеобщему восьмилетнему образованию, а в городах к обязательному среднему образованию. Появляется ещё одна ступенька школьного образования —8 класс. Наша школа тоже стала восьмилетней. Трудностей прибавилось: не хватало классных комнат, мастерской и других помещений. Началось строительство пристроя школы. Директором с 1956 г. стал Батталов Мухаммед Шакирович. По воспоминаниям учителей—ветеранов, он был хорошим организатором учебных и хозяйственных дел, много сделал для укрепления материальной базы школы. [4]
В 1962 году в масштабе страны проводилось укрупнение районов. Чекмагушевский район объединился с Кушнаренковским. Освободившееся здание райсовета, ныне здание ДОСААФ, было приспособлено к учебным занятиям. [4]
В 60-х годах росла численность детей школьного возраста. Село Чекмагушево являлось самым крупным населенным пунктом в районе. К концу 60-х годов в селе имелось 1703 двора с населением 7606 человек. В Чекмагушевской средней школе (ныне МОУ-СОШ №1) обучалось 760 учащихся, К ней были прикреплены несколько восьмилетних школ, в том числе и наша Чекмагушевская восьмилетняя школа. [4]
Средняя школа не могла принимать всех учащихся в 9 класс из-за нехватки классных комнат, поэтому в 1967 году при Чекмагушевской восьмилетней школе открыли 2 девятых класса. Директором школы работал Кинзин Салихьян Махмутович. Решением райсовета от 12 июня 1969 года восьмилетняя школа была реорганизована в среднюю школу №2. В 1973- 1974 учебном году из здания ДОСААФ школа перешла в нынешний старый корпус, построенное для вечерней школы. С 1975—1976 учебного года директором нашей школы стал работать Шайдуллин Альберт Нуриахметович. [4]
В 1994 учебном году началось строительство нового типового здания – нового корпуса школы, торжественное открытие которого состоялось 29 августа 2003 года. [4]
Сегодня МБОУ- Гимназия –современная школа с большим спортзалом, актовым залом, учебными корпусами. В настоящее время в гимназии обучаются 1010 учеников, работают 82 педагога. [3]
Наша гимназия процветает и прославляет своими достижениями в районе, в республике, в стране. Наша гимназия не только славится талантливыми учителями, но и богата умными выпускниками. И мы думаем, что пополним этот список в 2025 году!
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Блиц - опрос гимназистов «Школа - это…»
Изучив значение и происхождение слова «школа» я приступила к блиц-опросу учеников гимназии. Вопрос я сформулировал так: «Что для тебя значит школа?» Я опросил 50 учеников, каждый из них дал по три ответа. Обработав информацию, я увидел следующую картину.
Итак, школа - это…
Знания – 40, учёба – 34, общение с друзьями – 28, ум– 16, второй дом – 1, труд, работа – 8, жизнь – 8, будущее – 8, уроки – 8, экзамены - 7, веселье, развлечения – 6, успехи – 4, семья – 4, мучение - 4, учителя - 4, перемены – 4, спорт – 4, образование – 2, здание – 2, наука –2, я - 2, испытание – 2, удача – 2, усталость – 2, любимая школа - 1.
Вывод: Школа – это знания, учёба, общение с друзьями, ум, второй дом, труд, работа, жизнь, будущее, чтение и письмо. Так выглядит первая часть ответов, наиболее высокобалльная по рейтингу. Школа - это мир, для каждого ученика он различный, особенный, и, самое главное, – он огромный. Изучать его не соскучишься!
2.2. Выявление информированности учащихся об истории гимназии
Для того чтобы узнать знают ли учащиеся историю школы, я решила их опросить. Для этого составила анкету и провела анкетирование среди учащихся 4-6 классов. (Приложение 1) Были опрошены 50 учащихся.
Результаты анкетирования :
84% опрошенных учеников абсолютно незнакомы с историей школы (Приложение 2, диаграмма 1);
86% учащихся считают, что они не знают историю своей школы, потому что о ней просто некому рассказать (Приложение 2, диаграмма 2);
Несмотря на это, все ученики отметили, что им интересна история родной школы:
82 % опрошенных считают, что историю школы нужно знать, так как школа- это место, где они проводят большую часть своего времени (Приложение 2, диаграмма 3);
76% учащихся, считают, что изучением истории школы необходимо заниматься и это должны делать сами ученики (Приложение 2, диаграмма 4);
86% учеников с удовольствием бы занялись данной деятельностью (Приложение 2, диаграмма 5).
После полученных результатов анкетирования в школе провели классный час по краеведению, где учительница рассказала историю школы.
2.3. Наши родители – ученики школы
Школа гордится своими учениками. На следующем этапе своей исследовательской работы я решила узнать о родителях 4а класса, которые учились в нашей школе. С этим вопросом я обратилась к родителям нашего класса. Мы провели с ними интервью. (Приложение3)
Оказалось, что среди них в нашей школе учились 7 человек.
Сайгитдинов Роберт (выпуск 1986г): «Воспоминания о школе? Самые умилительные... В основном вспоминаются 5 - 9 классы. Походы, чаепития, игры... Жуткие контрольные, конец четверти, волнения ... Еще вспоминается радиорубка, праздники. Потрясные у нас были походы! Как играли в казаки-разбойники! Как ухохатывались на чаепитиях, когда играли в "крокодила", например! Да, много было всего ... Главное впечатление - было так смешно и весело! Всегда!»
Шайхуллина Эльвира (выпуск 1994г): «Свою школу я вспоминаю очень часто, что слезы наворачиваются на глаза!!! Я вспоминаю своих учителей, которые научили нас жизни, научили преодолевать трудности и поддерживали нас в трудную минуту. Я мечтаю сейчас заново сесть за парту, взять когда-то любимые учебники и послушать приятный голос учителя.
Приятно сейчас видеть резвых ребятишек в школе во время перемены, хочется посидеть в столовой и поговорить с друзьями об уроках. И все-таки какие мы были глупые, когда хотели поскорее покинуть школу и вступить во взрослую жизнь. Но школа навсегда останется в наших сердцах, и мы ее никогда не забудем!!! Наша школа – наш помощник и путеводитель в жизни»
Гумеров Марсель (выпуск 1996г): «О школе у меня остались самые теплые воспоминания. Если бы предоставился шанс, я бы проучился здесь еще. Лучшие годы - школьные годы!»
Гареева Индира (выпуск 1997г): «Самое главное, школа «посеяла» в нас зернышки тех основ, благодаря которым мы выросли целеустремленными, честными, порядочными людьми, научились ценить дружбу, человеческие отношения. Очень важно, что в школьные годы рядом с нами были мудрые и опытные педагоги, которые видели в нас то, что больше никто не видел, и развивали хорошее или, наоборот, помогали избавиться от «нехороших» черт характера, качеств и т.д. Спасибо нашим учителям за знания, советы, помощь, понимание, терпение и мудрость. В годы учебы в школе мы воспринимали все происходящее как что-то навязчивое и практически не ненужное – уроки, контрольные, экзамены, требования… казалось, скорей бы окончить школу и – в жизнь! Только теперь понимаем, что 11 школьных лет были как большие летние каникулы, которые, к сожалению, безвозвратно ушли в прошлое….»
Давлетов Ильдар (выпуск 1997г): «О школе у меня самые незабываемые впечатления. Хоть и говорят, что самые лучшие годы-студенческие, но для меня - это школьные годы! Они ни с чем не сравняться! Так приятно вспомнить учителей, их трепетное отношение к нам,ученикам, их заботу, понимание! Я думаю, что самые лучшие учителя только в нашей школе!»
Салимов Денис (выпуск 2003г): «Как быстро бегут годы...Кажется, вчера еще звучал для нас последний звонок…Но незаметно пролетели эти 35 лет, и уже за плечами остался большой трудовой путь ... И сейчас особенно понимаешь, какую огромную роль в нашей жизни сыграли школьные годы. Школьная жизнь была богата разными событиями. Запомнилась экскурсия в Москву после 7 класса, классные и школьные вечера. Много добрых, хороших слов хочется сказать о школе, юбилей которой отмечается в этом году. Мы, выпускники прошлых лет, рады, что школа и сегодня сохраняет традиции, развивается. Учатся здесь и наши дети, значит, у школы есть будущее!»
Салимова Лилия (выпуск 2004г): «Мне запомнились школьные годы тем, что была школьная форма. И все ходили в школу в одинаковой форме. Еще мне запомнились уроки французского языка и домоводства. На уроках французского языка мы учили стихи и даже ставили сказку. На уроке домоводства нас учили шить и готовить еду. Было очень весело, на переменах мы играли в разные игры. Но больше всего мне запомнилось, когда я училась на дому. Ко мне приезжали некоторые учителя, чтобы не отстать от программы. Не училась в школе потому, что у меня был перелом ноги. Спасибо учителям, что не оставляли меня в беде»
Вывод: После проведённого интервью я поняла, что наши родители вспоминают очень многое. Это время, проведённое в уютных классных комнатах вместе с любимыми преподавателями, где частенько засиживались и после занятий за душевными беседами, советуясь, консультируясь и просто получая удовольствие от общения с умными, понимающими людьми, которым не безразлична их дальнейшая судьба. Сколько доброты, душевного тепла отдавалось и отдаётся каждому ребёнку в стенах этого здания! Сколько людей, нашедших в жизни своё призвание, было выпущено, а, сколько ещё ждёт впереди!
Выводы
В результате своей работы я пришла к следующим выводам:
1. Выяснил значение и происхождение слова «школа», узнал, что значит «школа» для учеников нашей гимназии.
2. Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его.
3. Любовь к своей школе помогает нам вырасти настоящими гражданами, патриотами своей Родины.
Заключение
Сейчас школа занимается своим обычным делом – воспитанием подрастающего поколения. Уверены, что школа выпустит ещё много выпускников, которые достойно продолжат историю школы. Мы же по праву гордимся тем, что являемся учениками школы с длинной и интересной историей, тем, что в определенной мере являемся продолжателями ее традиций. У времени есть своя память – история.
История нашей школы полна яркими и значимыми событиями.
Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.
В этом году моя школа празднует 50-летний юбилей первого выпуска школы.
Мы в этот школьный юбилей Сказать хотим всем пару фраз! Мы любим всех учителей, Учеников и каждый класс! Прекрасней школы не сыскать, И пусть пройдет немало лет, Но все мы точно будем знать, Что в мире школы лучше нет!