kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. «Моя малая Родина – Чемал. Уникумы Чемала.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: Школа России.

Класс: 3.     

Предмет: окружающий мир.

Тип урока: урок- экскурсия.

Учитель: учитель начальных классов: Кардаева Надежда Александровна.

Образовательное учреждение: МОУ «Чемальская СОШ», с. Чемал, Республика Алтай.

Тема:

«Моя малая Родина – Чемал. Уникумы Чемала.»

Цель:

  • Формирование  у  учащихся навыков поисково –  исследовательской работы. Сбор, обработка и систематизация материала.
  • Создание благоприятных условий для знакомства с историей и достопримечательностями своего села.
  • Воспитание чувства любви и уважения к своей малой Родине.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о своей малой Родине.
  • Познакомить с историей возникновения села Чемал.
  • Закрепить знания детей об уникальных местах Чемала.
  • Воспитывать в детях чувство восхищения красотой своего родного села, его окрестностями.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Проблема:

 В курсе изучения окружающего мира в 3 классе есть тема «Моя малая Родина. Я целенаправленно решила поработать с детьми по ознакомлению с родным селом, расширить представления об уникальных местах Чемала, чем можно гордиться нам, жителям своего села, через осуществление  краткосрочного проекта по теме: «Моя малая Родина – Чемал. Уникальные места Чемала».

ОВП:

 Есть ли в окрестностях Чемала уникальные места?

Гипотеза:

Село Чемал – само по себе – уникальный уголок Земли. Если бы не было в нем уникальных мест, то к нам бы не приезжало столько много гостей и туристов с разных городов и стран.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. «Моя малая Родина – Чемал. Уникумы Чемала.» »

УМК: Школа России.

Класс: 3.

Предмет: окружающий мир.

Тип урока: урок- экскурсия.

Учитель: учитель начальных классов: Кардаева Надежда Александровна.

Образовательное учреждение: МОУ «Чемальская СОШ», с. Чемал, Республика Алтай.

Тема:

«Моя малая Родина – Чемал. Уникумы Чемала.»

Цель:

  • Формирование у учащихся навыков поисково – исследовательской работы. Сбор, обработка и систематизация материала.

  • Создание благоприятных условий для знакомства с историей и достопримечательностями своего села.

  • Воспитание чувства любви и уважения к своей малой Родине.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о своей малой Родине.

  • Познакомить с историей возникновения села Чемал.

  • Закрепить знания детей об уникальных местах Чемала.

  • Воспитывать в детях чувство восхищения красотой своего родного села, его окрестностями.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Проблема:

В курсе изучения окружающего мира в 3 классе есть тема «Моя малая Родина. Я целенаправленно решила поработать с детьми по ознакомлению с родным селом, расширить представления об уникальных местах Чемала, чем можно гордиться нам, жителям своего села, через осуществление краткосрочного проекта по теме: «Моя малая Родина – Чемал. Уникальные места Чемала».

ОВП:

Есть ли в окрестностях Чемала уникальные места?

Гипотеза:

Село Чемал – само по себе – уникальный уголок Земли. Если бы не было в нем уникальных мест, то к нам бы не приезжало столько много гостей и туристов с разных городов и стран.




Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, мои дорогие друзья, мои ученики, гости нашего урока. Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня мы с вами будем защищать свой проект. Поэтому, я думаю, что урок наш будет необычный.

2.Введение в урок.

Сценка. (СЛАЙД 1)

Внучка:

- Дедушка, а что значит Родина?

Дедушка:

- У каждого человека бывает большая и малая Родина. Большая – это твоя страна, а малая – это земля, на которой ты живешь, живут твои родные и близкие, твои друзья, дом, в котором ты родился, речка, журчащая в ночной тиши, дерево, растущее под окном – все это святые места, зовущие и тянущие к себе в течение всей жизни.

Внучка:

-Дедуль, а я люблю нашу речку, наши горы, наши храмы и музеи, которые освещаются золотыми лучами солнца!

Внук:

- Дедушка, а что для меня является моей малой Родиной?

Дедушка:

- У кого – то, малая Родина – большой индустриальный город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей реки. А твоя Родина - Чемал!

Внуки:

-Дедушка, расскажи нам о Чемале!

Дедушка:

- Садитесь, расскажу! Да, что, расскажу? Нет, лучше я вам все покажу. Собирайтесь скорее, я поведу вас по уникальным местам своего любимого села!


3.Клип о Чемале (Презентация о Чемале).

- Посмотрите, ребята, в каком красивом месте мы живем, гордитесь своим селом, берегите его!

4.Беседа учителя.

- Итак, ребята, вы, наверно, уже догадались все, о чем пойдет речь на нашем уроке? Конечно, же, о нашем родном, красивом и дорогом сердцу уголке – Чемале! А вы знаете, ребята, что каждый воспитанный и умный человек, будь то взрослый или ребенок, должен обязательно знать все о своей Родине.

- Какой вопрос заинтересовал нас две недели назад?

Основополагающий вопрос:

- Есть ли в окрестностях Чемала уникальные места? (СЛАЙД 2)

- Что нам пришлось сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос? (Разбиться на несколько групп и работать каждой группе по своему плану, находить ответы на интересующие нас вопросы. Мы работали с книгами, искали нужную информацию в библиотеках, пользовались интернетом, подключили к работе родителей, ходили на экскурсии , встречались со старожилами нашего села и т.д.).

5. Презентация проекта.

Учитель.

- В наше время, нам Россиянам, необходимо не забыть, не растерять самого главного – нашего наследия. Сегодня нам очень важно знать свою родословную, историю своего села, все достопримечательности своего села, и просто красивые места, которые нас окружают.

Едва ли найдется другое такое село в горном Алтае, которое бы имело такую же долгую, интересную и богатую историю, как история Чемала.

Итак, с чего же мы начнем? Ну, конечно же, со дня рождения! Ведь у каждого человека есть день рождения. И у каждого города, поселка, села тоже есть свой день рождения – год его основания или образования.

1 группа.

Чемал – один из красивейших уголков Горного Алтая. Село Чемал находится в северо-западной части Республики Алтай на правом берегу реки Катунь на высоте 430 метров над уровнем моря. Удалено от железной дороги на 190 километров, от республиканского центра г. Горно-Алтайска на 100 километров.

Мысленно перенесемся на несколько столетий назад. Бархатистым зеленым, усеянным цветами, ковром простиралась долина вдоль бирюзовой Катуни. Сочными кормами, теплым благоприятным климатом издавна привлекала она алтайцев-кочевников.

Многочисленные табуны лошадей, стада коров паслись на тучных пастбищах. Они разбредались по долине, создавая впечатление медленно движущихся муравьев, если на них посмотреть с вершины высокой горы. Отсюда, по-видимому, и произошло название села, так как «чемалы» в переводе с алтайского означает муравей. Возможно, происхождение названия связано с тем, что в окрестных лесах почти под каждым деревом можно увидеть муравейник.

2.

Дата рождения Чемальского стана уходит в первую половину 19 века .

Первые сведения о Чемале появляются в 1830 году. В те годы Чемал посетил выдающийся сибирский архимандрит Макарий (Глухарев).

Первое оседлое поселение появилось здесь в 1842 году. С согласия местных зайсанов, на слиянии рек Катуни и Чемалки поселились 10 семей-раскольников из Смоленской волости Бийского уезда. Они построили дома, занимались охотой, рыбной ловлей, разводили пчел, начали распахивать пашню и сажать огороды. В то время в Чемале имелось 7 дворов с 38 жителями, из них 26 мужчин и 12 женщин.

Это живописное место также привлекло внимание миссионеров. В 1849 году на высоком обрывистом берегу Катуни, у кромки соснового бора Бешпек была построена маленькая деревянная церковь Иоанна Богослова и основан стан Духовной миссии. Миссионеры поселили здесь 25 новокрещенных алтайцев, изгнав раскольников с обжитого места дальше в горы.

В 1861 году иеромонах Макарий (Невский) открыл в Чемале миссионерскую школу. Макарий (Невский), в последствии митрополит Московский и Коломенский всю свою жизнь испытывал особые теплые чувства к своему любимому детищу – Чемалу.

В 1875 году в Чемале была построена Никольская церковь и миссионерский стан перенесен на новое место. В старой миссии был открыт детский приют для сирот-инородцев.

В 1913 году с целью подготовки учителей для близлежащих церковно-приходских школ, на базе приюта была организованна женская второклассная школа.

В 1915 году для Второклассной школы отстроено новое двухэтажное здание. Долгие годы здесь размещалась Чемальская средняя школа. К несчастью, это уникальное здание сгорело дотла. О том, как развивалось село, как менялся его статус, можно проследить по документам, опубликованным Томским архивом.

3.

Как вы видите, Чемал уже тогда не был рядовой деревней. Накануне Октябрьской революции это было богатое купеческое село. Крестовые дома. Дворы, набитые скотом. Купеческие лавки, гостиница, столовая, кузница, школа, больница, почта. Он являлся важным культурным центром Горного Алтая.

В настоящее время Чемал является центром района. В нем проживают более 4000 тысяч человек. У горы« Бешпек» находится средняя общеобразовательная школа. В центре села находятся районная и сельская администрации, Дом культуры, библиотеки, Сбербанк, торговый ряд из магазинов. В Чемале так же имеются ДДТ, ДЮСШ, санаторий для больных детей, курорт, ГЭС, ОПХ, алтайский центр, множество организаций, гостиниц и красивых домов. Наше село посещает огромное количество туристов.

Учитель.

- Святые места! Как благоговейно настраиваешься, когда что – слышишь, читаешь, узнаешь о них. Вот и мы с вами посетим сегодня и увидим своими глазами монастырское подворье.

Пройдя вдоль реки Катунь, познакомимся с красивейшим местом – островом Патмос, на котором находится живописная церковь, а рядом – женский монастырь.

2 группа:

В 1849 году на высоком обрывистом берегу Катуни, у кромки соснового бора Бешпек, была построена маленькая деревянная церковь Иоанна Богослова и основан стан Духовной миссии. (СЛАЙД)

Интересна история этого первого православного храма в Чемале, как, впрочем, и история самого острова, не случайно названного Патмосом (СЛАЙД) в память о том святом греческом острове, на котором когда – то молился святой апостол Иоанн Богослов. Алтайский Патмос, как громадный камень, возвышается посреди бурлящих вод Катуни. Лишь с одной стороны можно подойти к нему на лодке. (СЛАЙД).

9 августа 1855 года в Чемал приезжал епископ Томский Парфений, он отслужил в миссионерском стане водосвятный молебен. В тот же день он посетил и остров на реке Катунь, находящийся у горы Бешпек. Парфений освятил остров и на его камне сделал надпись: «1855 года августа 9- го дня на память святого апостола Матфея, освящен остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна». Парфений, епископ Томский.

Вернувшись с острова, Парфений сообщил, что на земле нет такого места, где он так хорошо слышал Господа, а господь слышал его. Впоследствии сделанная епископом Парфением надпись на камне была увековечена в чугуне.

По преданию, на острове жил монах, который вручную выдолбил в камне площадку и построил маленькую келью в три аршина размером с такой же крохотный печуркой. Позже на это место был перенесен храм Иоанна Богослова в 1915 году.

Освящал храм бийский епископ Иннокентий (Соколов) 9 августа 1915 года, ровно через 60 лет после освящения острова епископом Парфением. Храм был освящен,( как и в первый раз) ,во имя Иоанна Богослова.

После прихода Советской власти, в конце 20 годов храм на острове Патмос был разрушен.

Но недаром говорят, что святое место охраняет Ангел Господень. И рано или поздно церковь возрождается. Так и случилось. Известный в Росси и за ее пределами фотокорреспондент Павлов Виктор Николаевич изучал историю храмов Сибири и особо заинтересовался церковью на острове Патмос. И он, живший в центре Москвы, в прекрасной квартире, решил вместе с женой всё состояние, которое у них было, отдать на восстановление разрушенной церкви.(СЛАЙД)

В течение почти десятилетия ( с начала 90-х годов) строили эти замечательные люди сначала подвесной мост через Катунь, а затем, строго по прежнему образцу, и церковь.(СЛАЙД)

И вот через стремительную Катунь перекинулся изящный, крепкий подвесной мост и сияет на солнце Церковь во имя Иоанна Богослова. 10 января 2001 года храм освещён епископом Барнаульским и Алтайским Антонием.( СЛАЙД)

Новая история храма связана с чудодейственной иконой Богоматери « Знамение», подаренной одним старцем женскому монастырю и переданной в скит на острове (СЛАЙД), которая чудесным образом обновилась.

Это святое место очень любят посещать туристы, приезжающие в Чемал с разных краев земли.

Учитель.

- Величествен и прекрасен Горный Алтай. Причудливые горы, перемешивающиеся с утопающими в зелени долинами, оглашаются журчаньем горных потоков и переливами птичьих трелей. Среди этой нерукотворной красоты отблесков потерянного рая, внимательно приглядевшись, можно разглядеть другое величие – величие духа, обитающего в храмах.

3 группа.

В нашем селе есть еще одна достопримечательность, с не менее интересной историей, чем прежняя, с её величием и красотой. Это – церковь, иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

В 1861 году императрица Мария Александровна пожертвовала Никольскому храму «изящной работы» иконостас.

В 1875 году на средства бийского купца А.В.Соколова в Чемале был построен деревянный Свято- Никольский храм с колокольней. Вокруг нового храма обустроили миссионерский стан.

В связи с постройкой нового храма, первый миссионерский храм упразднили, и долгое время использовали для проживания миссионеров. В 1896 году он был заново освещен в честь Скорбященской иконы Божьей Матери и до 1914 года являлся молитвенным домом женской общины и приюта.

15 июля 1914 года митрополит Макарий (Невский) освятил новую церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

В середине 20 века Никольский храм был разрушен. Здесь было построено здание поссовета.

Только, спустя много лет, в 1999 году на месте разрушенного Никольского храма заново построен и освящен современный храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

С начала открытия церкви богослужения проводил отец Виктор ( в миру Зотин Виктор Дмитриевич).

В 2004 году в Чемальской долине впервые за долгие годы вновь прозвучал колокольный звон. 6 ноября на пустую звонницу подняли два небольших колокола.

В настоящее время при храме существует воскресная школа. Настоятелем в нём является иерей Николай Шмидтке.

Учитель.

Читаю стихотворение(под тихую музыку).

Катунь, Катунь – краса Алтая,

Куда ты мчишь, в какой простор,

В какие устремилась дали,

Ведя со брегом тайный разговор?


О чем ты говоришь ему, проказница?

Что шепчешь диким скалам и лесам?

То улыбаешься ты всем, то дразнишься,

То песенки поёшь по вечерам.


Вот загрустила, вот уже сердита,

Бьешь по щекам коварные пороги,

Катунь – река, принцесса именитая,

Прекрасная земная недотрога!


Тебе девчонки доверяют тайны,

Ты никому об этом не рассказывай.

Подруга милая, Катунь печальная,

Всегда прекрасная, такая разная!


То белая, то черная, то темная,

Шумишь, рыдаешь, рвешься на просторы,

Прозрачная, зелено – бирюзовая

Спокойно покидаешь горы.


Я без тебя себя не представляю,

И как бы ни был путь мой долог или мал,

Всегда вернусь к тебе, Катунь родная,

В любимое село на берегу – Чемал!

- Немало в окрестностях нашего села достопримечательностей, созданных самой природой.

4 группа

Жемчужиной Сибири называют Горный Алтай. Сказочный край.

Необыкновенная красота в любое время года .Это страна гор, голубых озер, кристально чистых рек. Катунь – самая полноводная и самая живописная река Горного Алтая. (СЛАЙД)

Название реки связывают с алтайским словом «кадын»- хозяйка, госпожа. Однако бытует мнение, что в её имени заложено дотюркское слово со смысловым значением «река».

Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие по берегам Катуни в окрестностях Чемала.

Катунь - чарующее зрелище. (СЛАЙД) Какими только эпитетами не награждают это по - истине чудо природы: Катунь- красавица, (СЛАЙД) Катунь- царица Алтая и т.д. (СЛАЙД) Об этом же гласит одна из легенд сложенных алтайским народом.

Легенда о Катуни:

Когда-то на Алтае не было больших рек и гор. На огромной равнине жил богатый хан Алтай, у которого самым главным богатством была дочь – красавица Катунь. Многочисленные поклонники добивались руки красавицы, но были отвергнуты. Никто не знал, что она тайно любила молодого пастуха Бия.

Разгневался отец и сказал: «Выдам тебя за того, кого пожелаю». Видя свое безвыходное положение, Катунь решила сбежать к любимому.

В глухую темную ночь она исчезла, а утром хан, обнаружив пропажу дочери, собрал своих воинов и сказал, что Катунь будет принадлежать тому, кто ее догонит.

Бросились воины в погоню, но Катунь обратилась рекой и стремительно помчалась на север, пробивая себе дорогу среди камней. Оставив байские отары, пастух Бий тоже превратился в стремительный поток и помчался навстречу к любимой.

Не догнали воины беглянку. Она встретилась со своим избранником, кинулась к нему в объятия, и так они, обнявшись, навечно потекли вместе, образовав могучую сибирскую реку Обь. Страшно разгневался Хан, в гневе превратил всех своих незадачливых слуг в валуны и камни и сам окаменел высокой горой Белухой. Самый быстрый из воинов – Бабырган – дальше всех убежал и теперь стоит, окаменевший, на равнине вдали от гор.

Вот такая легенда о великой Катуни.


Катунь начинается на южных склонах священной горы Белухи- Кадын-Бажы, (СЛАЙД) из ледника Геблера на высоте около 2000 метров. Через 2 км в неё впадает первая река Рассыпная и отсюда она приобретает характер бурной реки.

В верхнем и среднем течении Катунь бурлива и своенравна(СЛАЙД) и только ниже села Маймы, она приобретает характер степной, спокойной реки. (СЛАЙД)

Многочисленные реки и ручьи, стекающие с горных вершин, образуют 254 притока, длиной 708 км. Местами Катунь в ширину достигает нескольких сотен метров, напоминая бескрайнее бурно текущее море. Длина же Катуни – 688 км.

В разные времена года Катунь преображается! Зимой Катунь в силу своего быстрого течения замерзает лишь на отдельных участках. (СЛАЙД) В мае и в начале лета - эта полноводная река превращается в грязный мощный поток, который, иногда, смывает деревья на своем пути. (СЛАЙД) Самая красивая Катунь бывает осенью. (СЛАЙД)

Мне нравится осенняя Катунь,

Когда она зеркально - зелена.

Её вода прозрачна и чиста,

И даже со скалы все видится до дна.

Тогда она спокойна и игрива,

Катунь- Катунь, любимая река,

Течет, где молча, а где говорливо,

И катит волны, миновав века.

(Наталья Нешатаева)

Высоко над Катунью по крутому склону горы тоненькой лентой вьется Козья тропка - это узкая тропинка, по которой можно пройти от Патмоса до Чемальской ГЭС. (СЛАЙД) Когда идешь по ней, тогда понимаешь, почему она так называется. Тропа такая узкая, что даже лошадь по ней не пройдет.

С большими предосторожностями пройдя дальше по Козьей тропке ,мы видим Караульный камень. Вот так описывал путешественник это место в своих записках в 1914г.

«Влево и вправо – лесистые горы – гиганты. Прямо перед вами мчатся два горных потока, один из потоков врывается в Катунь. И вы слышите неумолкаемый гам Катуни с ее пенящимися волнами, разбивающимися о крутые утесы. Река «играя», ворочает громадные камни и, кажется, прибрежные скалы и утесы стонут от этой неугомонной, капризной реки».

Мы поднимаем глаза и перед нашим взором открываются Катунские Ворота - слияние Катуни и Чемала.(СЛАЙД). Вы только посмотрите, захватывает дух от восторга, величия и первозданной красоты природы.


Природа не обделила окрестности Чемала красотой. Это гора «Верблюд», смотрится в воды пруда, как в зеркало.(СЛАЙД) Восхождение на гору Верблюд (928 метров) доступно всем. Во время подъема открывается восхитительная панорама горных вершин, рек, полей и села Чемал. На одном из горбов вы увидите «чертов лаз».

Большое пространство занимает гора с алтайским названием «Бешпек».(СЛАЙД)

Этот огромный камень имеет своеобразное название - «Плачь – скала». (СЛАЙД)

Физминутка. (под музыку леса)

Сядьте все удобнее, расслабьтесь. Закройте глаза, представьте себе, что вы зашли в летний лес и поднялись на чудесную гору Бешпек. Вы идете по лесной тропинке, которая ведет вас в царство ягод и грибов. А вот и ароматная земляника, наклонитесь к ней, ощутите ее запах! А вот и лесная полянка с шелковой травой, присядьте, послушайте, как весело щебечут птицы! Ярко светит солнышко сквозь шапки высоченных сосен, вы дышите свежим воздухом. Откройте глаза. Вы хорошо отдохнули?

Учитель .

Визитная карточка всего Чемальского района – первая ГЭС на Алтае, находится не далёко, от устья реки Чемал. (СЛАЙД). К ней можно добраться двумя способами: По Козьей тропке берегом Катуни, посмотрев на ворота Сартакпая, или в обход по селу.

5 группа.

ГЭС построена в 1935 году силами заключенных СибУЛОНА, под руководством Е.И.Калининой. (СЛАЙД) На стройке работало до тысячи заключенных. Мощность станции небольшая, всего 500 лошадиных сил. Этой электроэнергии хватает сейчас только санаторию да нескольким жилым домам на его территории. (СЛАЙД) А до этого времени ГЭС была очень мощной, она обслуживала все сёла Эликманарского района(так раньше назывался наш район). Вся система работает , практически без ремонта, уже почти 75 лет.(СЛАЙД)

В 1969 году, во время большого паводка, здание ГЭС было затоплено по самые окна. (СЛАЙД) Если спуститься вниз в машинное отделение, то на южной стене можно увидеть два портрета, которые висят с давних пор. На одном из них видны коричневые следы воды. (СЛАЙД) После месяца ремонта оборудования ГЭС опять уже работала и работает, по сей день.

Рядом с Чемальской ГЭС есть источники «живой» и «мертвой» воды. (СЛАЙД)

Сейчас ГЭС стала объектом посещения туристов не только как исторического памятника. Особенно популярна, среди любителей экстремального вида отдыха, своей знаменитой тарзанкой. (СЛАЙД)

Учитель.

- Один древний мудрец заметил: «Жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков, не чтит их память, он обречен на вымирание». Чтобы такого не случилось с нами, нам необходимо знать историю своего коренного, алтайского народа, передавать свои знания из поколения в поколение. Только тогда можно говорить, что у нас есть будущее. В нашем селе есть такой музей, который свято хранит историю алтайского народа. Сейчас мы заочно посетим Алтайский центр на Бешпекской улице.

6 группа


В 1988 г. Ага- зайсаном Александром Кендышевичем Бардиным и его супругой- Таисией Петровной был создан алтайский культурный центр в селе Чемал, Чемальского района, Республики Алтай. Сегодня культурный центр является центром возрождения и развития духовных ценностей народа, его культуры, традиций и обычаев. Культурный центр насчитывает три юрты. Первая юрта – юрта – жилье построена по чертежам великого художнтка, прозаика, этнографа и политика Г.И.Чорос – Гуркина. В культурном центре можно увидеть герб и знамя рода кара – майман, представителем которого и являлся А.К.Бардин. У алтайцев рода кара- майман знамя имеет три цвета: красный – символ огня, желтый – символ солнца, синий – символ неба. На знамени изображены: натянутый лук, собака – священное животное и священное дерево – береза.

Размер юрты культурног центра по диагонали 8 метров, высота стен 2 метра, общая высота 5 метров, убранство юрты изготовлено также по чертежам Г.И.Чорос – Гуркина.


Юрта- традиционное жилище алтайцев внутренняя планировка юрты отражает интересы и вкусы ее обитателей и позволяет заниматься хозяйственно- бытовой деятельностью. Дверь юрты всегда обращена на юг или на юго – восток, защищена от холодных ветров и снежных заносов а летом открыта лучам солнца. Внутренняя планировка юрты делится условно на 12 частей, что соответствует 12 месячному циклу календаря. Юрта условно разделена на 4 функциональных зоны. В передней части – алтарь богу на небе – Ульгену, справа от входа – подземному богу – Эрлику. Место против входа, за очагом считается почетным, Таган с котлом и стол для еды расположены в середине В правой от входа стороне находится женская половина. С левой стороны – мужская Среди экспонатов музея шаманский бубен, оружие, охотничьи капканы, комуз, шкура снежного барса.


Вторая юрта – посвящена первым зайсанам – вождям народов, инициаторам вхождения алтайцев в состав России. В юрте собраны материалы, связанные с жизнью великого художника Г.И.Чорос – Гуркина. Здесь представлены многочисленные книги. Также можно увидеть два флага – символ независимости, нарисованные Г.И.Чорос – Гуркиным.


Третья юрта – юрта дружбы, мира и согласия. На вершине юрты знак, символизирующий солнце.

За период существования центра его посетило более12000 человек. Среди именитых гостей были: посол Корейской Республики, Хосе Аргуэльес – известный американский ученый, Дзюнсэй Тересава Сенин – японский монах, делегация французских, московских и новосибирских ученых.


6. Сценка. (СЛАЙД № 1)

ДЕД:

- Вот, внучата, и подошла к концу наша с вами экскурсияМы узнали многое о своем родном селе, прошлись по его окрестностям, любуясь красотой его уникальных мест, Вот где вам посчастливилось родиться!

ВНУК:

- Дед, а очень горжусь тем, что я родился и живу в нашем селе.

ВНУЧКА:

- Дедушка, а расскажи, пожалуйста, о людях, которые жили и живут в нашем селе.

ДЕД:

- А это, внучата, уже совсем другая история, которую я вам обязательно расскажу в следующий раз!

7.Рефлексия.

Завершающим этапом работы будет собственное сочинение стихотворения, Все мы знаем, что сочинить стихотворение это трудное дело, поэтому мы сочиним легкие стихи, которые называются «синквейн».

1 строчка существительное ЧЕМАЛ

2 прилагательных


3 глагола


1 предложение


Синоним к первой строчке.


Чемал.


Красивый, привлекательный.


Манит, завораживает, ждет.


Родной сердцу уголок.

Родина.

8. Итог урока.

Вот и подошел к концу наш урок. Теперь я предлагаю каждому из вас подвести итог своей работы, ответив на следующие вопросы:


  • Что мы делали?

  • С какой целью?

  • Каковы результаты нашей деятельности?

  • Как мы этого достигли?

  • Можно ли было сделать лучше?

  • Можем ли мы быть довольны своей работой в этом году?

  • Остались ли силы и желание на подобную работу в следующем учебном году?


  • Интересно ли было вам работать над проектом?

  • Чем интересен был урок для вас?

  • Каковы ваши пожелания самому себе?

8. Домашнее задание.

Написать письмо другу о своей малой Родине.

14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока. «Моя малая Родина – Чемал. Уникумы Чемала.»

Автор: Кардаева Надежда Александровна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102133


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства