Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность в начальной школе»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра начального общего образования
Исследовательская деятельность младших школьников
(реферат)
Исполнитель:
Колистратова Елена Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Казанковская СОШ»
Новокузнецкий район
Кемерово
2012
Введение
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную деятельность, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества.
Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрела исследовательская деятельность.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности (Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа. №2. 2007.- с.45).
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Условия формирования исследовательских умений младших школьников.
Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность.
Необходимо помогать, учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть эту возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно» или «Ты сделал не так» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки, и ,обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей младшего школьника.
Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Исследования можно классифицировать :
по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
по месту проведения (урочные и внеурочные);
по времени (кратковременные и долговременные);
по теме (предметные или свободные),
по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
Виды исследований:
теоретическое
экспериментальное
изобретательное
фантастическое
В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:
1. Подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
2. Посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
3. Спросить у взрослых и записать интересную информацию;
4. Посмотреть телематериалы и записать, то что ты узнал из фильмов;
5. Используя интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
6. Понаблюдать и записать необычные факты;
7. Провести эксперимент и записать план и результаты.
В ходе исследовательской деятельности у детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки (перечислим некоторые)
Умение видеть проблемы.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо время, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Выдвигать гипотезы.
Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Делая предположения, обычно используют слова: может быть, предположим, допустим, возможно, наверное.
Задавать вопросы.
Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Вопросы можно разделить на две группы:
уточняющие (верно ли, что…; надо ли создавать…, должен ли…)
восполняющие (где, когда, почему, какие…)
Давать определение понятиям.
Проводить наблюдения и эксперименты.
Эксперименты бывают:
Мысленные, в ходе которых исследователь представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия;
Эксперименты с реальными объектами.
Делать выводы и умозаключения.
Классифицировать и структурировать материал.
Работать с текстом.
Доказывать и защищать свои идеи.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.
В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт. Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Каждый предмет в начальной школе выполняет определённые функции, несёт в себе определённую нагрузку, служит пропедевтическим курсом к изучению предметов более глубоко. Назовём функции уроков «Окружающего мира»:
1.Сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об изменениях природы по временам года.
2.Обогатить личный опыт учащихся конкретными представлениями путем проведения систематических наблюдений за предметами и явлениями природы
3.Раскрыть некоторые доступные для этого возраста экологические взаимосвязи предметов и явлений природы.
4.Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы (Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Начальная школа. – М., 2007 г).
Для осуществления данных функций встает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений – отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.
Для формирования положительной мотивации на уроках «Окружающий мир» необходимо учитывать следующие положения:
– выделение основных понятий и учебной задачи урока;
– полную умственную нагрузку всех учащихся в течение урока;
– разнообразие структуры и методов обучения;
– знание учителем психологических и физиологических особенностей младшего школьника, а поэтому применение физкультминуток и дидактических игр;
- использование на уроках самостоятельной, групповой и коллективной работы школьников: решение проблемных задач, выполнение лабораторных опытов, работ с дополнительной литературой.(Кропочева Т.Б.Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе. // Начальная школа. №1.2004. – с.57).
А где как не в исследовательской деятельности все эти положения можно «безболезненно» сочетать.
Компоненты исследовательской деятельности младших школьников:
1. Цели исследовательской деятельности учащихся могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.
2. Потребностно - мотивационная основа исследовательской деятельности детей включает социальные и познавательные мотивы. Широкие социальные мотивы - это стремление быть ответственным учеником, выполнять свои обязанности; узкие - похвала за успехи в исследовательской деятельности, утверждение в коллективе, внесение разнообразия в свою деятельность; мотивы сотрудничества - стремление к взаимодействию в процессе исследования с определенной группой учеников или учеником, сотрудничеству с педагогом или родителями. К познавательным мотивам мы отнесли мотив получения в результате исследования новых знаний; конкретного практического результата (продукта), овладения исследовательскими умениями; мотивы самообразования - использование полученных знаний и умений для самообразования.
3. Субъекты исследовательской деятельности: ученик младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.
4. Объектами исследовательской деятельности учащихся младших классов могут служить объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).
5. Средства исследовательской деятельности школьников могут быть внутренними (познавательные способности и приобретенные знания и умения исследовательской деятельности) и внешними (источники информации, инструменты).
6. Процесс исследовательской деятельности включает следующие этапы: выбор темы; постановка цели и задач исследования; планирование исследования и выбор методов; поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков и диаграмм; формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.
7. Результатами исследовательской деятельности младших школьников являются следующие: формирование познавательных мотивов, субъективно новое для ученика знание; новый способ деятельности; исследовательские умения.
Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.
Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:
цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Организация исследовательской деятельности
Этапы работы
Цель
Содержание работы
на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Результат деятельности
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель – подготовка учащихся к исследовательской деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей, гипотезы, методов исследования в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над исследовательской работой.
Поиск и анализ проблемы, выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и задач исследования.
Выдвижение гипотезы.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор методов проведения исследования.
Обсуждает тему.
Определяет свои потребности.
Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы исследования и аргументирует свой выбор.
Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.
Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель и задачи исследовательской деятельности.
Выдвигает (самостоятельно или в составе группы) гипотезу, определяет объект и предмет исследования.
Самостоятельно или с помощью учителя выбирает методы проведения исследования.
Предлагает тематическое поле.
Мотивирует учащихся к обсуждению.
Предлагает схемы анализа потребностей.
Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему.
Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку.
Определена тема исследования.
Обоснована актуальность выбранной темы исследования.
Сформулированы цель и задачи, гипотеза исследования.
Определены объект и предмет исследования.
Выбраны методы проведения исследования
ПЛАНИРОВАНИЕ
Цель – пооперационная разработка хода исследования с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, возможных форм презентации результатов исследования, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Анализ имеющейся информации.
Поиск информационных лакун.
Сбор и изучение информации.
Поиск оптимального способа достижения цели исследования (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
Составление плана проведения исследования.
Анализ ресурсов.
Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.
Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию.
Осуществляет выбор.
Осуществляет процесс планирования.
Оценивает ресурсы.
Определяет свое место (роль) в групповом исследовании.
Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.
Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.
Организует процесс анализа альтернативных решений.
Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели, проблемы, гипотезы.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Составлен библиографический список используемой литературы, план проведения исследования.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
Цель – осуществление исследования.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым планам.
промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время);
оформление результатов исследования.
Выполнение запланированных технологических операций.
Текущий контроль качества.
Внесение (при необходимости) изменений в плане проведения исследования.
Теоретически и/или практически выявляет свойства объекта исследования; осуществляет поиск нового практического применения найденных свойств; делает анализ и обобщение найденных знаний.
Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.
При необходимости консультируется с учителем (экспертом).
Наблюдает.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Отвечает на вопросы учащихся.
Оформленные результаты теоретического и/или практического изучения объекта исследования.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
Демонстрация результатов исследования.
Подготовка презентационных материалов. Презентация продукта исследовательской деятельности.
Выбирает (предлагает) форму презентации.
Готовит и проводит презентацию, при необходимости консультируется с учителем (экспертом).
Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся).
Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.
Выступает в качестве эксперта.
Защита исследовательской работы.
КОНТРОЛЬНЫЙ
Самооценка собственной деятельности.
Анализ результатов проведения исследования.
Оценка качества проведения исследования.
Оценивает как полученный продукт, так и собственное продвижение в проведении исследования.
Организует ситуации, вынуждающие учащихся проводить самоконтроль.
Оценивает уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся
Рефлексия проведения исследования.
Заключение
Таким образом, мы определяем учебно-исследовательскую деятельностьмладших школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.
Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.
Список литературы:
1. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика./ А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1. – С. 30-33. 2. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И.Савенков // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С. 144-148. 3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-изд., – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.
4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011г. -142 с.
Интернет-ресурсы по проблемам
исследовательской деятельности:
www.vernadsky.dnttm.ru – сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии.
www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html – Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
Приложение 1.
Выполнила работу ученица 2 класса Колистратова Анастасия
Актуальность: человека окружает многоцветие. Но каждый из нас в одежде, предметах, вещах отдаёт предпочтение определенному цвету. Почему?
Цели исследования: выяснить значение каждого цвета, найти связь между выбором цвета и характером человека.
Гипотеза исследования: выбор определённого любимого цвета влияет на характер и поведение людей.
Задачи: собрать и изучить материалы из различных источников о значении цвета; определить, что в человеке влияет на выбор того или иного цвета; рассказать об этом своим одноклассникам и друзьям.
Глава I. Опрос учеников о выборе любимого цвета
Первый цвет, называемый человеком, характеризует личность в настоящий момент. Цвет, которому мы отдаем предпочтение, многое может рассказать о нашем характере и эмоциональном складе. Я попробую выяснить, что же на самом деле может рассказать любимый цвет моих одноклассников о них. Таблица показывает количественное соотношение к выбранному цвету:
Название цвета
Кол-во человек
Красный
5
Бордовый
1
Розовый
2
Жёлтый
1
Золотистый
1
Синий
2
Голубой
5
Чёрный
3
Глава П. Значение каждого отдельного цвета,
выбранного учеником. Влияние выбора цвета
на характер и поведение личности
Из различных источников я узнала значения цветов.
Красный
Красный - это:
лидерство, - созидание,
упорство, - динамичность,
борьба за свои права, - настойчивость.
Красный цвет означает могущество, волю к победе, желание жить полной жизнью, стремление к новым впечатлениям. Чело век, приверженец красного цвета, всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении. Любит быть первым, но не всегда может им быть. Человек смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный, бесстрашный, уверенный, не боится следовать за своей мечтой и одновременно чувствительный человек.
Бордовый
Бордовый (красно-коричневый) от красного взял силу воли, а от коричневого - склонность к глубоким размышлениям.
Его проблема - способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях.
Розовый
Розовый - это:
дружелюбие, - зрелость,
женственность, - легкомысленность
Розовый - это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее.
Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. Такой человек добрый и заботливый, любящий, красивый, чувствительный и очень щедрый.
Желтый
уверенность в себе,
справедливость,
свобода,
радость,
веселье.
Жёлтый - это:
ловкость,
сообразительность,
радость жизни,
терпимость,
честность,
Чистый желтый - самый яркий цвет. Подобно солнцу, светлый и сияющий. Выбор желтого цвета означает: желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения.
Такие люди любят, чтобы ими восхищались, у них высокая самооценка, уверенность в себе, деятельность. Им нравятся далекие путешествия. Когда такой человек любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей.
Золотистый
Золотистый - это цвет славы, неизбежной победы.
Золотистый - символ всепрощения и способности преодолевать препятствия. Не приносит себя в жертву и не принимает жертв, остается самим собой.
Оптимист. Умный и успешный человек, получающий наслаждение от предметов роскоши в жизни. Счастлив и наслаждается жизнью. Другие люди восхищаются им и ценят его позитивное мировоззрение.
Синий
Синий - это:
- организованность, - идеализм,
- непреклонность, - сила духа.
Синий цвет - это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.
Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают, их преданность людям может доходить до рабства.
Голубой
Голубой - это цвет беспечности, он успокаивает, излучает дежность, цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия.
Искренний и внимательный, такой человек старается найти тихое место, соответствующее его настроению, чтобы, например, почитать книжку. Для него очень важно побыть одному для восстановления сил. Его преимущество в медитации и самопознании. Честный и правдивый - он отличный друг. У него мирная душа.
Чёрный
Чёрный - это абсолютное отрицание, безоговорочное «нет».
Предпочитает своё мнение и свой образ жизни, способен терпеть лишения, умеет ограничивать собственные притязания, готов к компромиссам.
Серьезный и таинственный, очень глубокий, задумчивый и погруженный в себя человек с проницательной душой.
Работает, чтобы сразу же решить возникающие проблемные вопросы. У него душа искателя.
Вывод
Исследование любимых цветов моих одноклассников помогло лучше узнать их характер, настроение, понять их поведение в той или иной ситуации. Если мы будем знать друг о друге больше, это сплотит наш классный коллектив. Любимый цвет меняется с течением времени, в дальнейшем я хотела бы повторить исследования и увидеть, что, как и почему поменяется в характерах моих одноклассников.
Приложение 2.
Отличия проектной и исследовательской деятельности
Во-первых, – цель:
цель проектной деятельности – реализация проектного замысла;
цель исследовательской деятельности уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Во-вторых, - гипотеза:
исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку;
проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
В-третьих, - этапы:
Этапы проектной деятельности:
Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;
Подготовка и защита презентации;
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.