kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Соль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа предназначается ученикам 3 класса. В работе расскрывается чем полезна соль и где её используют. Расскрываются способы добычи  соли.Проведено исследование и сделан вывод о том что соль влияет на незапотевание окон.эта работа полезна всем ученикам начальной школы и пригодиться учителям при роведении уроков окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Соль"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1

город Серафимович Волгоградской области





Исследовательская работа

«Тайна соли»



Выполнила:

Ученица 3 «Б»

ВЕДИЛИНА ЕЛЕНА



Руководитель:

Учитель начальных классов

БЕРЕЖНАЯ ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА



г. Серафимович

2015-2016 учебный год


ОГЛАВЛЕНИЕ:


1. Информационная карта………………………………………….. 3 стр.


2. Введение………………………………………………………….. 4 стр.


3. Общие сведения

3.1. Интересные факты о соли…………………………………… 5 стр.

3.2. Соль - как химическое вещество……………………………. 6 стр.

3.3. Соль в кулинарии……………………………………………. 7 стр.

3.4. Соль в медицине……………………………………………… 8 стр.

3.5. Соль в химической промышленности………………………. 8 стр.

3.6. Соль в коммунальном хозяйстве……………………………. 8 стр.

3.7. Роль соли для деятельности живых организмов…………… 9 стр.

3.8. Морская соль…………………………………………………. 9 стр.

3.9. Где и как добывают соль…………………………………….. 10 стр.

3.10. Разновидности отечественной соли……………………….. 11 стр.


4. Мои исследования:

4.1 Изучение литературы………………………………………… 12 стр.


5. Опыты и наблюдения……………………………………………… 13 стр.


6. Заключение………………………………………………………… 14 стр.


7. Источники информации………………………………………….. 15 стр.


8. Приложения…………………………………………………….. 16 – 18 стр.
















  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА.

Актуальность:


Раньше я всегда считала, что соль необходима человеку только для приготовления пищи. Без неё еда будет несолёной, невкусной. Но однажды я увидела, что мама насыпает соль между рамами окон, когда утепляет их на зиму. Конечно, у меня возник вопрос: «Зачем?» Я попросила маму оставить одно окно без соли, чтобы понаблюдать за всеми окнами и сравнить их. Результаты наблюдений меня очень удивили, и я решила исследовать свойства соли и узнать, почему это происходит и какие ещё тайны хранит это удивительное вещество – соль. Так родилась тема моего научного исследования «Тайна соли».

Я выдвинула гипотезу, что «Соль – это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый помощник человека в других сферах жизни».

В результате исследования я подтвержу её или опровергну, если я не права.


Цель: «Раскрыть тайну соли».

Я поставила перед собой задачи:

1. Изучить, что такое соль. Из чего она состоит. Откуда она берется. Какими свойствами обладает.

2. Узнать, какое влияние оказывает соль на жизнь человека.

3. Исследовать практически и выяснить теоретически, оказывает ли соль какое-то влияние на запотевание и замерзание стёкол зимой, если её поместить между рамами.

4. Сделать научные выводы из своего исследования.













  1. ВВЕДЕНИЕ.



Все согласятся, что соль имеет огромное значение в жизни человека. С уверенностью можно сказать, что она имеется в каждом доме, в каждой семье. С незапамятных времен соль была известна человеку. В наше время это доступный продукт и мало кто задумывается, что в далекие времена из-за соли люди могли сражаться, убивать, попадать в рабство. Нам трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила существенным источником пополнения казны, была важным предметом торговли. Из-за соли велись кровопролитные войны между соседними народами, а по причине непомерно высоких налогов, устанавливаемых на соль, происходили народные восстания (соляные бунты). В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы. Но столетия спустя человек научился добывать соль из различных источников и производить ее в больших количествах.

















































  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

3.1. Интересные факты.



Вот несколько интересных фактов о соли:

Всем живым существам на земле для поддержания нормальной жизнедеятельности нужна соль.

Соль не допускает гниения продуктов.

Соль необходима для изготовления мыла, стекла, ткани и бумаги.

В год человек потребляет около 8 кг соли.

Соль в больших количествах вредна. Потребление соли в количестве 3г на 1 кг веса человека приведет к смерти.

В средневековье соль называли «белым золотом», она была безумно дорогая.

В Эфиопии в прошлом веке соль считалась основной валютой, а в наши дни - это признак дружбы и уважения.

В России в 19 веке существовал налог на соль. После его отмены цена соли значительно упала, а потребление выросло в разы. В славянских традициях хлеб-соль очень почитались и считались источником жизни, верности, богатства и благополучия. До наших дней дожило немало пословиц и поговорок, связанных с хлебом и солью (см.приложение 1).

В конце 18 века мясо было в 4 раза дешевле соли.

В Древнем Риме жалованье воинам зачастую платили солью.

Еще во втором тысячелетии до нашей эры в Китае добывали поваренную соль, выпаривая морскую воду.

Арабы заключали договоры над чашей с солью и давали клятву, съев немного соли.

В древней Мексике существовал обычай жертвоприношения соляному богу. Ежегодно убивали самую красивую девушку, полагая, что соляной бог смилостивится и обеспечит их достаточным запасом соли.

Много веков назад во многих странах новорожденных посыпали солью. Считалось, что это спасет их от дурного.



















3.2. Соль – как химическое вещество.



Соль – это сложное химическое вещество. Основным компонентом соли является хлорид натрия. В природе хлорид натрия встречается в виде минерала галита – каменной соли. Слово «галит» происходит от греческого «галос», означающего и «соль», и «море». Но соль природного происхождения всегда имеет примеси других минеральных солей (Приложение № 2,стр.17). Мы привыкли, что это вещество имеет вид белых крупинок. Но в природе оно встречается или в виде камня под землёй, или под давлением слоя горных пород, расположенных над пластом соли, превращается в вязкую, пластичную массу. «Всплывая» в местах пониженного давления кроющих пород, пласт соли образует соляные «купола», выходящие в ряде мест наружу, или содержится в растворённом виде в воде некоторых водоёмов. В молотом виде соль представляет собой мелкие кристаллы белого, розоватого или светло-серого цвета. Эти примеси и придают ей оттенки разных цветов. Добывается из залежей или из морской воды, воды соленых озёр (выпариванием). Поэтому её называют поваренная соль. Поваренную соль часто называют также «столовая соль», «каменная соль» или просто «соль». Существует и применяется в разных видах: очищенная и неочищенная, крупного и мелкого помола, чистая и йодированная, и т. п.























3.3. Соль в кулинарии.



Пищевая соль, добываемая различными способами и в различных местах, одинаково «соленая», но имеет некоторые отличия вкусового характера из-за примесей. Так, испанская соль отличается от германской и российской. Самые большие соляные пещеры расположены в Чехии. Вкусовые качества соли крупной и мелкой также различны. Вкус первой более приятный и употребление ее предпочтительнее. Рафинированная и йодированная соль, поступающие в торговую сеть, во многих случаях не улучшают, а ухудшают вкус блюда, консервированных продуктов. Лишь опытная хозяйка умеет правильно выбрать и использовать соль. Поэтому уместно отметить некоторые тонкости употребления этой специи. Каменная соль мелкого помола, которую сейчас покупают чаще из-за внешнего вида, уступает крупной соли по содержанию йода, магния, калия, цинка, селена и ряда других макро- и микроэлементов, необходимых организму человека. Йодированная соль высшего сорта непригодна для приготовления горячих блюд, особенно супов. Ее нельзя использовать при солении и квашении, можно испортить продукцию. Надежный, испытанный помощник в этих способах консервирования — крупная соль. Самое важное для человека свойство поваренной соли - то, что она солёная на вкус. В приготовлении пищи поваренная соль употребляется как важнейшая приправа, без которой пища кажется пресной и не вкусной. Соль также выполняет функцию консерванта. Высокая концентрация соли в воде губительна для живущих в этой воде организмов – гнилостных бактерий. Это свойство широко используют в пищевой промышленности и при сохранении пищевых продуктов в домашних условиях.

































3.4. Соль в медицине.



Водные растворы NaCl (хлорида натрия) в медицине используют в качестве кровозамещающих жидкостей после кровотечений и при явлениях шока. Поваренная соль входит в состав некоторых медицинских препаратов: раствор натрия хлорида изотонический для инъекций, раствор натрия хлорида гипертонический, капли в нос «Аква Марис».







3.5. Соль в химической промышленности.



Поваренная соль является важнейшим сырьем химической промышленности. Из нее получают соду, хлор, хлороводородную кислоту, гидроксид натрия, металлический натрий. Соль необходима для изготовления мыла, стекла, ткани и бумаги.







3.6. Соль в коммунальном хозяйстве.



Главной задачей уборки магистралей и улиц в зимний период является предупреждение образования наледи на дорогах. Основной технологической операцией зимней механизированной уборки является обработка проезжей части противогололедными материалами (ПГМ). Завоевавшим наибольшую популярность в борьбе с гололедом, а также наиболее дешевым средством является поваренная соль (хлорид натрия). Лед, имеющий температуру около 0°C, плавится в солевом растворе. Также используется смесь поваренной соли с песком и щебнем (пескосоляные смеси), которые добавляются для уменьшения коэффициента скольжения и увеличения сцепных качеств.



3.7. Роль соли в деятельности живых организмов.



Поваренная соль совершенно необходима для жизнедеятельности организма человека и животных. Недостаток этой соли приводит к функциональным и органическим расстройствам: могут возникать спазмы гладкой мускулатуры, иногда поражаются центры нервной системы. Длительное солевое голодание может привести к гибели организма. Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека составляет 10 – 15 г. В условиях жаркого климата потребность в соли возрастает до 25 – 30 г. Это связано с тем, что хлорид натрия выводится из организма с потом и для восстановления утрат в организм нужно вводить больше соли. Если не давать животному пищи, то через какое-то время оно погибнет от истощения организма. Если животное кормить без ограничения, но обессоленной пищей, то оно умрет еще быстрее. Дело в том, что поваренная соль служит источником образования в желудке соляной кислоты, которая является составной частью желудочного сока. Соль также входит в тканевые жидкости и в состав крови. Но с другой стороны, систематический приём избыточного по сравнению с физиологической нормой количества соли приводит к увеличению кровяного давления. Чрезмерное потребление соли вызывает болезни сердца и почек. Обычная пищевая соль служит сильнейшим ядом. С одной стороны, без соли невозможно жить, с другой стороны, доза в 100 раз превышающая суточную норму потребления, является смертельной. Летальная доза составляет 3 грамма на 1 килограмм массы тела. Иными словами, для человека весом 80 кг смертельной дозой является четверть килограммовой пачки.







3.8. Морская соль.



Для нашего организма нужна настоящая, не тронутая цивилизацией, соль. Морская соль наилучшим образом подходит для нашего организма, она не вызывает таких ужасающих последствий (при умеренном её потреблении, конечно!). Морская соль содержит почти всю таблицу Менделеева, кроме газов, а это 84 элемента, и около 200 химических соединений! Состав кристалла морской соли настолько сложен, что человек до сих пор не сумел его создать искусственно.

Да, природа всё-таки лучший химик, чем человек.

3.9. Где и как добывают соль.

В нашей стране огромные запасы соли. Разработка месторождений хлорида натрия началась еще в Илецкой Защите. Соляной купол мог уходить на 1000 метров в глубину. В русском географическом сочинении, датирующемуся 1672 годом, упоминается залежь на реке Илеке. Более точные сведения об этом месторождении содержатся в записях академика Палласа, который посетил его в 1796 году. Первоначально соль добывали непосредственно с поверхности или рыли небольшие ямы. В конце 19 века начали делать специальные котлованы, однако туда попадали сточные воды. Поэтому в 1889 году в Илецкой Защите впервые проложили шахту для добычи соли. Первоначально здесь работали осужденные каторжники, которые топорами выламывали огромные глыбы при свете керосиновых ламп. Соль к подъемной клети доставляли с помощью лошадей. В 1906 произошел первый случай затопления шахты, из-за цепей большинству каторжников не удалось спастись. Это был очень тяжелый и опасный труд людей, занятых при добыче соли.

А как же добывают соль сегодня? В настоящее время NaCl добывают в основном шахтным способом. Под землей все освещается с помощью электричества. В свете прожекторов кристаллы смотрятся необычайно красиво. Большинство процессов выполняют не люди, а машины. Добытые глыбы погружаются на конвейер, перемалываются в специальных механических мельницах, а потом доставляются к товарным вагонам на поверхность. На Илецком месторождении по-прежнему осуществляется добыча соли в России. Но добыча соли в современной России осуществляется не только шахтным способом. На протяжении многих столетий на озере Баскунчак собирают самосадочный минерал. Здешняя атмосфера завораживает многих деятелей искусства, а режиссеры не устают снимать кино в этих местах. Озеро находится на вершине соляной горы, пласты минерала уходят на тысячи метров в глубину. Добывать его начали еще в VIII веке, отправляя полученный продукт по Великому шелковому пути. С тех пор практически ничего не изменилось, только объем производства вырос до нескольких миллионов тонн в год. Но озеро Баскунчак – это не только промышленная территория, но и с 1997 года заповедник с площадью в 53,7 га. Основное месторождение, где добывают в России калийные соли, находится в Пермском крае. Добыча здесь отличается легкостью и дешевизной. В рудах Верхнекамского месторождения содержится около 18% K2O. Около 15% всех мировых запасов находится именно здесь. Не до конца разработанным остается Восточно-Сибирский калиеносный бассейн. Эксперты считают, что его залежи огромны (60% всех российских). Также добыча соли в России осуществляется в Прикарпатском бассейне. Считается, что добытый с Эльтонского и Гремячинского месторождения является самым качественным.

3.10. Разновидности соли.



По типу производства отечественная соль делится на 4 вида:

Каменная – добывается шахтным и карьерным способами. Это чистая, сухая соль, она содержит довольно высокий процент хлорида натрия – 98-99%.

Выварочная – рассол, добытый из-под земли, выпаривается и получается соль. Содержание хлорида натрия в ней также высокое – 98-99,8%.

Садочная – образуется при выпаривании морской или солёной озёрной воды в специальных бассейнах. Отличается меньшим содержанием хлорида натрия – 94-98%. Кроме того, в такой соли намного больше других ионов, поэтому она может отличаться по вкусу.

Самосадочная – добывается со дна солёных озёр. Эта соль оседает на дно естественным образом. Озеро Баскунчак – самое крупное месторождение такой соли в нашей стране ( Приложение №3, стр.17).

В садочной и самосадочной соли меньше всего хлорида натрия, поэтому именно такая соль считается наиболее полезной для здоровья.























  1. МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ.



4.1 Изучение литературы.



Изучая литературу, я узнала, что соль незаменима во многих сферах жизни человека. Многое из прочитанной литературы мне ещё непонятно. Поэтому, когда я стану старше, мне ещё предстоит разгадать ни одну тайну этого вещества.

Но мне хочется и самой убедиться в чудодейственных свойствах соли.

































  1. ОПЫТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ.



Между рамами окон насыпана соль, кроме одного, где соли нет. В течение трёх недель с 25 декабря по 10 января я вела наблюдение и фотосъёмку окон. Также всё это время я фиксировала температуру воздуха на улице. Она колебалась от – 7°С до – 20°С (Приложение №4, стр.18) .

1 опыт:

• Разница в замерзании и запотевании окон была видна всегда.

• При температуре воздуха на улице от – 7°С до – 9°С контрольное окно или запотевало, или даже подмерзало, а другие (с солью) не запотевали совсем.

2 опыт:

• При температуре воздуха на улице от – 9°С до – 15°С контрольное окно замерзало намного больше.

• И даже при температуре воздуха на улице ниже – 20°С на окнах с солью были участки незамёрзшего стекла, как раз над бумагой с солью. А контрольное окно замерзало полностью.

В результате опыта я пришла к выводу, что соль влияет на незапотевание окон.

Ответ на вопрос «Почему так происходит?» я нашла в литературе. Оказывается чистый хлорид натрия (основной компонент соли) – негигроскопичное вещество, т.е. не притягивает влагу. (Гигроскопичность – это способность некоторых веществ поглощать водяные пары из воздуха). Гигроскопичны хлориды магния и кальция. Их примеси почти всегда содержатся в поваренной соли и благодаря ним происходит поглощение влаги. Эти примеси впитывают влагу, находящуюся между рамами окон. Как бы осушают воздух. А узоры на окнах не что иное, как причудливо замёрзшая влага – вода. А раз между рамами окна этой влаги меньше, благодаря соли, значит, и стёкла меньше запотевают и замерзают.





  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



ВЫВОДЫ:

6.1. Соль – вещество, обладающее большими загадками и тайнами.

6.2. Моя гипотеза подтвердилась: Соль – это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый помощник человека в других сферах жизни.

6.3. Теперь я знаю, что соль так необходима всем живым организмам для жизни, но так - же и может стать причиной их гибели.

6.4. Наш эксперимент позволяет мне дать совет всем, кто хочет, чтобы окна зимой меньше запотевали и замерзали – между рамами надо положить соль.































  1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.



  1. «Детская энциклопедия.» Элиот Д., Кинг К. – М.: Росмен, 1994.

  2. «Мир вокруг нас.» Плешаков А. А.3 класс. – М.: Просвещение, 2007.

  3. «Окружающий мир». Дмитриева О. И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу. 3 класс: Универсальное издание. – М.: Вако, 2006.

  4. «Справочник школьника. Химия.» Кременчужская М. Васильев С. Москва 2001г.

  5. «Химия вокруг нас.» Кукушкин Ю.

  6. «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа.» Москва «Педагогика» 1981г.

  7. «Энциклопедия для детей. Геология.» Исмаилова С. Т. Москва 1995г.

  8. http://fb.ru/article/188522/gde-v-rossii-dobyivayut-sol-dobyicha-soli-v-rossii

  9. http://kuking.net/8-1105.htm. Поваренная соль

  10. http://n – t. ru/ri/kk/hm03.htm.

  11. http://ru.wikipedia.org. Соль.




















8. ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Пословицы и поговорки о соли:



Без соли не сладко, без хлеба не сытно.

Без соли стол кривой.

Недосол на столе, а пересол на спине.

Соли не жалей — так есть веселей.

Хлеб за солью не ходит.

Без соли и хлеб не естся.

Из пресного сделаешь соленое, а соленого не опреснишь.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

И старая лошадь до соли лакома.

Несолоно хлебать, что немилого целовать.

Солона рыба на своем блюде.

Соль варим, а сами в нужде сидим.

Солью сыт не будешь, слезами горя не избудешь.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без соли хлебать, что немилого целовать.

Без соли, что без воли: жизни не проживешь.

Без соли, без хлеба — половина обеда.

Без соли, без хлеба — худая беседа.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Без соли, без хлеба плевать на обед.













ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Соль природного происхождения всегда имеет примеси других минеральных солей.









ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Озеро БАСКУНЧАК – самое большое в России соленое озеро.





ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Опыт № 1



Окно без соли между рамами при температуре ниже 20 градусов на улице.







Опыт № 2



Окно с солью между рамами при температуре ниже 20 градусов на улице.



18






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Соль"

Автор: Ведилина Елена

Дата: 17.04.2016

Номер свидетельства: 319670

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация исследовательской работы по теме: «Эта удивительная соль»"
    ["seo_title"] => string(66) "prezentatsiia_issledovatelskoi_raboty_po_teme_eta_udivitelnaia_sol"
    ["file_id"] => string(6) "512913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1559287082"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Исследовательская работа "Чудо-соль" "
    ["seo_title"] => string(37) "issliedovatiel-skaia-rabota-chudo-sol"
    ["file_id"] => string(6) "170796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423586500"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Исследовательская работа « Изучение Волшебной силы соли»"
    ["seo_title"] => string(55) "issliedovatielskaiarabotaizuchieniievolshiebnoisilysoli"
    ["file_id"] => string(6) "285433"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454169278"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Выполнение комплексной исследовательской работы через интеграцию физики с другими школьными предметами в рамках обобщающего урока"
    ["seo_title"] => string(155) "vypolnieniie-komplieksnoi-issliedovatiel-skoi-raboty-chieriez-intieghratsiiu-fiziki-s-drughimi-shkol-nymi-priedmietami-v-ramkakh-obobshchaiushchiegho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "251184"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447186333"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. "
    ["seo_title"] => string(141) "issliedovatiel-skaia-rabota-kak-sposob-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-v-nachal-noi-shkolie-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "137705"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417426432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства