Исследовательская работа по теме "Правильное питание - залог здоровья" I. Введение. 1. Постановка проблемы. Дети получили задание написать письмо для своих друзей одноклассников, где необходимо было раскрыть свою точку зрения на следующие вопросы. - Что такое здоровье и почему люди чаще всего желают друг другу именно здоровья? - От чего зависит здоровье? - Пожелайте друг другу здоровья, подберите для этого тёплые добрые слова. Из писем был выделен один из главных факторов, отрицательно влияющий на здоровье - неправильное питание. 2. Цели исследования: 1) активизировать познавательную деятельность учащихся при изучении тем раздела «Здоровый образ жизни» по предмету ОБЖ, 2) привлечь внимание к проблеме сбережения здоровья путём организации правильного питания. 3) повысить уровень интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка. 3. Задачи исследования: 1) изучить научную информацию и проанализировать данные по теме исследования; 2) обобщить и систематизировать материал, 3) описать влияние неправильного питания младшего школьника на его здоровье и дальнейшую жизнь; 4) предложить свои способы решения проблемы, 5) провести комплекс мероприятий, направленный на решение данной проблемы, 6) разработать дидактический материал. 4. Объект, предмет и участники исследования. Актуальность. Гипотеза проекта. Объект исследования: человек. Предмет исследования: здоровье человека, влияние на здоровье неправильного питания. Участники: ученики 4-х классов, их родители, независимые участники. Актуальность проекта обусловлена значением правильного питания в сохранении здоровья младшего школьника. Здоровье школьника - здоровье будущего поколения. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что неправильное питание вредит здоровью. 5. Методы исследования: - наблюдение, - социологическое исследование (анкета), - консультация специалиста, - сбор информации из книг, газет, журналов, сайтов Интернета, - обработка информации, - эксперимент, - конкурс загадок, стихов, - оформление результатов исследования в форме презентаций и публикаций, - разработка серий классных часов по теме исследования, - презентация результатов и защита проекта на уроке - конференции. II . Этапы реализации проекта. 1. Теоретическая часть. Решение с детьми проблемных ситуаций: 1.Что такое правильное питание? 2. Какова роль витаминов в правильном питании? 3. Какое питание оказывает отрицательное влияние на здоровье? 4. Является ли переедание - вредной привычкой? 5. Сколько я должен весить? Правильное питание - важное условие сохранения здоровья и работоспособности. Продукты питания поставляют нашему организму все те вещества, которые необходимы для его роста, поддержания всех физических и духовных функций. Правильное питание основано на том, что нужно есть только при появлении чувства голода, а не аппетита. Голод - голос, который говорит, что организму нужна пища. Аппетит может возникнуть при мысли о любой пище, при виде пищи, при ощущении запаха пищи. Во время еды человек должен наслаждаться пищей, получать удовольствие. Конечно, здоровью способствует не только удовлетворение от еды, но и способность пищи удовлетворять потребности организма в соответствующих питательных веществах. Большую роль для нашего здоровья играют витамины. Слово «Витамины» происходит от двух латинских слов «вита», что означает «жизнь», и химического названия «амины», то есть азотистые соединения - это жизненно важные вещества для человека. Без витаминов человек жить не сможет. При длительной нехватке одного или нескольких витаминов у человека развивается состояние под названием авитаминоз. Характеризуется это состояние торможением обменных процессов и ещё многочисленными нарушениями. Витамины делятся на две группы - водорастворимые (С, В) и жирорастворимые (А, Д, Е, К). Водорастворимые витамины не накапливаются в организме, поэтому нам приходится ежедневно пополнять их запас. А жирорастворимые витамины какое-то время могут сохраняться в организме. Основной источник витаминов - продукты животного и растительного происхождения. Каждый витамин играет свою роль. Название витамина | Функции витамина | Продукты | А | Защищает верхние дыхательные пути от болезнетворных микробов и вирусов, а заодно поддерживает остроту зрения | Печень, яйца, сливочное масло, молочные продукты, рыбий жир, морковь, горох, зеленый лук, щавель, капуста, облепиха | В1 | Они нужны для работы кишечника, поддерживают определенные процессы в обмене веществ, оказывают влияние на функции нервной системы, на кожу и слизистые оболочки. Недостаток витамина В12 наносит вред клеткам крови | Хлеб, крупа, фасоль, орехи, свинина | В2 | Молоко, кисло-молочные продукты, сыр, творог, яйца, мяса, рыба, дрожжи | В6 | Крупы, хлеб, мясо, картофель | В12 | Мясо, печень, молочные продукты, яйца, птица, сыр | C | Поддерживает иммунитет и повышает сопротивляемость организма простудам. Это витамин витаминов | Шиповник, апельсины, черная смородина, абрикосы, клюква, капуста, зеленый лук, красный перец, лимон, томаты | D | Необходим для костного обмена веществ, без этого витамина невозможно усвоение кальция, который помогает сохранить здоровыми кости и зуба | Масло сливочное молоко желтки яиц, печень домашней птицы, сметана | E | Этот витамин является составной частью наших клеток и выполняет важнейшую защитную функцию против вредного воздействия свободных радикалов, то есть для профилактики рака и атросклероза | Орехи, масла, шпинат, подсолнечное масло и семечки, цельные зерна | PP | Обеспечивает организм энергией | Рис, пшеница твердая, арахис, печень свиная, скумбрия | В пище помимо питательных веществ содержатся так же микроэлементы (кальций, фосфор, железо, йод и др.), которые участвуют в образовании костной и мышечной ткани, входят в состав крови, нервов, гормонов, клеток внутренних органов. У каждого микроэлемента свой фронт работы в организме. Так, железо активно участвует в снабжении клеток и тканей кислородом, способствует нормальному росту и умственному развитию детей, защищает сердце, укрепляет иммунную систему организма, закрывая дорогу болезням. Йод поддерживает функцию щитовидной железы и способствует сохранению нормального обмена веществ, предотвращает умственную задержку развития у детей. Необходимые человеку микроэлементы содержатся в овощах, фруктах, морской капусте, а также в некоторых продуктах животного происхождения - коровьем молоке, печени, яйцах, рыбе и других морепродуктах. Переедание - вредная привычка. Наш организм перегружается от избыточного количества пищи! Разнообразие - толчок к прожорливости. Насилие над природой ведет к губительным последствиям. Необходимо есть пищу, включающую не многие виды продуктов: когда за один раз мы употребляем один вид продуктов, мы едим меньше. Слишком много продуктов в один приём осложняют процесс пищеварения. Наиболее усваивается пища. Состоящая из одного компонента в один прием, например: утром - крахмал, в обед - белки или утром - картофель, вечером - творог и яйцо. Человек должен тщательно пережёвывать пищу. Импульс о насыщении желудка доходит до головного мозга через 15 минут. Поэтому, если очень быстро кушать, можно съесть лишнее и сильно переесть. А постоянное переедание - это прямой путь к ожирению. С осторожностью нужно относиться к таким продуктам, как: шоколад, конфеты, гамбургеры, чипсы, сладкие газированные напитки. Организм очень быстро привыкает к ним, и у человека появляется потребность в постоянном употреблении этих продуктов. При неконтролируемом поступлении пищи, организм не может справиться с излишками. Он перерабатывает ровно столько, сколько необходимо для восстановления потраченных человеком сил. Лишняя пища откладывается в организме в виде жира, и человек постепенно, иногда и не замечая этого, набирает вес. С осторожностью нужно относиться к таким продуктам, как: шоколад, конфеты, гамбургеры, чипсы, сладкие газированные напитки. Организм очень быстро привыкает к ним, и у человека появляется потребность в постоянном употреблении этих продуктов. Опасности «быстрой еды»: - когда ешь на ходу, то запросто можно переесть; - когда увлечённо смотришь интересный фильм или читаешь книгу, то запросто можно переесть; - «быстрая еда» содержит много калорий; - в быстрой еде много жира и соли; - большое количество соли задерживает в организме излишнюю жидкость. 2. Социологические исследования. 1) «Рост - вес». Соответствует ли энергия, поступающая с пищей, действительной потребности организма, легко определить по правильному соотношению массы тела и его роста. 2) Анкетирование. На вопросы требовались ответы: да или нет. Анкета 1. Часто ли ты ешь на завтрак молочную кашу? 2. Уходишь ли ты в школу без обеда? 3. Откажешься ли ты от супа на обед, заменив его бутербродом? 4. Съедаешь ли ты в день хотя бы один фрукт? 5. Часто ли ты ешь перед сном? | 3. Выпуск листовок с целью привлечения внимания к правильному питанию. 4. Аукцион загадок и пословиц «Здоровая пища для всей семьи» 5. Конкурс рисунков 6. Фотоотчет 7. Итоговая презентация. Продукт проекта: 1) Выпуск книги с важной и полезной информацией о правильном питании. 2) Составление правильного меню для младшего школьника. Одиннадцатилетней, активной девочке каждый день необходимо: 150 граммов зерновых продуктов питания 2 чашки продуктов питания растительного происхождения 1 1/2 чашки фруктов 3 чашки молочных продуктов питания 150 граммов мясных и бобовых продуктов питания 5 чайных ложек масел Одиннадцатилетнему, активному мальчику каждый день необходимо: 200 граммов зерновых продуктов питания 3 чашки продуктов питания растительного происхождения 2 чашки фруктов 3 чашки молочных продуктов питания 200 граммов мясных и бобовых продуктов питания 6 чайных ложек масел 3)Рекомендации ученикам, родителям, работникам школы. · Пища должна быть свежей. · Продукты должны быть качественными, то есть как можно более натуральными. · Питание должно быть разнообразным и сбалансированным. Чем больше разных продуктов включено в рацион, тем больше биологически активных веществ поступает в организм. · Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
· Соблюдайте правило: совместимо - несовместимо. Белки и углеводы перевариваются в разных отделах желудочно-кишечного тракта, и поэтому поступать в организм они должны порознь, с интервалом в несколько часов. · В рационе должны присутствовать сырые овощи и фрукты. В сырых плодах сконцентрирована живительная сила, в них сохраняется значительно больше витаминов и микроэлементов, чем в варёных. · Помните о сезонности питания. Весной и летом необходимо увеличивать количество растительной пищи. Зимой напротив целесообразно добавлять в рацион питания продукты, богатые белками и жирами. · Ограничивайтесь в питании. Переедание снижает работоспособность, вызывает усталость. · Завтрак должен состоять из трёх основных элементов: фрукты, зерновые и молочные продукты. · Во время обеда обязательно накормите ребёнка супом или борщом. Первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует улучшению процесса пищеварения. · Полдник и ужин должны быть лёгкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные и крупяные блюда. · С детства прививайте ребёнку культуру питания, и тогда он вырастет здоровым. III. Заключение. Выводы: 1. Проведение исследования предусматривает активное и посильное участие детей в разработке проекта. 2. Дети приобретают знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. 3. Проект имеет практическую ценность, предполагает возможность решения актуальной проблемы. Самое главное - сохранение здоровья подрастающего поколения. 4. Практическое использование результатов исследования позволит вести работу по формированию у детей ответственного и бережного отношения к своему здоровью. |