kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Коктейль от самой природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной исследовательской работы - сравнить молочные коктейли из разных видов молока.

В практической части исследовательской работы были проведены опыты на выявление воды и посторонних примесей (возможно, антибиотиков) в молоке трёх видов.

По классическому рецепту были приготовлены коктейли, на основе молока этих же трёх видов. В ходе опыта измеряли высоту пенки сразу после приготовления и через 15 минут, определяли вкусовые качества приготовленного продукта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Коктейль от самой природы"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа №19" муниципального образования Кандалакшский район





Муниципальная научно-практическая конференция

младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку»



Научно-исследовательская работа

«Коктейль от самой природы»




Авторы:







Руководители проекта:

Назимова Ирина Александровна,

Гудкова Людмила Михайловна

учителя начальных классов















г. Кандалакша

2023 г.

Оглавление


Введение…………………………………………………………...............................

4

Глава 1 Молочный коктейль - одно из любимых лакомств для детей и взрослых.……………………………………………………………………..............


5

1.1 Молоко – полезный продукт …………………………………………………...

5

1.2 Польза и вред молочных коктейлей ……………………………………………

6

Глава 2. Наши исследования .………………………………………………………

7

2.1. Результаты анкетирования ……………………………………………………..

7

2.2. Выбор молока для коктейля.…………………………………………………...

8

2.3.Результаты бактериологического и санитарно-гигиенического исследования.………………………………………………………………………….


8

2.4. Опыт по выявлению содержания воды в составе молока……………………..

8

2.5. Опыт по выявлению содержания антибиотиков в составе молока (опыт на скисание)………………………………………………………………………………


9

2.6. Приготовление классического молочного коктейля и определение его качества..........................................................................................................................


9

Использование результатов…………………………………………………………..

10

Заключение.……………………………………………………………………………

11

Список источников информации и интернет – ресурсов…………………………..

12

Приложение 1 Анкета «Молоко в моей жизни»……………………………………

13

Приложение 2 Результаты анкетирования………………………………………….

13

Приложение 3 Результаты бактериологического и санитарно-гигиенического исследования…………………………………………………………………………..


14

Приложение 4 Результаты опыта «Определение наличия воды в молоке»………

14

Приложение 5 Результаты опыта «Определение наличия антибиотиков в молоке»………………………………………………………………………………...


15

Приложение 6 Результаты опыта «Определение качества молочного коктейля»

16

Приложение Буклет «Коктейль от самой природы»


Приложение Книжка-малышка «Интересные факты о молоке»







Введение


Мы часто слышим фразу: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!» Почему так говорят? Люди упоминали о молоке как о полезном и ценном продукте ещё до нашей эры. Воспевали его: в русском фольклоре постоянно упоминается «молочная река, кисельные берега», богатыри, если пьют, то обязательно молоко. Вот и нам в школьной столовой по утрам предлагают кружку молока. Однако большинство наших одноклассников отказываются от этого продукта. Когда же нам предложили вместо молока молочный коктейль «Чудо», то практически все с удовольствием выпили это «лакомство». Все дети любят молочные коктейли. А в чём польза этого напитка и есть ли вред? Нам стало интересно найти ответы на эти вопросы. Так, у нас возникла идея провести исследовательскую работу по этой теме.

Цель: сравнить молочные коктейли из разных видов молока.

Задачи:

  • узнать пользу и вред молочного коктейля;

  • получить больше информации о молоке;

  • провести анкетирование;

  • приготовить коктейль;

  • провести опыты.

Объект исследования: три вида молока.

Предмет исследования: качество и вкус молочного коктейля.

Методы исследования: анализ литературы, опыты, интервью, анкетирование.

Гипотеза: молочный коктейль, приготовленный из фермерского молока, полезнее (качественнее) и вкуснее.

Новизна: коктейли, приготовленные на молочной основе, сегодня продаются почти во всех заведениях общепита. Но специалисты убеждены, что нет ничего полезнее молочного коктейля, приготовленного в домашних условиях из натуральных ингредиентов.









Основная часть


Глава 1 Молочный коктейль - одно из любимых лакомств для детей и взрослых.


1.1 Молоко – полезный продукт

Основной компонент молочного коктейля – это, конечно же, молоко!

Всегда царило мнение, что молоко – источник здоровья. Описывая пышущего здоровьем человека, о нём говорят: «Кровь с молоком!».

Изучив литературу по теме, мы узнали, что молоко относится к основным продуктам питания человека. Это удивительный продукт. Оно может заменить любой пищевой продукт, но никакой другой продукт не может заменить молоко. Молоко оказывает положительное влияние на память, укрепляет иммунитет. Стакан молока в день - это проверенный веками рецепт долголетия!  Его по праву называют «эликсиром жизни».

Что входит в состав молока, знает каждый из нас – белки, жиры и углеводы. В нём собраны буквально все элементы таблицы Менделеева. В молоке содержится более 20 витаминов и 25 минералов, которые положительно влияют на сердечно-сосудистую и пищеварительную систему. [1]

С вопросом «Чем полезно молоко?» мы также обратилась к нашей медсестре Татьяне Егоровне. Она нам объяснила, что полезно не только молоко, а все молочные продукты. Они помогают вырасти здоровыми. Особое значение молока состоит в том, что оно содержит: белок и кальций. Белок нужен для построения мышечной ткани. А кальций для костной ткани и зубов.

Академик Иван Петрович Павлов, отмечал, что молоко – это изумительная пища, коктейль, созданный самой природой, который невозможно произвести искусственным путем, поэтому оно должно присутствовать на столе каждый день. [2]

Самым ценным считается цельное молоко — молоко без добавления каких-либо веществ, в том числе воды, с природной жирностью [8]. То есть подоили коровку — и получили это самое «правильное» молоко.

Но чтобы сохранить своё здоровье, важно употреблять в пищу качественные молочные продукты. Мы узнали, что магазинное молоко может быть разбавлено водой. А чтобы молоко долго не закисало, в него добавляют антибиотики, которые подавляют рост нежелательных бактерий, но в то же время губят и полезных. По пути от коровы до потребителя молоко подвергается обработке с целью уничтожения микробов и увеличения срока хранения.

Виды обработки молока
  • Пастеризация — молоко нагревают до 60–98 °C (в зависимости от вида пастеризации) и греют в течение часа (или нескольких секунд — при высокой температуре). Так бактерии погибают, а полезные вещества сохраняются.

  • Стерилизация — молоко обрабатывают при температуре выше 100 °C несколько минут, чтобы уничтожить все бактерии, и сразу же охлаждают [8].

  • Ультрапастеризация — молоко обрабатывают при температуре 135–150 °C в течение нескольких секунд и затем охлаждают.

В пищу лучше использовать молоко пастеризованное, так как в нём сохраняется больше витаминов и полезных бактерий.

    1. Польза и вред молочных коктейлей

Сложно найти человека, который хотя бы раз в жизни не пробовал молочный коктейль. Польза и вред молочных коктейлей вызывают интерес не только у учёных, но и у сладкоежек, которые обожают подобные десерты.

История возникновения молочного коктейля (милк-шейка) началась в Великобритании в 1865 году. Прообразом напитка стал популярный микс – сладкий напиток на основе яиц и молока с добавлением сиропа. Изобретение шейкера положило начало массовой продаже молочных коктейлей в точках общепита.

С течением времени рецепт постоянно видоизменялся. Сейчас его часто делают на основе молока и мороженого. Для придания разных вкусов в него добавляют фрукты, варенье, сиропы, взбитые сливки, тёртый шоколад и др. [5]

Молочный коктейль сподвиг человечество на создание важного изобретения — электрического блендера. В 1922 году Стивен Дж. Поплавски создавал блендер именно для молочных коктейлей, которые с его появлением стали гораздо проще в приготовлении. [5]

Ежегодно 15 ноября во многих странах отмечается День молочных коктейлей. Этот праздник напоминает о детстве. Ведь молочный коктейль, пожалуй, второе по популярности лакомство среди детей после мороженого. [6]

Так в чём же польза молочных коктейлей? В процессе его производства коровье молоко хорошенечко взбивают, а соответственно, насыщают его кислородом, который необходим для нашего организма буквально на клеточном уровне.

Полезные свойства молочного коктейля:

  • лечение кислородной недостаточности;

  • укрепление иммунной системы;

  • нормализация пищеварительного процесса;

  • восполнение дефицита кальция;

  • способствование росту мышечной ткани.

Однако стоит опасаться коктейлей с добавлением различных сиропов, подсластителей, орешков. В таких десертах содержится переизбыток углеводов и жиров, а это может привести к ожирению. 

Слишком холодные напитки в жаркое время нежелательно употреблять. Во-первых, резкий перепад температуры негативно сказывается на состоянии зубной эмали. Во-вторых, это может привести к заболеванию простудой.

Важно! Категорически противопоказано пить молочные коктейли при индивидуальной непереносимости лактозы.

Противопоказания к употреблению:

  • сахарный диабет;

  • аллергические реакции на отдельные компоненты;

  • легочные патологии;

  • ангина;

  • воспалительные процессы в ротовой полости и горле. [4]

Правильный молочный коктейль

Любому из нас под силу сделать вкуснейший десерт в домашних условиях. В качестве добавок можно выбрать различные фрукты и ягоды, шоколадную стружку, орехи, разумеется, с учетом индивидуальных противопоказаний. Запах коктейля должен быть исключительно молочным.


Глава 2. Наши исследования.


2.1. Результаты анкетирования.

Мы провели анкетирование среди одноклассников, чтобы выяснить, как дети относятся к молоку. В нём приняли участие 50 человек, это учащиеся 1-х классов нашей школы.

Проанализировав итоги анкеты (Приложение 1), мы получили результаты, представленные в таблице. (Приложение 2)

Большинство наших одноклассников знают, что молоко полезно для здоровья. Однако, на вопрос «В чём польза молока» ответили немногие. Основная масса опрошенных нами школьников не любят пить молоко в чистом виде, а предпочитают коктейль. Результат нас порадовал, и мы решили превратить молоко в настоящее лакомство, десерт под названием «Коктейль от самой природы».


2.2. Выбор молока для коктейля.

Какое молоко выбрать? Бабушка всегда говорит, что «домашнее» вкуснее и полезнее. Поэтому наша семья покупает молоко у фермера. Перед употреблением мы греем его в течение часа, то есть пастеризуем. Нам кажется, что оно слаще и немного гуще, чем заводское.

Придя в магазин, мы увидели, что одно молоко стоит в холодильнике, другое просто на полках. Почему такие разные условия хранения молока? С таким вопросом мы обратились к продавцу. Она рассказала нам, что в холодильнике хранится пастеризованное молоко. Оно имеет небольшой срок хранения (от 7 до 10 суток). А ультрапастеризованное молоко можно хранить до 6 месяцев в закрытом виде при комнатной температуре.

А поскольку главный ингредиент молочного коктейля – это молоко, мы решили сравнить три вида молока: пастеризованное, ультрапастеризованное и фермерское.

В магазине мы купили пастеризованное молоко марки «Тулома» (образец №2) и ультрапастеризованное молоко марки «Домик в деревне» (образец №3). Фермерское молоко мы купили в селе Лувеньга у фермера (образец №1).

А качественное ли мы пьём молоко? Безопасно ли оно для нашего здоровья? Нам захотелось узнать ответы на эти вопросы.

2.3. Результаты бактериологического и санитарно-гигиенического исследования.

Чтобы определить безопасность образцов молока мы обратились в «Центр гигиены и эпидемиологии города Кандалакша». Специалисты центра провели бактериологическое и санитарно-гигиеническое исследование. Результаты представлены в таблице.

(Приложение 3)

Вывод: все образцы безопасны для здоровья человека и пригодны в пищу. Плотность образца под № 1 оказалась выше других образцов. По плотности оценивают натуральность молока и подозревают его фальсификацию.

2.4. Опыт по выявлению содержания воды в составе молока

Часто производители разбавляют молоко водой. Мы решили выяснить факт наличия воды в наших образцах. 

Для проведения этого опыта нам понадобились: чашка Петри, медицинский спирт, два шприца, секундомер.

В чашку Петри мы налили по 2 мл всех трёх образцов молока. Добавили по 4 мл спирта. Молочный белок (казеин)  имеет свойство сворачиваться под воздействием спирта. Если продукт качественный, то жидкость почти мгновенно (в течение 3–7 секунд) превратится в хлопья. Чем больше воды добавлено в продукт, тем дольше этот белок будет сворачиваться — больше требуется времени для появления хлопьев.

Для чистоты эксперимента повторили опыт три раза.  Результаты представлены в таблице. (Приложение 4)

 Вывод: образец молока под № 3 имеет пониженное содержание белка, возможно, разбавлен водой.

2.5. Опыт по выявлению содержания антибиотиков в составе молока (опыт на скисание)

Для проведения этого опыта нам понадобились: 3 одинаковых стакана, линейка.

Мы разлили по 100 мл молока каждого образца в стаканы и отстаивали их в течение суток при комнатной температуре. Чистый продукт должен скиснуть, образовав сверху слой сливок. Если сливок не образуется, то молоко обезжирили. Если молоко не скисло, то в нем есть что-то лишнее (возможно, антибиотик).

Результаты представлены в таблице. (Приложение 5)

Выводы:

  • Образец молока № 3 содержит пониженное содержание жира, меньше чем образец № 2, хотя на этикетке заявлен одинаковый процент жирности — 3,2. Самая высокая жирность (большой слой сливок) у образца №1.

  • Образец молока № 3 содержит добавки, которые не позволяют ему скисать — возможно, это антибиотики или консерванты.

2.6. Приготовление классического молочного коктейля и определение его качества

Далее мы приступили к самой «вкусной» части нашего исследования – приготовлению классического молочного коктейля. Для этого нам понадобились: весы, блендер, стаканы, линейка, часы. Заранее мы купили мороженое «Пломбир» и охладили молоко. С помощью блендера в течение двух минут мы взбили молоко и мороженое. Разлили получившийся коктейль по стаканам. Повторили это с каждым видом молока. Перед нами стояла задача сравнить вкусовые качества трёх коктейлей, высоту пенки и скорость оседания пенки. Результаты исследования представлены в таблице. (Приложение 6)

Выводы:

  • Все три коктейля нам понравились на вкус, но образец № 1 показался нам наиболее сладким и вкусным.

  • Самая высокая пенка оказалась у образца № 1, а самая низкая у образца № 2.

  • Быстрее всех стала опадать пенка у образца № 3, но через определённый промежуток времени (15 минут) высота пенки у образцов № 2 и №3 сравнялась. У образца № 1 высота пенки оказалась наиболее устойчивой.



Использование результатов


По итогам нашей исследовательской работы в программе Microsoft Publisher мы изготовили информационный буклет «Коктейль от самой природы», рассказав о пользе молока и молочного коктейля для укрепления здоровья человека. (Приложение) В программе Power Point сделали презентацию, описав проделанные опыты. Мы выступили перед учениками нашей школы и рассказали своим сверстникам, что молочный коктейль каждый из нас с лёгкостью может приготовить дома. А если для приготовления такого коктейля использовать фермерское молоко, то он будет вкусный и полезный для здоровья.

Изучая различные источники по теме нашего исследования, мы узнали много интересных фактов о молоке. Нам захотелось поделиться этой информацией со своими одноклассниками. Так возникла идея о создании книжки-малышки. (Приложение)

Подготовленный нами материал может использоваться учителями начальной школы для разработки мероприятий, направленных на здоровый образ жизни.





















Заключение


Нам очень понравилось проводить опыты, работать в команде. Много интересного и полезного мы узнали о молоке и молочном коктейле. Молочный коктейль, приготовленный из фермерского молока, полезнее (качественнее) и вкуснее. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась!

С полученными результатами мы выступили перед одноклассниками. Надеемся, что те, кто не пил молоко в чистом виде, смогут заменить его молочным коктейлем, тем самым укрепить своё здоровье.

Молочные коктейли любят и взрослые, и дети. Чтобы такое лакомство принесло исключительную пользу, оно должно быть приготовлено из натуральных компонентов. Будьте здоровы!

























Список источников информации и интернет – ресурсов


1. age2.ru›archives/122.html Полезные свойства молока

2. https://www.kp.ru/daily/24593/762072/

3. https://homebrewheaven.com/samoe-dorogoe-moloko/

4. https://polza-ne-vred.ru/napitki/polza-i-vred-molochnyih-kokteyley-dlya-detskogo-i-vzroslogo-organizma

5. https://kinobaza24.ru/biography/molochnyy-kokteyl-istoriya-proishozhdeniya.html

6. https://www.liveinternet.ru/users/eterling/post444130402/

7. https://biomolecula.ru/articles/domashniaia-laboratoriia-moloka

8. https://www.kakprosto.ru/kak-893164-chto-takoe-vosstanovlennoe-moloko

9. https://16.rospotrebnadzor.ru/news/-/asset_publisher/e8WU/content/о-пользе-молока-для-детского-организма

10. https://infourok.ru/konsultaciya-moloko-polezno-detyam-4074821.html





















Приложения


Приложение 1

Анкета «Молоко в моей жизни»


1. Любите ли вы молоко?

А) Да Б) Нет

2. В чём польза молока?


3. Как часто вы употребляете молочные продукты?

А) Каждый день Б) Никогда В) Иногда

4. Что вы предпочтёте: молоко или молочный коктейль?

А) Молоко Б) Молочный коктейль


Приложение 2

Результаты анкетирования


1. Любите ли вы молоко?

А) Да 32 Б) Нет 18

2. В чём польза молока?

Много витаминов, укрепляет кости, есть белок, укрепляет иммунитет, есть кальций, даёт силу, из него делают сыр.

3. Как часто вы употребляете молочные продукты?

А) Каждый день Б) Никогда В) Иногда

18 4 28

4. Что вы предпочтёте: молоко или молочный коктейль?

А) Молоко Б) Молочный коктейль

9 41













Приложение 3

Результаты исследований


Бактериологические исследования


Определяемые показатели, единицы измерения

Результаты испытаний

1

2

3

КМАФАнМ, КОЕ/г

2·103

3·103

0

БГКП, обнаружено

В 0,01 см3

В 0,001 см3

не обнаружено

S, aureus, обнаружено

не обнаружено

не обнаружено

не обнаружено

Патогенные микроаргонизмы, в т.ч. сальмонеллы, обнаружено

не обнаружено

не обнаружено

не обнаружено


Санитарно-гигиенические исследования


Определяемые показатели, единицы измерения

Результаты испытаний

1

2

3

Группа чистоты

1

1

1

Плотность, кг/м

1,031

1,029

1,029

Массовая доля жира %

2,1

3,2

3,2

Кислотность, Т]

21

20

20









Приложение 4


«Определение наличия воды в молоке»


Показатели


Образец молока


Норма

№1

№2

№3

Появление хлопьев

Хлопья образовались в среднем через 4–6 секунд

Хлопья образовались в среднем через 2–3 секунды

Хлопья ни в одной из трех проб не образовались

3-7 секунд


Приложение 5

«Определение наличия антибиотиков в молоке»


Показатели


Образец молока


Норма

№1

№2

№3

Слой сливок

1 см

0,5 см

0 см

наличие

Скисание

Скисло

Скисло

Не скисло

Молоко должно скиснуть














Приложение 6

«Определение качества молочного коктейля»


Показатели


Образец молока

№1

№2

№3

Вкус

Самый вкусный

(сладковатый)

Вкусный

Вкусный

Высота пенки

сразу, после приготовления

4 см

2,5 см

3 см

Высота пенки через 15 минут

3 см

1 см

1 см





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Коктейль от самой природы"

Автор: Назимова Ирина Александровна, Гудкова Людмила Михайловна

Дата: 24.08.2023

Номер свидетельства: 635902

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(299) "Открытое занятие по развитию познавательного интереса детей через экспериментально-исследовательскую деятельность в подготовительной группе «Волшебница-вода»"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytoe_zaniatie_po_razvitiiu_poznavatelnogo_interesa_detei_cherez_eksperimenta"
    ["file_id"] => string(6) "579736"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1620052231"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Педагогический проект по теме: Развитие критического мышления средствами проблемного обучения на уроках технологии в контексте ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(157) "piedaghoghichieskii-proiekt-po-tiemie-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-sriedstvami-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii-v-kontiekstie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "117085"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412697237"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Мастер класс для воспитателей. Опыты и эксперименты с природным материалом"
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_dlia_vospitatieliei_opyty_i_ekspierimienty_s_prirodnym_matierialom"
    ["file_id"] => string(6) "458720"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1519146432"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект НОД (комплексного занятия) "Путешествие по временам года""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt_nod_komplieksnogho_zaniatiia_putieshiestviie_po_vriemienam_ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "409913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492498607"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "" ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА "."
    ["seo_title"] => string(23) "vozdukh-i-iego-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "288102"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454585731"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства