-
Тема: «Воздух и его свойства».
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Задачи: Образовательные: - Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха. Развивающие: - Развивать навыки проведения опытов; - поощрять выдвижение гипотез; - развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; Воспитывающие: Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Музыка», «Безопасность», «Художественная литература». Словарная работа: Опыт, фильтр, очистители, кислород.
Предварительная работа: чтение сказки В. Сухомлинского «Ласковый ветер да холодный ветрище». Рассматривание иллюстраций «Дела ветра». Наблюдения за температурой воздуха, за запахами в воздухе. Материалы и оборудование: сундучок с письмом, письмо- маршрут поиска клада, звукозапись звуки ветра, глобус, стаканчики с водой на каждого ребёнка, картинки источников загрязнения воздуха, экологически чистых мест, п. Врангеля. Соломинки для коктейля, кусочки ваты, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки- кружочки (зелёные и красные). Методы и приёмы: - Оъяснительно-иллюстративный (показ глобуса); - Наглядные (глобус, прослушивание аудио записи); - Проблемный (воздух – бесценный клад?); - Исследовательский (опыты).
Ход образовательной деятельности:
В. Ребята, вы любите играть? Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Найди клад». Поможет нам схема поиска.
Д. Да. ( Дети по схеме ищут клад, находят сундучок)
В. Интересно, что в нём? Ребята, что это может быть? Я ничего не вижу, а вы?
Д. Открывают сундучок, в нём
письмо-загадка. Варианты ответов
В. В этом письме загадка, возможно она даст нам разъяснение где же клад?
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же.
Без него мы жить не сможем
Д. Воздух.
В. Правильно. Теперь мы знаем, что в сундучке находится воздух. Мы искали клад, оказалось, нашли только воздух. Возможно, воздух и есть клад, как вы считаете, ребята?
Д. Варианты ответов.
В. Что ж давайте вместе подумаем, какой ответ правильный. Для этого мы пройдём в лабораторию «Почемучек» и проведём ряд опытов, чтобы исследовать воздух. Подходят
В. Эксперимент мы проведём, воздух мы везде найдём! Подойдите, пожалуйста, к глобусу. Наша планета Земля окружена со всех
сторон толстым слоем воздуха. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Д.Нет не видим
В. Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д.Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
В. Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. (Поймаем воздух)
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Д.В пакете ничего нет, он пустой. Пакет стал толстый. Он полон
воздуха, и похож на подушку.
В. Воздух занял всё место в пакете. Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Д. Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
В.А мы можем стать такой оболочкой?
Д. Нет.
Опыт 2 (Воздух в человеке)
В. Чем мы с вами дышим?
Д.Воздухом.
В. Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?
Д. Воздух.
В.Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Д.Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки.
В. Значит какой вывод можно сделать? внутри нас есть воздух. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Д. Нет, без воздуха человек умрет. Человек не может жить без воздуха.
Опыт 3 (Воздух можно услышать.)
В.Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух
Д.Он внутри шариков.
В. Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики. Что происходит?
Д.Воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха. Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать..
Опыт 4 (Ветер – это движение воздуха)
В. Предлагаю взять кусочек ваты на ладонь и подуть на него. Что происходит и почему? Какой делаем вывод? Д. Мы дуем и воздух тоже начинает
двигаться, поэтому образуется ветерок, который сдувает ватку. В. Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, когда гуляем, как красиво ветерок несёт опавшие листья. Вывод: когда воздух движется, получается ветер. Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.
Динамическая пауза «Ветерок»
Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо) Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся) Ветерок все тише, тише (медленно приседаем) Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)
Подвижная игра « дерево-семена»
Педагог изображает дерево, дети – летающие семена. Сначала дети – семена растут на дереве,- стоят рядом с педагогом. Затем налетел ветер (звучит музыка), семена падают. Летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Затем летающие семена падают на землею – дети приседают, закрыв голову руками. Звучит «весенняя» музыка (капель) – приходит весна, светит солнышко, идет дождик. Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками- ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево- мама, приветствуя их, тоже машет руками. Педагог комментирует происходящее. Можно заучить песенку о дереве или использовать стихи. Педагог: Я - дерево-мама, а вы – мои детки, Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время прошло, вам пора улетать, Пора вам большими деревьями стать. Дети: На дереве - маме мы долго висели, Но ветер примчался, и мы полетели, Умчаться от мамы подальше хотим, Нас ветер подхватит, и мы улетим! Нам крылышки наши летать помогают, Где мы приземлимся, лишь ветер узнает. На землю родную мы все упадем, Земля нас накормит, земля - это дом, Весною нас солнце лучами согреет, А дождик напоит водой, как сумеет. Тогда прорастем мы зеленым листом. Нам дерево - мама помашет в ответ. Как стать нам большими, не дашь ли совет? И дерево - мама, качаясь, шумит. Советы, давая, листвой шевелит.
Дидактическая игра «Какой ветер?»
Цель: закреплять знания детей о явлениях неживой природы, свойствах и разновидностях ветра. Игровые правила: определить положительные или отрицательные свойства ветра.
2.Игровые действия: Дети рассматривают сюжетные картинки и определяют, какой ветер на них изображён. Дидактический материал: сюжетные картинки о ветре. Ход игры. Воспитатель на магнитной доске выставляет картинки с изображением ветра. Дети должны определит, какой ветер, хороший или плохой. - Открытое от ветра окно, разбитая ваза на полу. - Девочка с помощью пылесоса убирает комнату. - Дети пускают воздушного змея. - Сильный ветер в лесу и поломанные деревья. - На улице сильный ветер, а дети гуляют во дворе.
Подвижная игра «Воздушный шар»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога. С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу) Шар воздушный там купили. Будем шар там надувать, Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку») Шар воздушный надувайся, Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар) Надувайся большой Да не лопайся! Шар летел, летел, летел, Да за веточку задел, И лопнул! (Хлопают в ладоши) Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).
Итог:
А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Во – первых вам понравилось в нашей экспериментальной лаборатории, Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будите показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. Воздух окружает нас со всех сторон – да - зеленый Воздухом дышат люди и животные - да Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим - да Воздух имеет свой вкус - нет Чистый воздух имеет запах - нет Человек может жить без воздуха – нет Воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха. - да Молодцы, ребята, а скажите вам понравилось ставить опыты, а какой опыт вам показался интересным больше всего (ответы детей). Вы теперь согласны, что воздух – это бесценный клад.