Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
- Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование.
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов.
- Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения, договариваться между собой.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.
Оборудование и материалы:
презентация «Волшебница вода»; сказочный персонаж – Незнайка;
столы, накрытые клеенкой; прозрачные стаканы; гуашь; фломастеры; салфетки;
пластмассовая бутылка; тарелка; контейнеры; пластмассовые трубочки; сачок;
«Волшебный мешочек» (деревянный брусок, пластмассовые кубики,
металлические шарики, стеклянная кружка, камень, шишки, бумага,
мандарины).
Предварительная работа:
- Беседы о воде, ее роли в жизни человека;
- Чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки);
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
- Наблюдение на прогулке и проведение опытов с водой;
- Знакомство с круговоротом воды в природе;
- Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь?», просмотр мультфильмов Фиксики «О вода!», «Опыты с водой».
Ход занятия:
1 часть: Вводная (информационно-познавательная):
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам пришел в гости? Незнайка пришел не с пустыми руками. Посмотрите, что это? (коробочка)
-Ой, а там загадка! Я сейчас вам ее прочитаю. Слушайте внимательно!
Я и туча, и туман,
И река, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Что это такое? (ответы детей)
- Правильно, это вода! Что вы знаете о воде? Какая она? А людям нужна вода?
Для чего она нужна? Зачем вода нужна растениям? А как они её получают? Почему животные не могут жить без воды? (ответы детей).
-Вода нужна не только людям, но и другим живым существам.
-Наша планета на 72% состоит из воды. Где, ребята, мы с вами можем встретить в природе воду? (ответы детей)
-Воду можно встретить в реках и озерах, в морях и океанах. Вода- одно из самых удивительных веществ на планете! А также вы все уже знаете свойства воды: вода- прозрачна, но может и окрашиваться; вода жидкая, а может и превращаться в лед и в пар. Вода не имеет вкуса и запаха.
И сегодня я хочу вам показать несколько экспериментов с водой. Думаю, вам будет интересно!
2 часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Опыт 1: «Поднимающаяся вода»
Расположим три стакана в ряд, в первый и третий нальем воды. Подкрасим одной гуашью воду в первом стакане, другой-во втором. Свернем две салфетки и опустим концы в стаканы.
Ребята, посмотрите, оказывается вода поднимается по салфетке и набирается в другой стакан и смешивается!
Незнайке очень интересно узнать, а почему это происходит? (ответы детей)
Правильно, потому что бумага у нас состоит из волокон, она пористая, вода впитывается в салфетку и поднимается по ней. Под действием силы тяжести вода опускается в пустой стакан.
Опыт 2: «Имеет ли вода форму?»
Переливаем одну и ту же воду в сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду на тарелку, она растекается бесформенной лужей.
Итак, вода имеет форму? (ответы детей)
Вода не имеет формы, она принимает форму сосудов.
Опыт 3: «Пузырьки в воде»
Стаканчики с питьевой водой, трубочки для коктейля. Дети дуют в трубочки, образуются пузырьки в воде.
Ребята, объясните Незнайке, почему образуются пузырьки?
Пузырьки хорошо видно, потому что воздух и вода не смешиваются.
Опыт 4: «Сила воды»
Как вы думаете, вода из бутылки будет выливаться, если перевернуть бутылку и погрузить горлышком в воду? И что произойдет с попрыгунчиком? (ответы детей)
Т.к. давление столба воды внутри бутылки уравновешивается атмосферным давлением на открытую поверхность воды.
Опыт 5: «Волшебные цветы»
Делаем цветки из бумаги, лепестки закручиваем к центру. И сейчас самое интересное! Аккуратно положим цветочки на поверхность воды. И цветы как живые, начинают распускаться.
Почему так происходит? (ответы детей)
Правильно, потому что бумага намокает, становится тяжелой, и лепестки начинаются опускаться на воду.
Опыт 6: «Тонет-не тонет»
Ребята, Незнайка предлагает нам поиграть в «Волшебный мешочек». Каждый из вас будет вынимать из мешочка предмет и опускать в емкость с водой. И будем определять, какие предметы будут находится на поверхности воды, а какие окажутся на дне.
Незнайке интересно, какие предметы идут ко дну, а какие остаются на поверхности? Кто сможет ответить? (ответы детей)
Итак, мы пришли к выводу, что тяжелые предметы тонут, легкие нет.
Опыт 7: «Удивительные мандарины»
Для опыта нам понадобиться емкость с водой и 2 мандарина. Возьмем один мандарин и опускаем его в емкость с водой, как вы думаете, утонет он или нет? (ответы детей).
Давайте проверим. (он не тонет, держится на поверхности воды. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Возьмем второй мандарин и почистим его. Проверим утонет ли мандарин без кожуры (ответы детей).
Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает?
Ребята, дело в том, что шкура у мандарина пористая и содержит внутри пузырьки воздуха, именно они выталкивают фрукт из воды. На похожем примере работают спасательные жилеты и спасательные круги, которые удерживают людей на поверхности.
Физминутка
Очень всем нужна вода, (хлопки)
Делай раз и делай два. (прыжки и руки вытянуты вверх)
Звери у ручья напились,
Влево-вправо наклонились (наклоны)
Вместе на носочки встали, (стоя на носочках, руки вверх)
Тучку лапками достали.
Дружно хлопнули в ладоши, (хлопки)
До чего же день хороший!
Дождик вдруг полил с утра (руки над головой)
За работу нам пора. (присели на стулья)
Опыт 8: «Оживающие картинки»
Возьмем белые салфетки, фломастеры, нарисуем контур картинки, накрываем рисунок другим кусочком салфетки, раскрашиваем, опускаем в емкость с водой, контур сверху, а цветной рисунок снизу.
Смотрите, о чудо! Что происходит? ( ответы детей).
Салфетка в воде намокает, и мы видим, как отражается рисунок.
На дереве выросли листья и распустились цветы; из яйца вылупляется цыпленок, из гусеницы появляется бабочка, как распускается цветок!
3 часть. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось занятие, опыты? Незнайке очень понравилось!
Что интересного вы узнали? Расскажите мне, о каких свойствах воды мы сегодня говорили?
-Молодцы, ребята! Наше занятие закончено! Спасибо за работу!