Данная исследовательская работа интересна тем, что можно увидеть путь образа дерева в русской песне от русской народной до детской.Данную разработку учащиеся и педагоги смогут использовать при написании исследовательских работ на различную тематику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Заключение……………………………………………………………………13 Список источников…………………………………………………………...14
Приложение
Введение
Музыка - могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания
невозможно полноценное
умственное развитие.
В. А. Сухомлинский
Музыка – волшебное слово, знакомое всем нам с детства. Слушая музыку, мы ощущаем радость и удовольствие, избавляемся от грусти и накопившихся эмоций. Недаром многие врачи советуют слушать классическую музыку, обучать детей игре на музыкальном инструменте, заниматься вокалом, танцевать под музыку.
Музыка может воздействовать на чувства, эмоции, настроение человека, а также влиять на его отношение к окружающему миру.
Дерево является одним из основных компонентов символики в музыке многих народов. Издавна эта символика привлекала исследователей. Изучению этой темы посвящено много работ.
Образ дерева - один из глубоких и многозначных символов. Это и единство земного и небесного, и непрерывность жизни, центр мира.
Тема нашей работы: « Образ дерева в детских песнях»
В своей работе я хочу проанализировать и сравнить проявление символического образа дерева в детских песнях и создать сборник детских песен для голоса в сопровождении фортепиано для дошкольного и младшего школьного возраста.
Актуальность темы обусловлена тем, что существует большое разнообразие сборников детских песен, но песни не разграничены на разделы определённой направленности.
В 2018 году я принимала участие в школьном конкурсе проектов, посвящённых символу Красновишерского района - сосне сибирской или «кедру», так у нас называют сосну сибирскую, и столкнулась с трудностью найти такую песню. Пришлось сочинять самой.
В 2020 году я участвовала в школьном проекте «Зелёная красавица-ель», и опять столкнулась с проблемой нахождения песни нужной направленности, поэтому мы решили проанализировать песни, посвящённые деревьям и объединить их в один сборник.
-используя теоретические и практические знания по данной теме, создать сборник детских песен, посвящённый лесным красотам нашей Родины.
Гипотеза исследования: учащимся будет намного проще найти песню о деревьях, если мы объединим их в один сборник.
Новизна: мы впервые на уровне своей школы попытались исследовать и обобщить материал о песенном творчестве, посвящённом древесным растениям.
Практическая значимость работы:считаем, что материал нашей работы может быть использован на уроках музыки, для бесед на классных часах, на внеклассных мероприятиях.
Методы исследования:
-поиск и изучение информации в литературных источниках;
-анализ песен для дошкольного и младшего школьного возраста данной тематики;
-наблюдение;
-анкетирование;
- интервьюирование;
-систематизация;
Глава 1 Музыка в теории
Музыка, по словарю русского языка С.И. Ожегова, – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками [1, с. 295].
В советском энциклопедическом словаре, «музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния людей» [2, с. 841].
С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Она может вызывать радость и печаль, успокаивать и приводить в возбуждение, она заставляет нас заглянуть в самые сокровенные уголки своей души и глубже понять окружающий мир. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые драматические моменты его жизни. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. В старейших скульптурах и в резных работах, на фресках мы можем видеть сцены, где музыканты играют на различных инструментах. В Египте учился музыке Пифагор и сделал музыку предметом науки. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Научно доказано, что музыка влияет на здоровье человека. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергии, влияющей на человека.
Таким образом, музыка – это средство или способ передачи эмоций и чувств. Музыка – это чудесный дар, данный человечеству.
Глава 2 Образ дерева в русском фольклоре.
Между природой и музыкой существует глубокая внутренняя связь, которая открывает нам духовную красоту и богатство. Песни помогают обогатить свой внутренний мир, объективно оценивать то, что нас окружает. Лирические песни помогают сформировать правильное отношение к родной природе, родным местам и Родине в целом.
Исследуя песни, мы обратили внимание, что образ дерева является немаловажным в музыке. Символика дерева глубока, богата и многогранна. Деревья всегда несут доброе начало и символизируют лучшие человеческие качества.
Береза
Издревле стройная белоствольная березка стала символом России. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине.
Так было во все века. Ведь береза в славянской мифологии также считалась священным деревом. Порой не только дуб, но березу почитали наши предки как мировое древо. Это представление осталось в древнем заговоре: «На море-океяне, на острове Буяне стоит береза белая вниз ветвями, вверх кореньями» [3, с. 7].
Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
С березой связана славянская руна - Берегиня - Береза, Судьба, Мать, Земля.
Берегиня в славянской традиции – женский образ, связанный с защитой и материнским оберегающим началом.
Нежная береза почиталась как женский символ, считалась покровительницей юных девушек. К ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь.
Дуб Дуб с давних времен был у славян священным деревом — царем лесов. Дуб по праву занимает первое место в славянском дендрарии. Русские называли его Царь Дуб, и, согласно поверьям, на нем обитал царь птиц орел. Бог-отец выступал под именем или в форме именно дуба. В народных представлениях дуб выступает как символ мужского начала, главенства, силы, мощи, твердости. Не случайно в заговорах его постоянные эпитеты – «железный» или «булатный», а в пословице о нем говорится: «За один раз дуба не свалишь».
В мифических текстах дуб – традиционный символ мужественности, крепости, силы духа, олицетворение отчего дома, Отчизны.
Липа
Липа – дерево, во всех славянских традициях почитаемое как святое. Старые большие липы традиционно росли вблизи церквей и храмов, особенно древних; под этими липами устраивались суды, проводились праздники и собрания жителей.
Липа считалась также счастливым деревом, которое не боялись держать около домов. Говорили также, что хорошо заснуть под липой. Священный характер дерева обусловил использование древесины липы для высекания «живого» огня, с помощью которого ежегодно обновляли огонь в домашних очагах. В традиционных представлениях липа олицетворяет женское начало и в народных песнях липа ассоциируется со словом «мама».
Рябина
В Древней Руси олицетворением женского начала считалась рябина. Также она была символом скромности и нарядности. Этому дереву посвящалось множество ритуальных песен и обрядов.
Осина
Осина – это растение, исполненное достоинства и красоты, считается в народных представлениях как проклятое дерево; вместе с тем широко используемое в качестве оберега.
Яблоня
Яблоня – это растение , которому отводится особое место в фольклоре. Яблоня ассоциируется с радостью, с душой и, конечно, с традиционным русским Спасом. Здесь, как видим, выстраивается логический типично русский «яблоневый» ряд: Радость-Душа-Спаситель. Но, без сомнения, яблоня-это прежде всего: жизнь и молодость.
Лес
В фольклоре и волшебных сказках лес - место тайн, опасностей, испытаний или посвящений. Лес - убежище от мира, где можно погрузиться в созерцание и духовное совершенствование.
В песнях представлены все основные виды деревьев нашей Родины: береза, дуб, сосна, яблоня, ель. Каждое дерево предстает перед нами в прекрасном художественном образе объединяя их в общее понятие лес. Поэты-песенники олицетворяют деревья, лес, наделяют их своим характером, используют традиционные фольклорные образы. К каждому дереву у авторов находятся особые слова любви.
Судьба дерева неразрывно связана с жизнью и судьбой Родины. Все тексты песен, связанные с лесными красотами, подчеркивают единение человека и природы, состояние природы отражается на состоянии человека.
Глава 3 Образ дерева в творчестве поэтов.
Внешняя мощь дерева, воспетая в фольклоре, привлекала великих русских поэтов, символизируя крепость ценностных ориентиров, непоколебимость веры в торжество жизни. И для нас сегодня поэзия первой половиныXIX века ассоциируется с силой и основательностью деревьев. XX век, век массовой эмиграции, ностальгических мотивов в поэзии, подымает деревьев на пьедестал.
Одним из самых популярных способов для объяснения системы взглядов на окружающую действительность всегда было образное сопоставление. Поэзия особо ярко демонстрирует справедливость данного тезиса.
В примерах отечественной поэзии отмечены две основные тенденции: количество упоминаний деревьев в творчестве зависит от места в обществе автора и наличие у каждой эпохи «своих» приоритетных деревьев. Отсюда, больше внимания обращалось на творчество традиционно «деревенских» поэтов (А.А. Фета, С.А. Есенина), частота упоминания той или иной породы рассматривалась как смысловое обобщение [8,67].
Если в первой половине позапрошлого века отмечается культ дуба и сосны, то уже с творчества А.А. Фета «лидерство захватывает» берёза, и уже в поэзии С.А. Есенина, И.А. Бунина, а затем и у Н.А. Заболоцкого это характерно русское дерево занимает центральное место. В начале и в конце прошлого века, во время поэтических всплесков модернистов и шестидесятников, в поэзию врывались экзотические образы (пальма, кипарис, осина, тополь), но им не суждено было утвердиться надолго.
Берёза упоминается столько же раз, сколько дуб и сосна вместе взятые, в три раза чаще тополя и клёна, в десять раз чаще кипариса и пальмы. В поэзии, благодаря многообразию красок, деревья захватили огромный спектр образов: от удалого веселья до жертвенности и уныния.
Глава 4 Исследовательская часть
Для подтверждения нашей гипотезы мы провели ряд исследований.
4.1 Интервьюирование
Интервью с преподавателем детской школы искусств Сириной И.А.
Вопрос: Как вы считаете, всегда ли были популярны детские песни?
Был такой период времени (90-е годы), когда преподаватели столкнулись с отсутствием материала для преподавания: детские песни, изучаемые по программе советских времен, потеряли свою актуальность, а современные отсутствовали или не подходили для изучения. Чтобы выйти из этой ситуации многим преподавателям пришлось сочинять самим детские песни.
Вопрос: Как влияют детские песни на современных детей?
Их (детские песни) мало кто исполняет, разве что в вокальных ансамблях, на уроках в музыкальной школе, в компьютерных играх. Я считаю, что никак (к сожалению) так как не звучат в средствах массовой информации и в школах.
Вопрос: Какое вы видите решение существующей проблемы?
От нас, взрослых, зависит то, чем «питаются» наши дети, что мы им будем давать, то и получим.
Поэтому надо принимать на работу учителей музыки с специализированным образованием, креативных, музыкальных, патриотичных, заинтересованных в том, чтобы новое поколение было достойным предыдущего.
Чаще принимать участие в различных конкурсах и не только вокальных.
Делать жесткие требования в «Положениях» конкурсов вокального мастерства по выбору репертуара (например, исключить иностранные песни).
Вопрос: Как ДШИ развивает популярность детской песни?
В ДШИ с 2003 года существует вокально-хоровой коллектив «Серебряные голоса». Основателем и первым руководителем хора была Бортникова М.А. На сегодняшний день коллектив ведёт активную концертно-просветительскую деятельность на различных площадках города и района, является постоянным участником культурно-творческих акций и концертов, традиционных школьных праздников и мероприятий. Ежегодно вокально-хоровой коллектив» Серебряные голоса» принимает участие в краевых, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах ,о чём свидетельствуют наградные документы (дипломы и грамоты).
Интервью с учителем музыки МБОУ СОШ №8 Кошкаровой О.П.
Вопрос: Как вы считаете, всегда ли были популярны детские песни?
Было время, когда детские песни были очень популярны. Их пели всегда и везде: дома, в школе, на праздниках и т.д. Это были 80-е года. Потом наступил период, когда был дефицит детских песен. Сейчас детские песни есть, но репертуар, который мы, учителя музыки, предлагаем для изучения расходится с тем, какие песни нравятся детям.
Вопрос: Как влияют детские песни на современных детей?
Современные дети не понимают смысла в детских песнях нашего поколения. Они удивляются, почему эти песни нам нравятся, и мы до сих пор их помним.
Вопрос: Какое вы видите решение существующей проблемы?
Тот репертуар детских песен, который был в наше время настолько пропитан нравственностью… Наверное, приучать детей к таким песням, чаще петь вместе с ними во внеурочной деятельности и разучивать их.
Вопрос: Как школа развивает популярность детской песни?
На уроках музыки уделяем немало времени разучиванию и исполнению детских песен, приятных для слушания и исполнения. Проводим музыкальные игры, готовим номера художественной самодеятельности на праздники, принимаем участие в конкурсах и конкурсных программах.
Вывод: преподаватели ДШИ и учителя музыки поддерживают интерес детей к детской песни, поэтому им будет полезен сборник песен лесной символикой.
4.2 Анкетирование
Побеседовав с руководителем детского хора «Серебряные голоса», нам захотелось узнать мнение наших учащихся о детских песнях.
Учащимся 4 классов была представлена следующая анкета (Приложение1)
Анализ результатов анкетирования показал следующие результаты (Приложение 2).
По результатам анкетирования мы можем сделать вывод, что дети плохо знают детские песни, они им не интересны.
4.3 Эксперимент
В своём классе мы решили выяснить, будет ли полезен наш сборник для ребят.
Эксперимент был организован так:
По договорённости со своей учительницей, мы решили провести в нашем классе музыкальную викторину «Любимые песни детства». В 3 туре нужно было назвать как можно больше песен, посвящённых деревьям и лесу. Песни могли быть авторскими или народными. Одной команде были предоставили наш сборник песен, а другой команде предоставили тексты песен с различной тематикой. Первая команда справлялась с заданием намного быстрее, второй команде пришлось много времени тратить на нахождение нужной песни среди других текстов песен.
Из полученных данных мы делаем вывод: сборник песен по тематике намного удобнее в использовании, чем разрозненные песни.
Заключение.
Песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он поёт сам, а потом поёт их своим детям. Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее. Учеными установлено, что во время пения в головном мозге вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым улучшается настроение, появляются радость и умиротворение, происходит избавление от стрессов.
В результате исследования мы выяснили, что дети мало знают детских песен и затрудняются назвать тематические группы, на которые они разбиты. Также нам удалось получить подтверждение поставленной в начале работы гипотезы - процесс использования песен будет более эффективен, если они будут разграничены на тематические группы.
Список источников
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. – М.: Рус. Яз., 1987. 750 с.
Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М. Прохоров. – С.56 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 1600 с., ил.
Степанова Н. «Заговоры сибирской целительницы».Выпуск15. – М. – Л.: РИПОЛ классик ,2009. – С. 13.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947. – С. 334.
Эвентов И.С. Человек и природа в лирике С. Есенина//Вопр.
литературы. 1979,№11,с. 84-116.
Интернет-источники
Большая онлайн библиотека e-Reading [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.club/ – Образ дерева в мировой мифологии. – (Дата обращения 07.10.2020) 2. Мифологическая энциклопедия: Растения в мифологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://myfhology.info/planta – Растения и миф. – (Дата обращения 12.11.2020)
3. Словарь русской и языческой мифологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pagan.ru/slowar/src/sm.php– Славянская мифология. – (Дата обращения 15.11.2020)
Приложение 1
1.Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?
2. Часто ли ты слушаешь или сам напеваешь песни?
3. На какие группы ты можешь разделить все детские песни?
4. Какая тема детских песен тебе нравится больше всего и почему?
5.Легко ли найти песню, нужную тебе в какой-то определённый момент? Почему?
Приложение 2
1.Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?
Да -21,7% (5ч.)
Нет – 78,3% (18ч.)
2. Часто ли ты слушаешь или сам напеваешь песни?
Да – 30,4% (7ч.)
Нет – 69,6 %(16ч.)
3. На какие группы ты можешь разделить все детские песни?
-песни из мультфильмов
- о войне
4. Какая тема детских песен тебе нравится больше всего и почему?
Не знаю – 78, 3% (18ч.)
О природе – 21,7% (5ч.)
5.Легко ли найти песню, нужную тебе в какой-то определённый момент? Почему?