Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в начальной и средней школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть применение интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.
Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках в начальных классах»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №13 села Архиповского
МО Белореченский район
«Использование ИКТ на уроках в начальных классах»
(доклад)
Учитель начальных классов
МБОУ ООШ13
Юрчук Ирина Евгеньевна
2016г.
Юрчук Ирина Евгеньевна
Использование ИКТ на уроках и в начальных классах.
« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь». (Китайская пословица)
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в начальной и средней школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть применение интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.
С первого дня работы в школе и проработав более 35 лет, постоянно задаю себе вопрос: «Как провести урок так, чтобы каждый ученик унёс с собой частичку нового открытия, нового знания?» Этот вопрос задает себе любой учитель, переступая порог класса. С наступлением эры информационных технологий этот вопрос решается. Я стараюсь чаще проводить уроки с использованием интерактивного оборудования, мультимедиа технологий. Новые формы работы с классом открывают перед учащимися широкие возможности для реализации своих творческих способностей, подталкивают к исследовательской и поисковой работе. В глазах детей зажигаются искры от таких уроков, в классе стало больше интересных неожиданных ответов и вопросов.
Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся.
С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.
Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета, что особенно важно в классе для слабовидящих детей.
Большим подспорьем выступают функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.
Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. У меня появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом, написанное на интерактивной доске, может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях,распечатываться, посылаться по электронной почте.
Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка. Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель как и раньше – в центре внимания.
Далее я постараюсь сформулировать, каковы основные преимущества использования интерактивной доски на уроках и в работе за рамками урока:
1. Интерактивная доска позволяет мне увеличить количество иллюстративного материала на уроке, используя подготовленные графические и текстовые файлы, аудио и видеоматериал.
2. Интерактивная доска позволяет учителю в полной мере реализовать использование интерактивных заданий, тестов, упражнений направленных на развитие навыка счёта, развитие речи, выразительного чтения.
3. В работе творческих мастерских за рамками урока использование интерактивной доски позволяет развивать индивидуальные творческие, интерактивные коммуникативные и артистические способности учащихся.
4. Интерактивная доска позволяет ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, дебатах на уроках.
5. Интерактивная доска позволяет оперативно организовать и проводить мониторинг знаний обучающихся в классе.
Считаю, что использование интерактивной доски на уроках и во внеурочной деятельности также способствует развитию положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.
Существуют ли явные недостатки использования интерактивных досок?
1. Большой проблемой считаю отсутствие или малодоступность программного обеспечения.
2. Увеличиваются временные затраты на подготовку урока.
3. Необходимо также помнить о временном ограничении работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Использование ИКТ помогает учителю начальной школы перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к личностно-деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности, а также позволяет совместить игровую и учебную деятельности.
В своей работе я использую следующие формы организации учебной деятельности младших школьников на уроках с применением информационных технологий:
демонстрация компьютерной презентации по конкретной теме (или отдельных мультимедиа иллюстраций, в том числе физкультминуток);
тесты и тренажёры с выбором ответа, с вставкой пропусков и т.п.;
информационно-обучающие программы.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, развивает интеллектуальную деятельность учащихся. Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владетьинформационными технологиями и умелоприменять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.
Применение ИТ:
1.учебная деятельность
2.внеклассная работа,
3.активизация творческой деятельности учащихся и учителя.
Внедрение ИТ осуществляется по направлениям:
создание презентаций, видео- и аудио файлов, фотослайдов к урокам;
использование готовых обучающих программ;
работа с ресурсами Интернет;
разработка и использование собственных авторских программ.
Использование ИТ в учебном процессе позволяет:
наглядно представить учебный материал;
повысить качество усвоения учебного материала;
повысить познавательную активность;
усилить образовательные эффекты;
осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
Эффективность использования ИТ: отзывы детей + фото в классе. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу: беседы, праздники, внеклассные мероприятия, родительские собрания, совершаем виртуальные экскурсии в разные уголки нашей огромной планеты, познавая окружающий мир.
С помощью компьютера я оформляю стенды, работы, своё портфолио и портфолио учащихся.
Для многих уроков по предметам я создаю свой материал и свои презентации. Одним из таких инструментов является программа Power Point.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. При создании презентации используются наиболее важные и интересные моменты темы или те, которые являются сложными для восприятия учениками. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление, процесс обучения становится менее утомительным. Просмотр и обсуждение учебного материала помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал и увеличивает степень запоминания. Психологами доказано, что из визуально поданной информации человек воспринимает только 25%, из аудио – 12%. В то же время при сочетании аудио- и визуальном преподнесения воспринимается до 65% информации. Презентация для урока может быть сквозной, то есть использоваться на протяжении всего урока, и несквозной – применяться на каком-то этапе урока. Учитывая, что в соответствии с требованиями современного СанПиН, общее время работы ученика начальных классов с компьютером не должно превышать 15 минут за урок, сквозную презентацию нужно использовать фрагментами по 2-3 минуты, чередуя время взаимодействия детей с компьютером с другими формами работ. Я использую различные варианты организации деятельности с презентациями:
1. Учитель объясняет тему с использованием презентации.
2. Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного. Например, при подготовке итоговых уроков по темам четверти.
3. Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания.
4. Ученики получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части.
5. Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Надо изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.
6. Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Изучив презентацию, убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответить на вопрос.
Я использую презентации на занятиях по многим учебным предметам, на разных этапах изучения темы и урока (актуализация знаний, постановка проблемы, введение нового, первичное закрепление, обобщение изученного).
Используя сайты Интернета, я подбираю наглядный материал для своих уроков: картинки, фотографии, аудиофайлы, звуковые эффекты, видеофайлы, фильмы. Для современных детей Интернет - один из способов доступа к нужной информации, в том числе об олимпиадах и конкурсах.
Сегодня я хочу рассказать о том, как я использую презентации, тренажёры и электронные программы на различных уроках в начальной школе, а также как я работаю с интерактивным оборудованием ( интерактивной доской, мультимедийным проектором, документ-камерой MimioView и системой тестирования MimioVoti).
МАТЕМАТИКА
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, часто использую различные виды устного счёта, включаю задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, ребусы, что способствует развитию творческих способностей учащихся. Осуществляю самостоятельную работу и её проверку при помощи мультимедиа. Работа над задачами формирует умения анализировать, обобщать , нестандартно мыслить и выражать своё мнение. Использую мультимедиа при составлении и решении задач в виде иллюстраций и схем.
Знание таблицы умножения создает основу для всего дальнейшего изучения курса математики. В своей работе использую тренажёры по таблице умножения: «Дартс», «Юные водители», « С Барби за покупками» и др.
С введением ЕГЭ и ГИА в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытаний ещё в начальной школе. Поэтому я учу ребят работать с различными тестам ( фронтальными , индивидуальными, с различными видами тестов). В своей работе использую систему тестирования (голосования) Mimio, которая помогает мне мгновенно измерять понимание учащимися материала средствами оценки при максимальном участии всего класса.
При любом варианте ученики выбирают ответы на своих пультах, и данные передаются в режиме реального времени на компьютер. Программное обеспечение MimioStudio ведет журнал ответов и оценок как по классам, так и по каждому ученику, что позволяет анализировать результаты как в ходе опроса, так и в любое другое время. Окончательные результаты сохраняются в журнале успеваемости MimioStudio, где их можно просматривать, изменять или загружать в электронные таблицы.
Система тестирования MimioVote™ обеспечивает подготовку и проведение тестирования учащихся, автоматически производит проверку работ и упрощает выставление оценок. Журнал ответов и оценок по отдельным ученикам и в целом по классам позволяет анализировать статистику и формировать отчеты.
MimioVote™ позволяет подходить к подготовке тестовых заданий гибко и творчески. Система поставляется с комплектом готовых шаблонов для всех типов тестирования. Вы можете создавать тесты с помощью MimioStudio™, использовать Microsoft PowerPoint или импортировать уже имеющиеся у Вас тесты в различных форматах. Использование готовых тестовых наборов, удобные инструменты создания и импорта тестов облегчают подготовку к уроку и существенно экономят ваше время.
Пульты для ответов спроектированы таким образом, что работать с ними ученикам не только удобно и понятно, но и увлекательно. Они автоматически заряжаются и нумеруются при хранении. Доступность кнопок ответа на пульте определяется типами вопросов и прекрасно индицируется, что упрощает работу учеников и уменьшает вероятность случайных ошибок.
Результаты мониторинга качества знаний по математике по теме: «Таблица умножения» отражены в диаграмме.
Работа с электронной программой «ОТЛИЧНИК» даёт свои положительные результаты. Она помогает отрабатывать на уроках математики и русского языка, и во время дополнительных занятий учебные навыки по различным темам и разделам, с разными видами заданий, для разного уровня подготовки детей . Причём компьютер сам выставляет учащимся оценку.
РУССКИЙ ЯЗЫК
На уроках русского языка использую тренажёры: Безударные гласные (проверяемые) , « Учим с Лунтиком безударные гласные», Приключения в стране Морфемики», словарь « Урожай» и др. Например, при работе над словами с непроверяемыми безударными гласными ( со сл.сл.), а также использую интерактивную доску (вставляем нужную букву) или документ-камеру (при проверке написания словарных слов подставив к лампе учебник).Также проверяются словарные диктанты (использую функцию «Шторка»). При проверке самостоятельной работы по вариантам по фонетическому разбору слов (возможна работа в парах или в группах) использую интерактивную доску или документ-камеру.
Провожу индивидуальную ( у компьютера) и фронтальную (тесты) работу.
С помощью документ-камеры можно добавить картинки, тексты, схемы, страницы учебников в реальном масштабе времени на интерактивную белую доску во время урока.
Работа с электронными тестами ,например, со словами с непроверяемой гласной в корне слова , даёт положительные результаты, которые отражены в диаграмме : «Результаты мониторинга качества знаний по русскому языку в 3 классе по теме: «Слова с непроверяемыми гласными в корне слова»», учитывая что для половины класса русский язык не родной. Тест позволяет проверить качество знаний, воспитывает самоконтроль, умения выполнять интерактивные задания.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Портреты писателей, места, где они жили и творили, подбор и выставка детских книг, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
Использование ИКТ на уроках - это не просто картинки и слайды, но возможность увидеть и услышать то, чего нельзя без применения ИКТ. Возможность работы над осознанной выразительностью речи.
Прослушивать аудиозаписи литературных произведений в исполнении мастеров слова. На уроках чтения я использую справочные материалы, энциклопедии. В конце каждого раздела и в конце четверти проводится тест по изученным материалам на уроках литературного чтения , затем тест проверяется либо через проектор, либо с помощью системы тестирования MimioVoti . Использую электронный тренажёр по проверке техники чтения.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, времена года, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепи и пирамиды питания – всё можно отразить на слайдах, можно посмотреть фильмы. Тренажёр «Природные зоны России» использую для фронтальной работы с классом, при организации работы групп, для индивидуальной работы на дополнительных занятиях. Тренажёр использую и на обобщающем уроке по теме «Природные зоны России», для повторения материала и проверки знаний по данной теме. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
КУБАНОВЕДЕНИЕ
Для уроков кубановедения презентация также является находкой. Открывается широкий спектр возможностей заглянуть в различные уголки нашего края, знакомство с деятелями литературы и музыки, его истории , культуры, православия, совершаем виртуальные экскурсии в разные уголки нашего края с использованием Интернет ресурса.
На слайде вы видите знакомство с Таманью.
ИЗО и ТЕХНОЛОГИЯ
На уроках изобразительного искусства и технологии при помощи презентаций проходит знакомство с работами художников, скульпторов, мастеров народных промыслов; образцами художественного искусства и архитектуры, техникой выполнения работ. В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью слайдов у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи. Вот они какие яркие и красивые дымковские игрушки. На уроке технологии может быть представлено изображение самого готового изделия, а также можно увидеть этапы работы по складыванию бумаги на уроках с оригами. Я часто пользуюсь электронным приложением к учебнику по технологии Н.И.Роговцевой, а также рабочими тетрадями по технологии, где показаны этапы выполнения работы, которые легко можно вывести на экран при помощи документ-камеры и разобрать эти этапы работы с изделием.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТРЕНАЖЁРЫ
Применение электронных тренажеров во внеурочное время позволяет в индивидуальном порядке разрешить проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Мотивационный потенциал компьютера способствует тому, что такая деятельность, как правило, не воспринимается школьниками в качестве дополнительной нагрузки. Так я использую в своей работе игровые программы « Занимательная математика», игры серии « Приключения в городе математиков», программу «Отличник»,где подобраны задания по математике и по русскому языку по основным разделам предметов, тренажёры по отработке навыков табличного умножения и деления: «Юные водители» , «С Барби за покупками» , « Дартс» и др. Использую тренажёры по русскому языку: Безударные гласные (проверяемые), «Учим с Лунтиком Безударные гласные», « Приключения в стране Морфемики», словарь «Урожай» и др. В своей работе использую тренажёр по отработке навыков чтения.
Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой.
Слабые учащиеся, работая с программой, успевают сделать немного, но получают удовлетворение от учебного труда, решив две-три задачи, вставив ответы в примеры или буквы в слова с помощью анимации и дикторского голоса. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу, так например, на уроках русского языка во время проведения орфографической минутки, я использую презентации, тренажеры со словарными словами, зрительные словарные диктанты и т.д.
ФИЗМИНУТКИ
Часто физминутки в движении провожу под музыку, а также использую электронные физминутки для глаз на различных уроках уроках . Провожу физминутки для глаз и по методике В.Ф. Базарного ( плакат размером 1м2). Упражнение с помощью траекторий на плакате (методика В. Ф. Базарного). Для выполнения этого упражнения используется плакат размером примерно 1 м2, на котором изображена схема зрительно-двигательных траекторий (рис. 1). Различные по форме траектории окрашены в разные цвета. Стрелками указано направление, по которому должен двигаться взгляд ребенка.
Методика выполнения упражнения 1. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами). 2. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката. 3. Выполняется в следующем порядке: - влево - вправо; - вверх - вниз; - по часовой стрелке и против часовой стрелки; - по восьмерке. 4. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5. 5. Продолжительность упражнения - 1 минута.
НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ
На родительских собраниях я рекомендовала родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры, например:«Обучение с приключением», «Приключения на планете чисел 2», «Приключение в городе математиков», «Математика. Начальная школа 1 класс», «Трое из Простоквашино», «Математика с Дядей Фёдором»…
К результативности данного опыта можно отнести: • Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ; • Повышение уровня использования наглядности на уроке; • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса; • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса; • Рост качества знаний. Современный мир — это мир высоких информационных технологий. И мы, учителя должны научить своих воспитанников хорошо ориентироваться в нём.
Использование цифровых образовательных ресурсов
Использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Материалы для уроков литературного чтения и русского языка беру на сайте http://school-collection.edu.ru/, тренажеры по математике к учебнику Л.Г.Петерсон - http://babydreams.bestnetservice.com/ (в кабинете есть доступ к сети Internet), а так же готовые авторские программы для начальной школы учителей г.Томска Содержание данных ЭР соответствует тематическому планированию и специфике преподавания предметов по программе. Имеющиеся электронные приложения к учебникам по программе «Школа России» предназначены для учителей и содержат набор информационных объектов, которые отображают процессы и явления по предметной области.
В своей библиотеке имею электронные приложения к учебникам «Начальная школа 1-4классов»: «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир» , аудиодиски по Литературному чтению» 1-4класс, мультимедийные диски: «Уроки тётушки совы» (Обучение грамоте), «Арифметика- малышка» , мультимедийное учебное пособие Кирилла и Мефодия «Обучение грамоте» 1кл., «Русский язык»1кл.,компакт-диски «Демонстрационные таблицы» (Русский язык, Математика начальная школа), презентации, тренажёры, тесты к урокам по различным предметам, Большая детская энциклопедия «Животные» и многие другие.
Литература.
1.Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ,1999г. 2.Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ - Санкт-Петербург, 2000. 3.В. Дьяконов. Мультимедиа–ПК. // Домашний Компьютер, 1’99. С. 33-38. 4.В.Волков.Современные мультимедиа /Компьютер-ИНФО,9,99.С.25-27. В.Голосов. Использование ИКТ на уроках в начальной школе. http:|//firsschool.ucoz.ru/|oad/1-1-0-2
5.Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html
6.Кульневич С.В. Анализ современного урока. [Текст]: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ./ С.В. Кульневич , Т.П. Лакоценина – М.: Изд. «Учитель», 2006.
8.О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] Федеральный образовательный портал: нормативные документы. -Режим доступа: http:// /www.edu.ru/
10.Поташник, М. М. Требования к современному уроку [Текст]: методическое пособие. / М.М. Поташник. - М.: - Центр педагогического образования,2007. - 272 с.