Мастер- класс "Использование ИКТ как одно из средств оптимизации учебного процесса"
Мастер- класс "Использование ИКТ как одно из средств оптимизации учебного процесса"
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания). В данном выступлении обобщён опыт использования ИКТ в начальных классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс "Использование ИКТ как одно из средств оптимизации учебного процесса"»
Слайд 1 Использование ИКТ как одно из средств оптимизации
образовательного процесса
в начальной школе
Цель: оказать педагогам теоретическую и методическую помощь в осмыслении ИКТ технологии.
Задачи:
осмысление педагогами основ ИКТ и путей реализации данной технологии при организации учебной и внеучебной деятельности;
совершенствование педагогического опыта учителя в условиях современных требований к образовательному процессу;
совместная отработка методических приемов в решении проблемы использования ИКТ на уроках в начальной школе
Слайд 2 «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности , часто возникают проблемы : где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь приходит компьютер.
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Качественный уровень образования достигается не количеством знаний, а способностью искать и находить нужную информацию, степенью вовлеченности в информационную деятельность, культурой управления информацией.
Слайд 3 В этой связи в основе требований, предъявляемых к организации учебной деятельности младших школьников, в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения одной из важнейших задач стоит «ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность)». Данная задача является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Слайд 4
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Слайд 5
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Основной целью применения ИКТ является:
развитие мышления
формирование приемов мыслительной деятельности.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.
Слайд 6 Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное – незабываемым, поэтому современный учитель должен быть «ИКТ» - компетентен:
владеть основными инструментами пользователя компьютера;
иметь навыки работы с мультимедийными информационными источниками;
инструментами коммуникации;
ИКТ – средствами.
Каким же образом я использую возможности компьютера на своих уроках?
Слайд 7 Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
- как форма проверки домашнего задания;
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления изученного;
- как форма проверки знаний в процессе урока.
- на этапе рефлексии
Слайд 8 В своей деятельности использую следующие виды ИКТ:
выступление с опорой на мультимедиапрезентацию;
работа с интерактивной доской;
использование электронных сборников-тренажёров;
компьютерное тестирование;
работа с электронными энциклопедиями;
работа с электронным журналом
Выступление с опорой на мультимедиапрезентацию.
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликацию).
Мультимедиавыступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
1. активизации восприятия учащихся благодаря использованию звуковых и зрительных демонстраций, выделению главных мыслей;
2. во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доску;
3. большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт-дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
4. учащемуся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.
Анализ таких занятий показает, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличаются высокой активностью на уроках, начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Слайд 9 РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:
1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
Как только у меня появилась возможность, т.е. появился персональный компьютер в классе и мультимедийный проектор, я стала создавать мультимедийные презентации сама. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков программа Power Point. Создать простые слайды для урока при наличии практики можно за час. Это очень удобно. И все-таки на это уходило много времени, поэтому я стала находить выложенные в Интернете на образовательных порталах презентации, адаптируя их к особенностям класса и собственным образовательным задачам.
Теперь в моей копилке есть презентации по математике, русскому языку, труду, литературе, внеклассной работе, а больше всего их по окружающему миру.
(демонстрация фрагментов презентаций по окр. мир, изо)
Главные возможности при использовании презентаций – это, конечно же, демонстрация при подаче нового материала. Показ слайдов по теме урока комментируется учителем. Используемая наглядность помогает детям легче и быстрее усваивать материал. У них активизируются все мыслительные процессы: мышление, внимание, восприятие, память, воображение.
Материал презентации ни в коем случае не дублирует текст учебника, а дополняет его более подробным материалом и иллюстрациями.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
( демонстрация физминуток и тренажёра для глаз)
Работа с интерактивной доской
Интерактивная доска – очень удобное оборудование, которое позволяет сделать процесс обучения наглядным, ярким, динамичным. Последнее очень важно для учащихся начальной школы.
Внимание младших школьников неустойчиво, они часто не умеют переключать его с одного вида деятельности на другой. Однако, объем внимания увеличивается, когда ребёнку предоставляется возможность самому передвигать на доске любые объекты, геометрические фигуры, надписи, выделять главное, меняя цвета, размеры, формы фигур, количество предметов.
Во время использования интерактивной доски на уроке математики у ребят наблюдается повышение активности, заинтересованности, а вместе с этим повышается интенсивность урока. В работу включаются все. Большой объем материала не давит на детей, а позволяет активно учиться по методике игровой формы деятельности. Это очень важный фактор, так как преобладающим видом деятельности ребёнка шести – девяти лет является игра.
Работа с интерактивной доской предусматривает многофункциональное использование материалов:
1. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
2. Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать.
3. Материал электронно-наглядных пособий помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать рисунки, схемы и многое другое (например, при составлении характеристики природных зон).
4. Объекты ЦОР можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия - отменять или возвращать.
Образовательный процесс в педагогической деятельности учителя претерпевает ряд изменений в связи с внедрением интерактивных SMART-технологий, которые открывают множество дополнительных возможностей. Теперь можно сделать процесс обучения значительно более наглядным и интерактивным. Этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы по разным предметам. ИД может эффективно использоваться на различных видах и этапах урока. Всё это, позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал.
Замечено, что благодаря появлению в классе ИД, меняются даже самые проблемные ученики. Ребёнок, который раньше отсиживался, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения. Рефлексия, проводимая на уроках, показывает заинтересованность учеников учебным материалом.
Опрос детей на вопрос: «Тебе нравится работать с ИД? Чем нравится?», показал, что 100 % детей проявляют положительное отношение к данной деятельности. Дети отвечали, что доска им нравится тем, что на ней можно: писать и рисовать разноцветными маркерами, выполнять разные интересные задания, играть - решая, использовать ластик вместо тряпки и руки не мараются, работать пальцем без мышки, передвигать различные предметы, очень интересно получать знания.
Практика (фрагмент урока математики по теме «Письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд»0
Педагоги работают на ноутбуках)
Урок математики по теме «Письменные приёмы сложения с переходом через разряд»
Актуализация знаний
Сегодня мы с вами побываем в лесной академии.
Найдите значения выражений
Слаг.
52
87
40
34
23
37
Слаг.
7
2
20
35
15
25
Сумма
?
-Какое выражение вызвало затруднение?
2. Целеполагание
-Какие поставим цели и задачи на этот урок? (узнать новый способ сложения, научиться решать выражения нового вида)
3. Получение новых знаний
37+25
Вот какие разные способы предложили зверята:
37+(20+5)= 57 +5= 62 - медвежонок
37+(20+5)=42+ 20=62 - лисичка
(30+7)+ 25= 55+7=62 – белочка
(30+7)+ 25= 30+ 32=62 – зайчик
- Может ты предложишь другой способ?
Вспомни алгоритм сложения
1.Пишем ед.под ед., дес. под дес.
2. Складываем единицы.
3.Складываем десятки.
4.Читаем ответ
4. Закрепление знаний.
Работа в парах: найдите значение выражений. Какое выражение лишнее?
Самостоятельная работа
Используя числа 18, 43, 56, 35 составь все возможные суммы с переходом через разряд.
Найди лишнее выражение.
Работа с задачей.
Итог урока. Рефлексия.
Фрагмент урока окружающего мира по теме «Звери»
Таким образом, использование интерактивной доски на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку.
Использование тренажёров
Опыт моей работы показал эффективность применения электронных тренажёров. Эти тренажеры помогают отрабатывать вычислительные навыки. Мы отрабатываем табличные и внетабличные случаи сложения и вычитания. Тренажер может содержать обучающие слайды, которые помогают ученику найти значение рациональным способом
Практика (работа в группах на тренажёрах)
тестирование.
Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками. Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса), может воспользоваться и уже готовыми тестами коллег - учителей.
Так же использую тесты, которые научилась составлять по найденному шаблону.
Работа с электронными энциклопедиями.
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.
Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.
(показ « энциклопедия Кирилла и Мефодия»»
Считаю, что использование на уроках презентаций, мультимедиа, тестирующих программ помогают решить следующие
дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» Компьютер – только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики.
Нельзя забывать о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.
Слайд 10 Чтобы решить эту проблему работу с ИКТ необходимо осуществлять в соответствии с требованиями СанПиН . Учитель, организовывая процесс обучения с использованием средств ИКТ, должен работать не по своему усмотрению, а четко придерживаться рамок единой здоровьесберегающей среды школы.
Слайд 11 Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональ
ную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе возможно использование
.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет
организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
овладевать практическими способами работы с информацией,
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
На своих уроках чаще всего использую ИКТ в форме презентаций при объяснении нового материала (СЛАЙДЫ 8-12) Окружающий мир, 4 класс. «Луг – природное сообщество. Луга и человек»; русский язык, 4 класс. « Глаголы-исключения»; математика, 1 класс «Общие приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток», окружающий мир, 1 класс «Как зимой помочь птицам?»; при подготовке к сочинению в 3 классе «Помоги друзьям!» )
Также на уроках использую (СЛАЙД 13) программно-методический комплекс по математике и русскому языку «Семейный наставник», который обеспечивает индивидуальную и дифференцированную диагностику и контроль знаний учащихся.Они работают с готовой учебной программой, т.е. с заданиями для практической работы, тренировочными и контрольными упражнениями, что позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся, дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.
Одна из главных задач образования – это развитие творческих способностей ребенка. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, на сколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции. Поэтому в своей работе используюи (СЛАЙД 14) мультимедийное пособие «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», котороесодержит все области знаний, снабжено видео и аудиофрагментами, анимациями, а также обилием иллюстраций, которые можно использовать на уроках. Увлекательные интерактивные игры помогают развить логику и воображение, автоматизировать счет, помогают научиться решать задачи. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия охватывает такие предметы, как русский язык, окружающий мир и математика.
Уроки «Начальной школы Кирилла и Мефодия» представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных материалов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения заданий. С помощью таких электронных образовательных ресурсов школьники могут научиться: (Слайд 15)
бегло считать, складывать, вычитать, умножать и делить;
сравнивать числа;
сравнивать единицы измерения;
решать уравнения и задачи в несколько действий;
логическому мышлению;
внимательности и самостоятельности.
Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер (а в моём 4 классе из 10 учащихся – у 10 есть компьютер), используют его как игрушку. А ведь родители могут стать активными участниками образовательного процесса, например, готовить итоговый материал о жизни класса, презентации по различной тематике
Флеш-анимацию можно использовать и на этапе актуализации знаний. Выполняется задание: поставить числовые карточки под рисунками так, чтобы число на карточке рассказывало, сколько предметов на рисунке. Можно использовать игру «да/нет» для проверки правильности выполнения действий компьютером. А возможен другой вариант, когда не учитель, а ребята подводят числовые карточки под картинки.
Ожившая картинка может помочь на уроке, на котором дети знакомятся с понятиями один и много. Детям предлагается выяснить, сколько вагонов жёлтого цвета. Некоторые дети пытаются назвать точное число вагонов. А учителю нужно привести их к понятию «много». Ожившая картинка помогает в этом. Паровозик движется вперед и желтых вагончиков становится больше.
Показывая образец написания той или иной цифры на доске, мы невольно закрываем рукой свои действия. Поэтому процесс написания цифры можно также показать на экране, сопровождая действия компьютера комментариями.
На уроке математики невозможно обойтись без задач на сообразительность, головоломок, лабиринтов, ребусов. Вот пример такого задания. Дети его выполняют самостоятельно и сообщают ответ. Проверяем решение с помощью компьютера. Дети, ранее неправильно выполнившие задание, понимают, в чем заключалась их ошибка.
Но ученики не могут только смотреть и слушать, они должны выполнять практические действия с раздаточным материалом. Вот пример такого задания. Если выполнять его с помощью счетных палочек на парте, то можно выложить только одно решение. Вот здесь-то и приходит на помощь компьютер, который может сохранить и показать несколько вариантов одновременно.
Особенно благодатной почвой для создания мультимедийных уроков математики служит геометрическое содержание курса. Основная цель использования ИКТ при изучении геометрического материала – способствовать развитию у школьников наглядно-образного мышления. Роль практической деятельности учащихся на этих уроках особенно высока. Мультимедийное сопровождение отнюдь не заменяет, а органично дополняет практическую деятельность учащихся, давая образец использования геометрических инструментов. Поэтому при подготовке следующего флеш-ролика особое внимание обращено на измерения линейкой. На экране создается игровая ситуация. Умная программа не позволяет провести измерения, если линейка приложена неправильно. Это еще раз помогает детям запомнить правила пользования линейкой. Затем дети наблюдают, как измеряет мартышка и подсказывают ей. И для закрепления навыка измерения появляется слонёнок. Его нет в нашем учебнике, он взят из альбома для раскрашивания, но он очень удачно вписался в игровую ситуацию. У него не получается измерять, и дети ему помогают. Мы надеемся, что этот ролик поможет многим ученикам лучше запомнить правила пользования линейкой.
Еще одна из целей уроков математики - сформировать умение решать задачи в два действия. Умение пользоваться схемами имеет большое значение для решения задач в начальной школе. Данная анимация помогает детям понять, какие числа нужно брать из условия, куда их ставить на схеме и как решать.
Все созданные нами флеш-анимации включены в общую педагогическую копилку.
Презентации позволяют смоделировать те действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности. В учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но не хватает в них одного, но самого главного – движения. Но анимированный дидактический материал не только поможет детям понять разницу между движением с отставанием и движением вдогонку, но и даст возможность учителю использовать его как конструктор, так как на основе готовых слайдов можно создавать собственные варианты задач, заменяя лишь числовые данные. Приведу примеры некоторых модулей к задачам на движение, которые собраны в нашей копилке.
Применение ИКТ на уроке математики также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с мышью и клавиатурой. В программе Power Point тест будет выглядить ярче, красочнее. Но программа разработки тестов КРАБ даёт больше возможностей для тестирования.
Помимо тестов учитель в своей работе может использовать и тренажёры. Многие педагоги сталкивались с тем, что ученики не сразу понимают принцип письменных вычислений, будь то сложение/вычитание или умножение/деление. В нашей медиатеке есть такой тренажёр, использование которого облегчает учителю объяснение по данной теме.
Как говорилось выше, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Благодатной почвой для совмещения игровой и учебной деятельности являются мультфильмы. Например, при изучении темы «Длина. Сантиметр» в 1 классе, в презентацию урока можно вставить отрывок из мультфильма «38 попугаев».
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, чтоиспользование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
"Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Поэтому,
Как и на уроках математики, часто использую в конце урока тренажеры. Они предназначаются для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закрепления и повторения.
Урок литературы должен быть ярким и образным для развития эмоциональной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора. Рисунки, портреты, фотографии в единстве со словом учителя создают образ писателя, а иллюстрации к произведениям помогают представить персонажей. Все это возможно только с использованием компьютерных технологий.
На уроках литературного чтения возможно использование компьютера в начале урока для знакомства учащихся с биографией и творчеством изучаемого писателя. А также на обобщающих уроках по некоторым темам, где возможно составление кроссвордов, проведение викторин и других творческих заданий.
Иногда использую компьютер на уроках труда. Нахожу или создаю сама пошаговый инструктаж для изготовления изделия, который помогает детям легко и быстро справиться с работой.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
Применение информационных технологий на разных этапах урока способствует повышению познавательного интереса и активизации познавательной деятельности учащихся, благодаря этому снижается утомляемость учащихся (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении).
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.