Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр и занимательных заданий в 1 классе.»
Использование дидактических игр и занимательных заданий в 1 классе.
В организации учебно - воспитательной работы с шестилетними учащимися значительная роль отводится игре. В педагогике общепризнано, что игра является ведущим видом деятельности ребенка, т.е. таким, который обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах. С приходом в школу шестилетний ребенок занимает позицию младшего школьника и,как это традиционно считается, ведущим видом деятельности становится учена. Кажущееся противоречие в определении ведущего вида деятельности в первом классе четырехлетней начальной школы легко разрешимо, если подходить к решению вопроса дидактически.
На основе ранее освоенного и благодаря ему человек овладевает новым для себя видом деятельности (игровой,учебной,трудовой). Естественно, что смена ведущих видов деятельности дошкольного периода все больше уступает место учебе, и со временем именно учеба определяет дальнейшее развитие школьника.
В первом классе, на рубеже дошкольного и школьного возраста, позиции игры еще достаточно прочны; объективно - это база для овладения учебной деятельностью и социальной ролью ученика, а субъективно - она доставляет ребенку радость,создает психологический комфорт.
Дидактические игры, познавательные задания, логические и занимательные задания широко применяются в учебно - воспитательном процессе начальных классов. Особое место среди них занимают дидактические игры. Сущность их заключается в том, что дети решают учебные задачи, предложенные им в занимательной форме, и таким образом овладевают опытом умственной деятельности, приобретают умения применять знания в различных ситуациях.
Прогрессивная педагогика во все времена высоко ценила игровые формы целенаправленной организации жизни детей. Так, К.Д.Ушинский писал: «…если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов,оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения…то, все преимущество останется на стороне игры». В работах А.С.Макаренко игра рассматривается как могучее средство воспитания воли, коллективизма, патриотических навыков. Современная дидактика оставляет за ребенком право на игру в школе и рас- сматривает ее как один из показателей соответствия обучения возрастным возможностям учащихся.
Особенно уместны и даже необходимы игровые приемы в обучении шестилетних школьников, когда становление учебной деятельности происходит при слаборазвитых произвольных процессах восприятия, памяти, внимания. Усвоение учебного материала требует многоразовых вариативных упражнений, но ребенку для этого недостает волевых усилий. Тогда игра, обостряя течение психичесих процессов, реализует цель значительно быстрее и прочнее, чем какое-либо другое педагогическое средство. Включая игру в занятие, учитель заботится о том,чтобы основная дидактическая задача, составляющая содержание игры, соответствовала учебной цели урока, была для детей посильной, способствовала максимальной активизации их умственной деятельности. Важно придерживаться определенной последовательности при подборе игр: играм, содержащим сложные задачи, должны предшествовать болем легкие. Они подготовят детей к преодолению учебных трудностей, обусловят успех в играх большей сложности.
Условием повышения результативности дидактических игр и занимательных заданий является планомерность их проведения.Как адекватное возрастным особенностям первоклассников средство решения программных задач дидактические игры используются не на отдельных уроках или вреурочных занятиях, а во всей системе работы с детьми.
Положение о планомерности применения дидактических игр и занимательных заданий в работе с шестилетними учащимися неразрывно связано с вопросом о взаимодополняемости методов и приёмов учебно-воспитательной работы. В отрыве от других методов дидактические игры теряют свои потенциальные возможности и одновременно значительно обедняются такие высокопродуктивные в работе с первоклассниками методы и приемы, как экскурсии, наблюдения, беседы и т.д. Включение игр и игровых заданий вместе с другими методами и приемами в учебный процесс на уроке и в различные внеурочные занятия помогает обеспечить целесообразную смену деятельности учащихся,поддержать интерес к осваиваемому материалу, сосре доточить внимание детей на выполнении познавательных действий,избежать гиподинамии,отсрочить усталость,вызываемую трудной для шестилетних детей интеллектуальной работой.
Структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача,игровой замысел, игровое начало, игровые действия, правила игры, подведение итогов.
Дидактическая задача игры определяется, исходя из программных задач конкретних учебных предметов. Например, задачи раздела»Нумерация чисел первого десятка» должны способствовать формированию у детей понятий о натуральном ряде чисел от 1 до 10; выработке умения устанавливать соответствие между числом и груп пой предметов, которая характеризует это число, а также между названим числа и его обозначением (цифрой); ознакомлению со свойствами натурального ряда чисел.Они находять отражение в играх: «Кто знает, пусть дальше считает». «Зайчишки, по домам!», «Наседка и цыплята».
Задачи игр по обучению грамоте, закреплению навыков чтения и ознакомлению с окружающим миром, непосредственно связаны с программными задачами, соответствующих учебных курсов: в отдельных играх углибляються знания о том, что элементом речи является слово, других – закрепляется умение составлять из букв слова, в третьих – отрабатывается навыки чтения отдельных слов или предложений, уточняються представления о родном крае и т.д.
Игровой замысел – следующий обязательный структурный элемент дидактической игры. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскировывается, она предстаёт перед школьниками в виде игрового замысла (задачи) – того,что интересно шестилеткам. Детей этого возраста привлекают воссоздание воображаемого сюжет, активне действия с предметами, что-то загадочное, таинственное, проверка своїх возможностей соревнованием, ролевое перевоплащение, общая двигательная активность.
На активних действиях с предметами основан игровой замысел игры «Из каких материалов предметы в твоём портфеле». Примером игрового замысла, базирующегося на загадочности , может быть игра «Сюрпризы для кукол». Соревновательный элемент лежит в основе игрового замысла игр «Каких предметов больше?» , «Поможем товарищу», «12 месяцев». На двигательной активности основывается игровой замысел игр «Что в мешочке?», «Найди предметы», «Зайчишки, по домам!», в которых движения представлены в виде перемещения по классной комнате, перебежек, отыскивания предметов с указанными свойствами на ощупь и других видов двигательной активности.
На создание игровой атмосферы существенно влияет игровое начало. Атмосфера игры возникает при своеобразных способах деления на команды, способах выбора ведущего и определения права первого хода.
Игровым путём можно выбрать ведущего и капитанов команд с помощью считалки. Например:
Два бельчонка на опушке сколотили две кадушки.
Две кадушки сколотили, прямо к дому прикатили.
Положили в бочки мятные листочки
Красную бруснику, чёрную чернику.
Клали понемножку жёлтую морошку.
Замочили про запас, будут на зиму как раз!
По своему содержанию, эта считалка хорошо подходит к игре «Хоровод лесных растений».
Во многих дидактических играх приходится устанавливать, кто первый начнёт игру, т.е. право первого хода. Это можно сделать с помощью считалок между капитанами и различных жеребьёвок. («В какой руке камешек?», «Какая из палочек короче?», «Чей верх?» и д.р.)
Игровые действия взаимосвязаны с игровым замыслом, исходят из него. Являясь средством реализации игрового замысла, они в то же время включают в себя и действия, направленные на выполнение поставленной педагогом дидактической задачи.
По содержанию игровые действия очень разнообразны. Это может быть отгадывание загадок, как в играх «Сюрпризы для кукол», «Что в мешочке?»; ролевые действия по воображаемой ситуации («Магазин игрушек», «Поможем Красной шапочке»); рисование по воображению («Придумай рисунок»); движения, основанные на внимании («Будь внимателен», «Запомни и нарисуй»);действия, включающие сравнение предметов («Подбери предметы по форме», «Только одно свойство»).
Правила дидактической игры дети воспринимают, как условия, поддерживающие игровой замысел. Их невыполнение разрушает игру, делает её неинтересной. Играя, дети осознают, что придерживаясь правил, скорее достигнешь результата. Правила дисциплинируют, формируют выдержку, терпение. Кроме того, они влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действие детей, направляют их внимание на выполнение конкретной программной задачи учебного предмета. Например, в процессе игры «Математические ручейки» каждый ученик следит за вычислениями, которые производят товарищи, придумывает свой пример на сложение или вычитание. Это он делает в соответствии заложенным в содержании игры правилам: получил мяч – составляй новый пример.
Подведение итогов игры в связи с такой возрастной особенностью шестилетних детей, как нетерпеливость в ожидании результатов деятельности, проводится сразу же по её окончании. Подведение итогов игры заключается в подсчёте очков и определении команды – победительницы и выявлении тех детей, кто наиболее правильно выполнил игровое задание. Что касается воспитательной цели, то при этом нужно отметить достижение каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих ребят, проявить оптимистическое отношение к их возможностям, деликатность при формулировке оценочных суждений.
Руководство играми интеллектуального характера сообразуется с особенностями их видов. Как отмечалось, в дидактических целях в первом классе используются кроссворды, ребусы, метаграммы, анаграммы, шарады.
Важно, чтобы дети полюбили интеллектуальные игры. Эмоции занимают большое место в жизни шестилетних первоклассников, и надо так организовать эти игры, чтобы они не только формировали мышление и закрепляли навыки чтения, но и доставляли радость. А обеспечить это может только учитель, увлечённый вместе с детьми игрой и переживающий с ними радость познания.
В букварный период закреплению навыков чтения, способствуют различные занимательные задания и шутки: «Весёлая азбука , «Составь слово из пропущенных букв», «Почему так говорят?», «Волшебницы-буквы», «Составь новое слово», слова и предложения – перевёртыши , стихотворные задания по чтению.
Ребята любят решать интеллектуальные игры коллективно. Стремление к совместной деятельности, желание помочь товарищам, как отмечает Ш. А. Амонашвили, следует поощрять, т.к. это не подрывает, а укрепляет детскую самостоятельность, наполняет её положительным нравственным содержанием, т.к. «суть нравственной основы самостоятельности заключается в том, чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, преодолевать затруднения, творить благо на пользу общества».