kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отчёт по теме самообразования: "Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчёт по теме самообразования: "Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики"

“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” В.А.Сухомлинский

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»                                    В.А. Сухомлинский

     Игра – это “дитя труда”. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

   Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат подведения итогов.

   При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

   Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.

   Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть знаниями “легко и счастливо”, легких путей в науке нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

    Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге преследовать следующие цели: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить приобретать знания самостоятельно. Только умелое использование игры приносит пользу.

    С помощью игр учитель работает над решением таких важных задач, как:

  1. формирование нравственных и эстетических представлений;
  2. обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;
  3. развитие логического и образного мышления;
  4. освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке, овладение посильными приёмами самостоятельной работы;
  5. развитие устойчивого интереса к учебным занятиям.

    Какое же место должна занимать игра на уроке? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать материал в урок. Здесь важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребёнка; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся. В игре должен участвовать каждый ученик класса.

   В процессе работы я пришла к выводу, что одно и то же наглядное пособие можно использовать в различных играх на разных уроках. Так, возникло такое наглядное пособие, как “Поезд”. Это пособие используется при проведении таких игр, как “Назови одним словом”, “Найди лишнего пассажира”, “Засели все вагоны”. “Пассажирами” поезда могут быть домашние и дикие животные, игрушки, одежда, овощи, фрукты. Это дает возможность обогатить словарь учащихся, поработать над значением слова, над тематическими группами слов.

   Часто урок начинаю с устного счёта. Но это должно быть что-то необычное и в тоже время познавательное. Я приведу опробованные мной на уроках дидактические игры, собранные из разных источников, а некоторые придуманы мною.

1. В каждой записи поменять местами две цифры, чтобы равенства были верными:

69:7=3              6х7=58

63:7=9              8х7=56

2. Расположите карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. Прочитайте слово:

8x6  7x6  6x3  9x7  9x6  8x7  7x7

л о м ц д е о

  Интересно проходят уроки математики, если подобраны различные виды игр или сам урок проходит в игровой форме. Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьёзным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

  Подбираю нестандартные задания (ошибки-невидимки, задачи в стихах, логические цепочки, лабиринты, логические задачи, зашифрованные слова, числовые ребусы).

   Ценность дидактической игры я определяю не потому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику.

   Собрать, накопить игры – это ещё не главное. Главным является умелое применение игры на уроке. Игра не должна быть искусственно притянутой к той или иной теме урока, она должна естественно вплетаться в урок, в изучение программного материала.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт по теме самообразования.»

Отчёт по теме самообразования:

"Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики"


Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”

В.А.Сухомлинский

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» В.А. Сухомлинский

Игра – это “дитя труда”. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача;

  • игровые действия;

  • правила игры;

  • результат подведения итогов.

При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.

Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть знаниями “легко и счастливо”, легких путей в науке нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге преследовать следующие цели: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить приобретать знания самостоятельно. Только умелое использование игры приносит пользу.

С помощью игр учитель работает над решением таких важных задач, как:

  1. формирование нравственных и эстетических представлений;

  2. обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;

  3. развитие логического и образного мышления;

  4. освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке, овладение посильными приёмами самостоятельной работы;

  5. развитие устойчивого интереса к учебным занятиям.

Какое же место должна занимать игра на уроке? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать материал в урок. Здесь важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребёнка; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся. В игре должен участвовать каждый ученик класса.

В процессе работы я пришла к выводу, что одно и то же наглядное пособие можно использовать в различных играх на разных уроках. Так, возникло такое наглядное пособие, как “Поезд”. Это пособие используется при проведении таких игр, как “Назови одним словом”, “Найди лишнего пассажира”, “Засели все вагоны”. “Пассажирами” поезда могут быть домашние и дикие животные, игрушки, одежда, овощи, фрукты. Это дает возможность обогатить словарь учащихся, поработать над значением слова, над тематическими группами слов.

Часто урок начинаю с устного счёта. Но это должно быть что-то необычное и в тоже время познавательное. Я приведу опробованные мной на уроках дидактические игры, собранные из разных источников, а некоторые придуманы мною.

1. В каждой записи поменять местами две цифры, чтобы равенства были верными:

69:7=3 6х7=58

63:7=9 8х7=56

2. Расположите карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. Прочитайте слово:

8x6

7x6

6x3

9x7

9x6

8x7

7x7

л

о

м

ц

д

е

о


Интересно проходят уроки математики, если подобраны различные виды игр или сам урок проходит в игровой форме. Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьёзным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Подбираю нестандартные задания (ошибки-невидимки, задачи в стихах, логические цепочки, лабиринты, логические задачи, зашифрованные слова, числовые ребусы).

Ценность дидактической игры я определяю не потому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику.


Собрать, накопить игры – это ещё не главное. Главным является умелое применение игры на уроке. Игра не должна быть искусственно притянутой к той или иной теме урока, она должна естественно вплетаться в урок, в изучение программного материала.


Для подтверждения теоретических выводов мной организовано исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.

Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.

Исследование проводилось методом анкетирования учащихся класса (28 человек).



Анкета «Выявления отношения детей к игре на уроке»

1. Какие уроки ты больше всего любишь?

- с использованием таблиц, схем, рисунков,

- главное, чтобы было интересно,

- с использованием игры,

- урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно,

- не люблю любые уроки,

- не знаю, мне всё равно.


2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?

- таблиц, схем, рисунков,

- разных игр,

- самостоятельных работ,

- работ с учебником,

- индивидуальной работы по карточкам.


3. Как ты относишься к игре на уроке?

- очень хочется участвовать,

- нет большого желания поддерживать игру,

- игра на уроке - пустая трата времени.


4. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?

- очень большая,

- большая,

- не очень большая,

- небольшая,

- никакой пользы,

- не знаю.


В ходе анкетирования были получены следующие данные.

«Какие уроки ты больше всего любишь?» (в %)

Тип урока

главное, чтобы было интересно

с использованием игры

с использованием таблиц, схем, рисунков

Количество выборов

51%

28%

21%











Таким образом, 51% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса.

«Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?» (в %)

Приёмы работы

Использование игр

Работа с учебником

Таблицы, схемы, рисунки

Количество выборов

59%

12%

29%






Таким образом, более половины детей – 59% отмечают желание видеть на уроке игры.

«Как ты относишься к игре на уроке? », (в %)

Отношение

очень хочется участвовать

нет большого желания поддерживать игру

игра на уроке - пустая трата времени

Количество выборов

87%

13%

-








Таким образом, более половины детей класса – 87% отмечают желание участвовать в дидактических играх, используемых на уроке.


«Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? », (в %)

Отношение к использованию игры на уроке

очень большая

большая

затруднились ответить

Количество выборов

64%

19%

17%








Таким образом, более половины детей – 64% отмечают значение включения игры в урок как – очень большое.

Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 69% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.

Таким образом, необходимо часто включать игровые моменты в урок, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.

Особенно учащимся нравятся задания, в которых надо исправить ошибки. От них требуется не только исправить ошибки, но и объяснить, почему допущена ошибка. Отобранные дидактические игры позволяют повысить активность учащихся в познавательной деятельности, ведь ребенок сам активно участвует в процессе познания, сам решает какие знания и умения ему потребуются для выполнения поставленной задачи.

Использование дидактических игр стимулирует активность каждого ребенка, повышает качество процесса обучения младших школьников.

При использовании игр на уроках дети охотно включаются в учебный процесс, с охотой принимают условия игры. Здесь даже пассивные, несмелые дети активно включаются в работу, применяя на практике свои знания и умения.



Я убедилась на своём опыте, что игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.

Трапезникова Е.В., учитель начальных классов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Трапезникова Елена Викторовна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160409


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства