Отчёт по теме самообразования: "Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики"
“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” В.А.Сухомлинский
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» В.А. Сухомлинский
Игра – это “дитя труда”. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат подведения итогов.
При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.
Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть знаниями “легко и счастливо”, легких путей в науке нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге преследовать следующие цели: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить приобретать знания самостоятельно. Только умелое использование игры приносит пользу.
С помощью игр учитель работает над решением таких важных задач, как:
- формирование нравственных и эстетических представлений;
- обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;
- развитие логического и образного мышления;
- освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке, овладение посильными приёмами самостоятельной работы;
- развитие устойчивого интереса к учебным занятиям.
Какое же место должна занимать игра на уроке? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать материал в урок. Здесь важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребёнка; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся. В игре должен участвовать каждый ученик класса.
В процессе работы я пришла к выводу, что одно и то же наглядное пособие можно использовать в различных играх на разных уроках. Так, возникло такое наглядное пособие, как “Поезд”. Это пособие используется при проведении таких игр, как “Назови одним словом”, “Найди лишнего пассажира”, “Засели все вагоны”. “Пассажирами” поезда могут быть домашние и дикие животные, игрушки, одежда, овощи, фрукты. Это дает возможность обогатить словарь учащихся, поработать над значением слова, над тематическими группами слов.
Часто урок начинаю с устного счёта. Но это должно быть что-то необычное и в тоже время познавательное. Я приведу опробованные мной на уроках дидактические игры, собранные из разных источников, а некоторые придуманы мною.
1. В каждой записи поменять местами две цифры, чтобы равенства были верными:
69:7=3 6х7=58
63:7=9 8х7=56
2. Расположите карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. Прочитайте слово:
8x6 7x6 6x3 9x7 9x6 8x7 7x7
л о м ц д е о
Интересно проходят уроки математики, если подобраны различные виды игр или сам урок проходит в игровой форме. Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьёзным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Подбираю нестандартные задания (ошибки-невидимки, задачи в стихах, логические цепочки, лабиринты, логические задачи, зашифрованные слова, числовые ребусы).
Ценность дидактической игры я определяю не потому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику.
Собрать, накопить игры – это ещё не главное. Главным является умелое применение игры на уроке. Игра не должна быть искусственно притянутой к той или иной теме урока, она должна естественно вплетаться в урок, в изучение программного материала.