Использование технологических приемов обучения учащихся начальных классов оптимальному чтению
Использование технологических приемов обучения учащихся начальных классов оптимальному чтению
Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более легкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологических приемов обучения учащихся начальных классов оптимальному чтению»
Пути совершенствования техники чтения школьников
Люди, обладающие высокой скоростью чтения, читают “нюхом”, то есть могут угадывать текст по одной только фразе. Многолетние исследования специалистов в области чтения показали, что 94% взрослых при чтении пользуются в основном навыками, приобретенными в начальной школе. И даже читая молча, имеют такую же скорость чтения, как и вслух. Факторы, влияющие на скорость чтения, - стойкие, передаются из поколения в поколение.
Установлено, что скорость чтения зависит от объема слуховых восприятий ребенка. Объем слуховых восприятий – это количество слов, запоминаемых школьником с одного прочтения вслух. Объем зрительных восприятий - понятие более сложное. Известно, что глаза двигаются по строке во время чтения не плавно, а скачкообразно. Текст воспринимается в момент остановки взгляда – происходит фиксация букв, слов, предложений, а иногда и целого абзаца – это зависит от угла (поля) зрения. Чем чаще фиксация, тем уже угол зрения, тем меньше воспринимаемый объем текста.
Скорость чтения зависит и от количества регрессий, то есть обратного движения глаза для уточнения прочитанного: чем их больше, тем ниже темп. Все это индивидуально. Поэтому каждого ребенка необходимо обучить приемам оптимального чтения.
Оптимальное чтение – это не только умение быстро читать, но и умение быстро мыслить, ловко выполнять всевозможные работы и физические упражнения. Это качественно более высокий уровень интеллекта.
Что же мешает учащимся овладеть приемами оптимального чтения в начальном звене обучения?
Какие резервы должны использовать и знать учителя начальных классов при обучении чтению?
Неправильное дыхание при чтении.
Плохая артикуляция звуков, слабый уровень владения речевым аппаратом. (Неправильные позиции языка, губ, зубов при произнесении звуков).
Плохая память.
Не развитое поле (угол) зрения.
Не развитая антиципация (догадка).
Неустойчивое внимание, слабые волевые качества.
Неумение переключаться с одного вида деятельности на другой. Неумение снять усталость.
Низкий интеллект.
Отсутствие эффективности словарной работы на уроке перед чтением текста.
Отсутствие культуры чтения в семье.
Отсюда ясно, что учителю необходимо овладеть педагогической диагностикой и на основе ее использовать в системе комплексы упражнений по обучению детей чтению.
Пересмотрев и изучив очень много литературы для своей работы, составила “Тетрадь динамического чтения”.
Предлагаю комплексы упражнений по обучению оптимальному чтению, которые сама использую на уроках литературного чтения и русского языка.
Первая группа упражнений работает на важное условие хорошего чтения – это постановка дыхания:
Обучение правильному дыханию, элементы дыхательной гимнастики.
Ритмические упражнения “вдох – выдох” (вдох дольше) через рот, через нос.
Чтение на одном дыхании как можно большего количества слов (звуков)
Вторая группа влияет на развитие артикуляции, тренировку речевого аппарата. Эти упражнения нужно начинать с первых дней ребенка в школе:
Упражнения для губ.
Упражнения для языка
Третья группа упражнений отрабатывает произношение согласных звуков:
Обращаю внимание на положение губ, зубов, языка при произношении звука.
б/ Читаем столбик 5, с добавлением гласной а (ша, са, па, та, ка, на, ва, са и т.д.).
в/ Добавляем гласную … до и после столбика, (аша, аса, апа, ата, ака, ана, ава, аса…).
г/ Гласная до столбика 1 и после столбика 2. (авда, арва, атха, абза и т.д.)
Четвертое – это наборы таблиц, составленные с учетом наращивания трудности в произношении
Следующая группа упражнений направлена на развитие памяти.
Развитие памяти
Установлено, что скорость и техника чтения зависит от оперативной памяти ученика. Для ее развития рекомендуются следующие упражнения.
1. Зрительные диктанты.
(Тексты разработаны профессором И.Т.Федоренко).
18 наборов, в каждом по шесть предложений. Особенность их в том, что первое предложение содержит 2 слова. “Тает снег” - 8 букв, последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание происходит постепенно. Время работы со всеми наборами два месяца. За это время при правильной методике развивается оперативная память. Ученик легко усваивает смысл прочитанного предложения, читать ему интересно, развитие техники чтения идет быстрее.
Правила проведения диктантов
1. На доске или таблицах пишут шесть предложений набора, закрывают.
2. Открывается первое предложение. Учащиеся в течение определенного времени (оно указано в таблице Федоренко) читают “глазами”, стараясь запомнить это предложение. Время от 4 до 7 секунд.
3. Предложение стирается или закрывается.
4. Учащиеся записывают предложение в тетрадях по памяти. (Если учащийся не запомнил на первых порах, ему разрешено списать у соседа, с установкой запоминать на следующем уроке).
5. Затем подобная работа со вторым предложением (третьим, четвертым, пятым, шестым).
- Работа проводится на уроке русского языка. Если большая часть учеников не успевает запомнить предложения, то на следующий день работу надо повторить. И так до тех пор, пока все дети не будут писать самостоятельно. Только после этого можно перейти к следующему набору. На каждый набор уходит по 3 дня. 18 наборов – 54 дня. Обязательно диктанты писать ежедневно.
- Если предложения из наборов не будут соответствовать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными с тем же количеством букв.
ЛИТЕРАТУРА
Белобрыкина О.А. “Речь и общение”/ Ярославль: “Академия развития”, 1998.
Куликовская Т.А. “Скороговорки и чистоговорки”/ М.: “Издательство Гном и Д”, 2000.
Куликовская Т.А. “Забавные чистоговорки”/ М.: “Издательство Гном – Пресс”, 1999.
Максанов А. “Правильно ли говорит ваш ребенок”/ М., 1982.
Мисаренко Г.Г. “Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе”/ М.: “Издательский дом ОНИКС”, 2003.
Рыбина А.Ф. “Коррекция звукопроизношения у детей (с, з, ц, ш, ж, щ, л, л', р, р')”/ Речевой материал для младшего школьного возраста, “Учитель”, Волгоград, 2001.
Федоренко И.Т. “Пути совершенствования техники чтения школьников”/ метод. рекомендации учителям, г. Харьков, 1978.
Часов В.А. “Психологические принципы быстрого чтения”/ Общество “Знание” - РСФСР, г.Ленинград, 1973.