kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приемов технологии развития критическое мышление на уроках литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается об использовании приемов технологии развития критическое мышление на уроках литературного чтения, как средства формирования ключевых компетенций учащихся начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов технологии развития критическое мышление на уроках литературного чтения.»

Использование приемов технологии развития критическое мышление на уроках литературного чтения, как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальных классов

Кто –то из «мудрых» сказал:

Народ, который думает на один год вперед –

выращивает хлеб.

Народ, который думает на 10 лет вперед –

выращивает сад.

Народ, который думает на 100 лет вперед –

выращивает молодое поколение.

В современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования в свою очередь не возможно без использования в учебном процессе инновационных образовательных и педагогических технологий.

Тема моего выступления: Использование приемов технологии развития критическое мышление на уроках литературного чтения, как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальных классов

А.Т. Твардовский, определяя значимость уроков литературы, писал:

«Литература в школе – это то же самое, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя».

Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно - познавательные мотивы.

Не имея навыка работы с текстом, испытывая затруднения при чтении, у детей возникает нелюбовь к чтению и негативное отношение к учёбе вообще.

Концепция учебного предмета « Литературное чтение» I ступени общего среднего образования (для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения) определяет следующие цели:

  • приобщение младшего школьника к национальным и общечеловеческим духовным ценностям путём чтения и осмысления литературного произведения;

  • формирование культурных читателей, выражающих интерес к книгам и чтению

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

  • развивать критическое мышление;

  • прививать интерес к книгам и чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

  • обучать правильному, осознанному чтению;

  • формировать читательские умения и литературные представления учащихся

Одним из инновационных методов, позволяющих достичь целей и задач учебного предмета «Литературное чтение», является технология развития критического мышления.

Главная цель данной технологии научить ученика самостоятельно добывать знания, работать с информацией, чтобы эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Основная задача технологии: развить ключевые компетенции учащихся, лично значимые для обучающихся младших школьников умения и навыки.

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Этому может способствовать использование педагогической технологии «Развитие критического мышления на уроках литературного чтения»

Младший школьник, умеющий критически мыслить, владеет разными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, самостоятельно находит ответы на вопросы, выделяет в тексте противоречия.[1]

Развиваются познавательные способности и процессы личности, разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие.

Технология развития критического мышления требует строить урок по трёхфазной модели: вызов, осмысление, рефлексия. На каждом этапе свои цели, задачи, определенные методические приемы

Рассмотрим некоторые эффективные приемы ТРКМ на уроках литературного чтения на каждом этапе.

I фаза – «Вызов»

Задача: активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет активизирующим фактором для дальнейшей работы.

Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа организуется индивидуально, в парах, группах.

Для этого можно использовать следующие эффективные приемы ТРКМ:

«Верители Вы, что…?» формирует умения связывать разрозненные факты в единую картину; систематизирует уже имеющуюся информацию. Этот прием может быть нетрадиционным началом урока, способствовать вдумчивой работе с текстом.

«Проблемный вопрос».

«Корзина идей» включает каждого школьника в учебный процесс, позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. 

«Верные, неверные утверждения самостоятельное планирование учащимися собственной поисковой деятельности.

«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление.

«Мозговая атака» направлена на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся.

«Авторский стул»- это способ помочь застенчивым детям. Творческая работа младшим школьником может быть прочитана или рассказана (в зависимости от задания) сидя на удобном стуле, который ставится недалеко от первой парты.

«Кластер» предусматривает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

«Ассоциации» позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу, актуализировать знания.

«Дерево предсказаний» формирует нестандартное мышление, умение отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти. «Перепутанные логические цепочки»

«Сундук мудрости» мотивирует работу с текстом.

Прием «тонких» и «толстых» может быть использован на любой из трех стадий урока для демонстрации понимания пройденного.

II фаза – «Осмысление»

Задача: знакомство с новой информацией, осмысление (поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока), соотнесение старых и новых знаний.

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией, работа ведётся индивидуально или в парах.

На данном этапе можно использовать такие приемы как:

«Инсерт» самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.

«Перекрестная дискуссия» формирует умение отстаивать свою точку зрения,критически подходить к чужим и собственным суждениям.

«Логическая цепочка» предлагает построение событий в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

«Метод углов» используется на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого - либо произведения. Данный прием используется после чтения всего произведения

«Чтение с пометками» используется при работе с текстами про животных и с научно-познавательными текстами. Вводятся условные значки для разметки текста.

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.

«Бортовой журнал». В процессе изучения темы учащиеся записывают свои мысли.

«Сюжетная таблица» заполняется по ходу работы с информацией по тексту.

Прием «Звучит как….», «Выглядит как….» является средством контроля за сформированностью навыков работы с текстом, за умением его структурировать, анализировать и обобщать на элементарном уровне.

«Фишбон — рыбная кость» позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

Игровой приём «Как вы думаете?» позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать свое мнение.

«Кластер».

III фаза – «Рефлексия»

Задача: информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации; работа ведётся индивидуально — в парах— группах.

Каждую из них можно организовать по-разному.

Выбор средств и методов зависит от содержания материала, уровня развития учащихся и предпочтений учителя.

Приемы:

«Разбери слово по буквам» — данный прием позволяет на стадии рефлексии подобрать к каждой букве слова, понятие, выражающие суть объекта. 

Приём «Диаманта».

Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными по значению.

«Авторский стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьезное отношение к учебной деятельности.

Составление таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать» подходит для стадий объяснения и закрепления материала.

«Синквейн» позволяет ученикам проявить свое творчество и выразить

свое отношение к изучаемому явлению.

«Пятиминутное эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

«Ромашка Блума», «Кубик Блума» формирует умение ставить различные вопросы к теме, систематизировать их.

«Мысли по аналогии»,т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать “вопросы по аналогии”: “На что похоже?” , “С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя сравнения, “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали.

«Размышление от обратного» помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов природы и общества.

«Взаимоопрос» способствует развитию коммуникативных навыков.

«Кластер».

Преимущества технологии ТРКМ:

• учащиеся несут ответственность за совместный способ познания, приучаются слушать друг друга;

• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;

• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

• формируется уважение к собственным мыслям и опыту;

• обостряется любознательность, наблюдательность;

• развивается активное слушание;

• повышается самооценка.

Используется не только индивидуальная работа учащихся, но и работа в парах, в группах, диалоговое обучение, что способствует развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию, постижению смысла и знаний на уроках литературного чтения.

Работа по данной инновационной технологии доставляет и учителю, и детям огромное удовольствие. У младших школьников успешно развиваются умения:

 анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать;

 доказывать и опровергать любую точку зрения;

 находить ключевые слова;

 разбивать текст на части;

 составлять план текста и пересказывать по плану;

 заполнять таблицу;

 ранжировать информацию по степени новизны и значимости;

 графически организовать работу с текстом;

Подводя итог, скажу, шагая в ногу с инновационной технологией необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям для объективного оценивания собственных работ и идей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Становская Жанна Геннадьевна

Дата: 14.07.2020

Номер свидетельства: 554761

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(109) "ispolzovaniiepriiemovtiekhnologhiirazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismovnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "274404"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452370272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения»."
    ["seo_title"] => string(181) "mastier-klass-primienieniie-form-mietodov-i-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-pozvoliaiushchikh-povysit-kachiestvo-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "304779"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457789480"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Обобщение опыта по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения" "
    ["seo_title"] => string(153) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125697"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415033488"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Использование  технологии развития критического мышления на уроках литературы. "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "203866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429551404"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие критического мышления на уроках немецкого языка "
    ["seo_title"] => string(69) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-niemietskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "229408"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441730967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства