Технология развития критического мышления
на уроках немецкого языка
По мере развития социально-политической и культурной жизни интеллектуальный труд будет рассматриваться, как мастерство выявлять, наблюдать, различать, классифициро-вать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной сре-де, в том числе через технологию "Развитие критического мышления". Критическое мыш-ление означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стан-дартным, так и нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.
Основное в технологии РКМ: - данная технология удачно согласуется с традиционны-ми формами преподавания; некоторые элементы "критического мышления" хорошо знако-мы педагогам; преобладающий тип и характер взаимоотношений - субъект-субъектный;
характер и стиль взаимодействия - демократичность, диалогичность, открытость, рефлек-сивность;
ведущий тип деятельности - продуктивный, творческий, проблемный;
способы усвоения - поисковая мыслительная деятельность, рефлексия;
формы организации - индивидуальные, коллективные;
методы обучения - проблемные, частично-поисковые, исследовательские, рефлексивные;
технология формирует гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, умение обоснованно предпочесть одну идею другой, аргументировано вести спор, вырабатывать оригинальную точку зрения.
Технология РКМ разработана в середине 90-х годов XXв. американскими учеными и педагогами Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл. Технология содержит в своем арсенале огром-ное количество приемов (стратегий), способствующих воспитанию и обучению вдумчи-вых читателей. Множество приемов дает возможность делать урок разнообразным, ярким.
Технология РКМЧП включает три этапа или стадии.
Это "Вызов - Осмысление - Рефлексия".Начало формы
Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позво-ляет: а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учеб-ной деятельности; в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи.
Эта стадия позволяет ученику: а) получить новую информацию б) осмыслить ее; в) соот-нести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:
а) целостное осмысление, обобщение полученной информации;
б) присвоение нового знания, новой информации учеником;
в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому матери-
алу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо "вызова" бо-лее привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А "осмысление" ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закреп-ление материала, проверка
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышле-ния?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методи-ческих приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы (стратегии).
Приёмы ТРКМ интересны и весьма разнообразны.
Приём «Кластеры» может быть использован на стадии вызова и рефлексии. Суть приёма заключается в том,что информация о каком-либо понятии, явлении, событии систематизи-руется в виде кластеров. Этот приём мы с вами сегодня использовали при знакомстве с технологическими этапами ТРКМ. В центре кластера находится ключевое понятие, с которым логически связываются последующие ассоциации учащихся. В результате подобной работы получается своего рода опорный конспект по изучаемой теме. Этот приём позволяет в речи учащихся активизировать лексические единицы, при этом объединяя их в связное высказывание.
Приём «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления изу-ченного материала. Учащиеся высказывают свои предположения о возможных вариантах развития сюжета литературного произведения, анализируют поднятые автором проблемы, обсуждают текст.
Приём «Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал)». Цель приёма - развивать мысли-тельные способности учащихся и вырабатывать у них собственную позицию по изучае-мой теме. С помощью таблицы учащиеся собирают уже имеющиеся знания по данной те-ме, систематизируют новые данные.
Приём «Мозговая атака» развивает креативность мышления учащихся, их коммуника-тивные качества. Приём используется для создания банка идей, из которых нужно выб-рать лучшую.
Приём «Синквейн».
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1 строка - одно существительное, заключающее тему синквейна.
2 строка - два прилагательных, характеризующие тему синквейна.
3 строка - три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка - фраза или предложение из четырёх слов, передающее отношение к теме. Это
может быть и цитата или крылатое выражение, подобранное к теме синквейна.
5 строка - одно слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, выражающее личное
отношение к ней. Составление синквейна развивает у учащихся умение делать
краткие выводы.
Приём «Чтение с остановками». Учитель называет название текста и предлагает уча-щимся определить, о чём будет этот текст. Далее текст читается по частям. После каждой остановки учащимся задаётся проблемный вопрос или вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем тест читается далее. Учащиеся проверяют свои предположения.
Приём «Перепутанные цепочки». Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, сре-ди которых есть верные и неверные. Учащиеся работают индивидуально, отмечают пере-путанные цепочки. Затем проходит обсуждение результатов работы в группе, учащиеся уточняют и исправляют ошибки.
Приём «Верные и неверные утверждения». В начале урока учащимся даются утверж-дения по изучаемой теме. Среди них нужно отметить верные неверные утверждения и обосновать свой выбор. На стадии рефлексии учащиеся могут самостоятельно составить утверждения и обменяться ими для оценки их правильности.
Приём «Корзина идей, понятий, имен.». Этот приём можно использовать при органи-зации работы учащихся на стадии актуализации имеющегося у них опыта и знаний. С его помощью можно выявить представления и знания учащихся по изучаемой теме.
На доске изображается корзина, в которую «собирается» всё, что учащиеся вместе знают об изучаемой теме.
Учитель задаёт вопрос о том, что известно учащимся по теме. Каждый ученик вспоминает и делает записи в тетради по проблеме. Затем учащиеся обмениваются информацией и де-лятся друг с другом известным знанием. Все сведения в виде тезисов записываются учите-лем в корзину идей. При этом они не комментируются, даже если являются ошибочными. В ходе урока разрозненные факты и мнения связываются в логические цепочки. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Приём «Написание эссе» предполагает свободное письмо на заданную тему, Приём позволяет учащимся проявить свою самостоятельность и индивидуальность, представить оригинальность решения проблемы, аргументировать свою точку зрения. Обычно эссе пишется в классе сразу после обсуждения проблемы (приём занимает не более 5 минут).
На протяжении нескольких лет на своих уроках я часто использую различные приемы технологии РКМЧП:
- Инсерт или "Пометки на полях"; - маркировочная таблица "ЗУХ"; - написание эссе, син-квейна, диаманта; - составление кластера; - мозговой штурм; - чтение с остановками;
- фишбон; - тонкие и толстые вопросы и т.д.
Например, на уроке в 8классе по теме «Система школьного образования в Германии»
Тип урока: Работа с информационным текстом «Школа в Германии»
Вызов: Кластер: По центру доски в овальном круге размещается слово Schule.
От него на расходящихся лучах записываются слова и устойчивые выражения: Grundschule, Realschule, Hauptschule, Gymnasiиm, Gesamtschule, Universitat, Hochschule. От них мелкими лучами: in die. gehen, besuchen, beenden, lernen, studieren, absolvieren,. ist zu Ende, es gibt, umfassen
Осмысление: инсерт
Учащимся предлагается найти в тексте «Школа в Германии» известные им из программ обучения 5-8 класса лексические единицы и подчеркнуть их в тексте и сосчитать их. Затем предлагается найти в тексте новые слова (кластер) и подчеркнуть их. Затем дети сравни-вают, какое количество знакомой и незнакомой лексики имеется в тексте. С помощью мозгового штурма детям предлагается записать свой вариант перевода текста, который они «совершили» без словаря. Далее следует коллективная работа над переводом текста, которая под руководством учителя заканчивается правильным вариантом перевода
Рефлексия
Дети просматривают свои записи в тетрадях и сравнивают свой первоначальный вариант с правильным. При помощи фронтальных вопросов мы контролируем усвоение лексики по теме.
У каждого человека есть потребность в самовыражении. Это возможно через рисунки, ''каракули'', ''зарубки''. Я использую эту потребность в процессе работы с текстом и пред-лагаю ребятам оформить свою информацию - составить кластеры.
Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". Когда ребе-нок использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает.
В 6 классе, прочитав текст учащиеся составили кластер. Работа по кластеру на стадии рефлексии позволила им легко пересказать текст, запомнить большую информацию. И самое главное - по кластеру пересказывают текст даже слабые ученики, пусть не в полном объеме, но базовый стандарт выполняют. Составление кластера повышает познавательную мотивацию ученика и дети, видя свою успешность, заинтересовываются в познании нового. Благодаря составлению рисунков, схем. кластеров развиваю творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Составление кластеров формирует умение систематизировать свои знания, новый материал, учит выделять главное.
Работа по обучению составлению кластеров я начинаю вести во 2 классе. Тогда ребята учатся составлять кластеры с помощью картинок и рисунков. В последующих классах учащиеся уже составляют кластеры, записывая мысли словами, а также учатся обобщать записанную информацию в группы.
Дети при работе с кластером лучше стали усваивать материал, им легче пересказать текст, видя перед собой графическое изображение. Они стали меньше времени тратить на под-готовку домашних заданий, так как, записывая ключевые слова в кластер и дополняя его дома, ребята многократно обращаются к тексту, а многократное повторение способствует лучшему запоминанию информации.
Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Подводя итоги, можно сказать, что на одном уроке можно применять несколько приемов, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом. Эта технология разработана для ученика, чтобы он не только приблизился к процессу познания, но и получил удовольствие.