Использование метода проектов в формировании и развитии естественнонаучной грамотности учащихся
Использование метода проектов в формировании и развитии естественнонаучной грамотности учащихся
Естественнонаучная грамотность учащихся - одна из составляющих функциональной грамотности. Как ее формируем с помощью метода проектов в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов в формировании и развитии естественнонаучной грамотности учащихся»
Использование метода проектов в формировании и развитии естественнонаучной грамотности учащихся
Горская Н.Н.
Естественнонаучная грамотность учащихся – одна из составляющих функциональной грамотности, определенный набор компетенций, связанных со способностью применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. Одним из инструментов для формирования данных компетенций является проектная деятельность, которая нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Усвоение знаний происходит непосредственно в процессе деятельности, осуществляется деятельностный подход в обучении. Дети учатся выявлять проблему, намечать способы ее решения; занимаются поиском информации; создают продукт своей деятельности и презентуют свои работы.
Введение в проектную деятельность начинается с коллективных творческих дел, групповой работы. Этот вид работы присутствует практически на всех предметах. Его цель - активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, сотрудничество, взаимодействие, коммуникация.
Проекты в младших классах – достаточно проблематичная работа, так как дети еще слишком малы для проектирования, но возможная. Наиболее применяемые типы проектов представлены вашему вниманию. Они отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта.
В первом классе на уроках проектная деятельность учащихся носит подготовительный характер, т.к. ученики ещё не умеют читать и писать, а также не обладают в достаточной мере такими психологическими операциями, как анализ, синтез. Поэтому большинство проектов носят творческий характер: рисунки, поделки, устные рассказы. Мы стараемся создавать такие ситуации, которые вызывают у детей интерес к поставленной проблеме. Опираясь на помощь учителя и родителей, дети учатся изыскивать дополнительную информацию. При этом роль родителей в данной работе очень важна. Проекты в первом классе носят кратковременный характер.
Кроме уроков, с первого класса формирование навыка проектной деятельности начинается и на внеурочных занятиях «Я исследователь».
Выполнение первых мини-проектов сопровождается изучением теоретического материала:
структурой проекта, - основных его элементов, необходимых и достаточных
для эффективного осуществления процесса управления проектом;
основных этапов работы, соблюдение которых является обязательным
условием продуктивности результата, и пропуск даже одного из них снижает эффективность работы над проектом;
изучаются основные требования к выбору объектов проектной
деятельности.
На протяжении всего периода обучения в начальной школе каждым ребенком ведется «Тетрадь открытий», куда вносятся правила, таблицы, диаграммы по изучаемым предметам. «Тетрадь открытий»- это своеобразный справочник; записи, сделанные в нём, помогают ребятам запоминать изучаемый материал или повторить пройденное в случае необходимости. Есть в этой тетради раздел «Я исследователь» с различными схемами, памятками.
Проектная деятельность - это совокупность методов и приемов овладения областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Педагогические возможности технологии обусловлены открытостью, результативностью, что обеспечивает целостность познания, усиливая продуктивность обучения.
Данный метод позволяет повысить мотивацию учения, формирует коммуникативную компетентность его участников, развивает творчество.
Результат применения метода проектов в урочной и внеурочной деятельности – участие и победы детей в проектных, творческих и исследовательских конкурсах городского и регионального уровней, создание социальной рекламы, в том числе естественнонаучной направленности; участие в различных конкурсах рисунков и фотографий, в днях единых действий естественнонаучной направленности Экостанции; в акциях, например, во Всероссийском флешмобе «Голубая лента», который объединяет тысячи человек со всей России. Её цель – рассказать о принципах бережного отношения к воде, привлечь внимание к проблемам рационального использования и охраны природных ресурсов, к вопросам состояния водных объектов, в том числе к нашим рекам Уй и Увелька, и проблеме качества питьевой воды. Совместно с детьми и родителями создаются медиапродукты.
Проект как форма обучения многогранна, эффективна и перспективна;
позволяет учащимся расширить рамки учебников, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых естественнонаучных компетенций учащихся.