Проект по теме «Сопоставительный анализ данных международной базы, тенденции в изменениях достижений по естественнонаучным предметам в Казахстане»
Проект по теме «Сопоставительный анализ данных международной базы, тенденции в изменениях достижений по естественнонаучным предметам в Казахстане»
Проект по теме: «Сопоставительный анализ данных международной базы, тенденции в изменениях достижений по естественнонаучным предметам в Казахстане»
Эффективность модернизации казахстанского образования во многом зависит от степени использования объективных данных, полученных в рамках мониторинговых исследований и оценочных технологий. Огромный массив полученной информации позволяет соотносить планируемые и достигнутые результаты, выявлять наиболее существенные проблемы, требующие решения. Результаты таких исследований становятся ориентирами для корректировки направлений проводимых реформ и прогнозирования состояния образования на ближайшие годы. Высокий уровень знаний школьников в области математики, естествознания и чтения рассматриваются многими странами мира как показатель конкурентоспособности страны в сфере фундаментальных наук и новейших технологий [1].
Проблема: Каковы достижения Казахстана по естественнонаучным предметам согласно международным стандартам?
Тема: «Сопоставительный анализ данных международной базы, тенденции в изменениях достижений по естественнонаучным предметам в Казахстане»
Актуальность: В настоящее время в качестве целевых индикаторов Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы [2] обозначены позиции страны по итогам участия в международных исследованиях качества образования (TIMSS, PISA, PIRLS). В 2015 году Казахстан будет принимать участие в очередном цикле исследования, где основным направлением будет естественнонаучная грамотность.
Объект: Тенденции в изменениях достижений образования Республики Казахстан
Предмет: Динамика в образовательных достижениях 15-летних обучающихся Республики Казахстан по естественнонаучным предметам на основе результатов PISA 2012 года
Цель: Разработка рекомендаций по использованию основных результатов PISA для развития естественнонаучной грамотности в РК.
Гипотеза: Если использовать данные международной базы PISA по одному из основных направлений, то можно спрогнозировать тенденции в изменениях достижений по другому направлению.
Задачи:
Проанализировать основные результаты международного исследования PISA-2012 по естественнонаучным предметам. Представить выборку данных в удобной для восприятия форме.
Выявить тенденции в изменениях достижений Республики Казахстан в сопоставлении с результатами других стран. Изучить Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы [3].
Дать независимую оценку результативности учебного процесса в аспекте влияния многих контекстных социально-экономических и культурных факторов. Разработать рекомендации по использованию данных международной базы для развития естественнонаучной грамотности в РК.
Этапы выполнения проекта (планирование):
Изучение данных международной базы PISA. Выборка данных по результатам РК, СКО, отображение данных в виде диаграмм. Изучение «Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы» [3].
Анализ реальных результатов, полученных в рамках объективных измерений на основе инструментария, отражающего мировые приоритеты в области образования и извлечение из них научно обоснованных и созидательных для образовательной политики выводов.
Прогнозирование тенденций в изменениях достижений Казахстана по естественнонаучным предметам.
Составление рекомендаций
Практическая значимость. Анализ данных международной базы на основе результатов PISA имеет стратегическое значение для определения перспективных направлений образования страны; позволяет с наименьшими потерями перейти к уровню мировых стандартов; причем, не только получить объективные данные, но и реально оценить достижения и проблемы школьного образования Республики Казахстан. Эти сведения могут быть полезны каждой организации образования РК для верной оценки значимости участия Казахстана в данном проекте ОЭСР. Распространение результатов важно для всей педагогической и родительской общественности с целью проведения коррекционной работы образовательного процесса.
В начале исследования мы предположили гипотезу: «Если использовать данные международной базы PISA по одному из основных направлений, то можно спрогнозировать тенденции в изменениях достижений по другому направлению». В ходе работы над проектом данная гипотеза нашла подтверждение.
Казахстан принимал участие в международном исследовании PISA дважды: в 2009 году (основное направление – «грамотность чтения», 58 место по естественнонаучной грамотности) и в 2012 году (основное направление – «математическая грамотность», 52 место по естественнонаучной грамотности). В 2015 году основным направлением PISA предусмотрена проверка естественнонаучной грамотности.
В проекте сделана опора на результаты 2012 года, поскольку это было не первое исследование и за период с 2009 по 2012 год в Республике произошли значительные изменения в системе образования, строящиеся на общепризнанных международных принципах [7]. Тем не менее, нельзя не отметить, что в нашем образовании продолжает оставаться большое количество проблем, прямым образом влияющих на результаты PISA. Это:
- структура ГОСО РК; упор на получение академических знаний, а не функциональной грамотности;
- отставание от стран лидеров в использовании возможностей ИКТ-технологий; недостаточность наукоемких технологий;
- кадровый потенциал;
- методическое оснащение;
- менталитет граждан – учащихся, родителей, учителей; политическая и социальная структура общества;
- материально-техническая база отдельных школ;
- переход на 12-летку.
Полученные в результате нашего исследования данные позволяют:
Рассмотреть состояние образования в РК в сравнении с международными стандартами, разработанными странами-участницами исследования;
Судить о позитивных изменениях в качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мире;
Подтвердить необходимость:
- поиска методов, способствующих развитию функциональной естественнонаучной грамотности,
- совершенствования модели внедрения стратегий активного обучения,
На основе сопоставительного анализа данных международной базы и конструктивных изменений, происходящих в казахстанской образовательной системе, в PISA-2015 мы можем предположить положительную динамику роста результатов, однако эта динамика вряд ли превысит порог 30 места [8].
Для получения более достоверного прогноза и объективной информации о тенденциях в изменениях достижений по естественнонаучным предметам в Казахстане необходимо:
Досконально изучить особенности образовательных систем стран, занимающих лидерские позиции по данным PISA-2009, 2012, их подход к преподаванию предметов естественно-научного цикла и «факторы успеха».
Использовать современный инструментарий, программные средства и технологии для оценки качества образования.
Помимо анализа статистических данных в разрезе предметов привлечь развернутую информацию об уровне функциональной грамотности казахстанских школьников, о способах формирования ключевых компетенций по естественнонаучным предметам [9], всесторонней характеристике заданий PISA, статистических данных анкет (индекс тревожности, заинтересованность предметом, взаимоотношения между учителями и учащимися, дисциплинарный климат и т.д.), анализе содержания учебной программы Республики Казахстан 2012 и 2015 года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по теме «Сопоставительный анализ данных международной базы, тенденции в изменениях достижений по естественнонаучным предметам в Казахстане»»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Проект по теме
«Сопоставительный анализ данных международной базы, тенденции в изменениях достижений по естественнонаучным предметам в Казахстане»
Выполнила:
Диденко Марина Михайловна
Петропавловск
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3-5
1 Сопоставительный анализ данных международной базы (общий анализ, анализ достижений по естественнонаучным предметам, контекстный анализ)
6-12
2 Тенденции в изменениях достижений Казахстана по естественнонаучным предметам
13-14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
15-17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
18
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность модернизации казахстанского образования во многом зависит от степени использования объективных данных, полученных в рамках мониторинговых исследований и оценочных технологий. Огромный массив полученной информации позволяет соотносить планируемые и достигнутые результаты, выявлять наиболее существенные проблемы, требующие решения. Результаты таких исследований становятся ориентирами для корректировки направлений проводимых реформ и прогнозирования состояния образования на ближайшие годы. Высокий уровень знаний школьников в области математики, естествознания и чтения рассматриваются многими странами мира как показатель конкурентоспособности страны в сфере фундаментальных наук и новейших технологий [1].
Проблема: Каковы достижения Казахстана по естественнонаучным предметам согласно международным стандартам?
Тема: «Сопоставительный анализ данных международной базы, тенденции в изменениях достижений по естественнонаучным предметам в Казахстане»
Актуальность: В настоящее время в качестве целевых индикаторов Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы [2] обозначены позиции страны по итогам участия в международных исследованиях качества образования (TIMSS, PISA, PIRLS). В 2015 году Казахстан будет принимать участие в очередном цикле исследования, где основным направлением будет естественнонаучная грамотность.
Объект: Тенденции в изменениях достижений образования Республики Казахстан
Предмет: Динамика в образовательных достижениях 15-летних обучающихся Республики Казахстан по естественнонаучным предметам на основе результатов PISA 2012 года
Цель: Разработка рекомендаций по использованию основных результатов PISA для развития естественнонаучной грамотности в РК.
Гипотеза: Если использовать данные международной базы PISA по одному из основных направлений, то можно спрогнозировать тенденции в изменениях достижений по другому направлению.
Задачи:
Проанализировать основные результаты международного исследования PISA-2012 по естественнонаучным предметам. Представить выборку данных в удобной для восприятия форме.
Выявить тенденции в изменениях достижений Республики Казахстан в сопоставлении с результатами других стран. Изучить Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы [3].
Дать независимую оценку результативности учебного процесса в аспекте влияния многих контекстных социально-экономических и культурных факторов. Разработать рекомендации по использованию данных международной базы для развития естественнонаучной грамотности в РК.
Этапы выполнения проекта (планирование):
Изучение данных международной базы PISA. Выборка данных по результатам РК, СКО, отображение данных в виде диаграмм. Изучение «Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы» [3].
Анализ реальных результатов, полученных в рамках объективных измерений на основе инструментария, отражающего мировые приоритеты в области образования и извлечение из них научно обоснованных и созидательных для образовательной политики выводов.
Прогнозирование тенденций в изменениях достижений Казахстана по естественнонаучным предметам.
Составление рекомендаций
Практическая значимость. Анализ данных международной базы на основе результатов PISA имеет стратегическое значение для определения перспективных направлений образования страны; позволяет с наименьшими потерями перейти к уровню мировых стандартов; причем, не только получить объективные данные, но и реально оценить достижения и проблемы школьного образования Республики Казахстан. Эти сведения могут быть полезны каждой организации образования РК для верной оценки значимости участия Казахстана в данном проекте ОЭСР. Распространение результатов важно для всей педагогической и родительской общественности с целью проведения коррекционной работы образовательного процесса.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 Сопоставительный анализ данных международной базы (общий анализ, анализ достижений по естественнонаучным предметам, контекстный анализ)
В исследовании принимают участие самые развитые страны мира, в том числе и страны ОЭСР. На долю этих стран приходится 80% мировой экономики.
Казахстан дважды принимал участие в данном исследовании. Первый опыт участия в данном проекте позволил системе образования страны получить конкретные рекомендации для выработки стратегии улучшения показателей качества школьного образования [4].
Итоги второго этапа PISA-2012 [5] продемонстрировали положительную динамику отдельных результатов казахстанских обучающихся. Эксперты ОЭСР отметили успех нашей страны в Международном отчете «Результаты PISA-2012».
Ознакомившись с общими результатами исследования PISA-2012, результатами исследования по направлению «Естественнонаучная грамотность» и результатами контекстного анализа, необходимо выделить следующее [5, 6]:
Значительное количество участников PISA-2012 составили обучающиеся 15-летнего возраста с казахским языком обучения (61%).
Средний процент выполнения по Республике Казахстан в разрезе направлений:
Направление
% выполнения
Математическая грамотность
41 %
Естественнонаучная грамотность
40 %
Читательская грамотность
%
Диаграмма 1 - Средний процент выполнения по Республике Казахстан в разрезе направлений
Доминирует «Математическая грамотность», отрыв в результатах незначительный.
Из таблицы 2.1.1 - Группы стран по среднему баллу
Средний балл
Страны-участницы
Группа стран, средняя оценка которых статистически значимо не отличается
432
Казахстан
Болгария, ОАЭ, Таиланд
Казахстан входит в группу стран, где балл статистически ниже среднего балла по ОЭСР.
Средний балл по естественнонаучной грамотности составил 501 балл, по Казахстану – 425 баллов.
Из таблицы 2.2.1 - Группы стран по среднему баллу / естественнонаучная грамотность
Средний балл
Страны-участницы
Группа стран, средняя оценка которых статистически значимо не отличается
425
Казахстан
Коста-Рика, Малайзия
Казахстан входит в группу стран, где балл статистически ниже среднего балла по ОЭСР.
Из таблицы 2.2.2 - Результаты стран / PISA-2009 и 2012 / естественнонаучная грамотность
№
2009
2012
Тенденции
56
400
425
↑
Среди стран-участниц для Казахстана наблюдается значительная динамика - повышение балла (+25). Высокие результаты в области естественных наук показали обучающиеся Шанхай-Китая, Гонконг-Китая, Сингапура, Японии, Финляндии, Эстонии и Кореи.
21% тестовых заданий PISA-2012 составили вопросы естественнонаучного направления.
Таблица 2.2.3 – Страны – участницы / уровень естественнонаучной грамотности
Страна
Ниже уровня 1 (ниже 334,94 баллов)
Уровень 1 (335-409 баллов)
Уровень 2 (409-484 баллов)
Уровень 3 (484-559 баллов)
Уровень 4 (559-633 баллов)
Уровень 5 (633-708 баллов)
Уровень 6 (от 708 баллов и выше)
%
%
%
%
%
%
%
Казахстан
11,3
30,7
36,8
17,8
3,3
0,2
0,0
Диаграмма 2 - Уровень естественнонаучной грамотности по Казахстану
Доминирующее большинство казахстанских обучающихся более успешно выполнили задания 2 и 1 уровня, задания 6 уровня не выполнены совсем. Задания 6 уровня сложности выполнили лишь 1,1% обучающихся всех стран-участниц исследования. Сложными для участников Казахстана оказались задания со свободно-конструируемым ответом.
Отклонения результатов, показанных мальчиками, и результатов, показанных девочками, незначительны.
Влияние на образовательные достижения 15-летних участников исследования показали такие индексы, как «занятость и уровень образования родителей», «пропуск занятий», «оснащенности и автономности школы» и др. Сохраняется влияние на результаты обучающихся отсутствия доступа к сети Интернет дома и в школе. Более успешно выполняют тесты городские школьники. Наблюдается прямая зависимость учебных достижений участников исследования от уровня самооценки школьников. Отслеживается понимание большинством казахстанских школьников ценности учебного предмета для построения дальнейшей траектории обучения. Отмечается успешность выполнения тестовых заданий школьниками Казахстана, нацеленными на получение высшего образования. Казахстанские 15-летние обучающиеся, открытые к решению проблем, демонстрируют результат на 25 баллов выше своих сверстников, не способных принимать самостоятельные решения.
Высокие результаты наблюдаются у школьников, посещавших дошкольные образовательные учреждения. В РК, среди участников исследования не посещали ДОУ 65%. Время дошкольного возраста казахстанских участников PISA-2012 пришлось на 1993-1997 года, это критический период становления независимости нашей Республики.
Таблица 4.3.3 – Доля учащихся, посещавших дополнительные уроки
Страна
Не посещавшие
Посещение менее четырех часов в неделю
Посещение более четырех часов в неделю
%
%
%
Казахстан
41,6
44,4
14,0
Диаграмма 4 – Дополнительные уроки
Отклонения результатов, показанных учащимися, посещавшими дополнительные уроки, и результатов, показанных учащимися, не посещавшими дополнительные уроки, незначительны.
Северо-Казахстанская область.
Поскольку по результатам нашего региона ярких отклонений не выявлено, результаты СКО на обсуждение не выносятся. В целом, результаты обучающихся Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской областей, городов Астана и Алматы по трем направлениям выше среднего показателя по республике. В общем зачете учащиеся специализированных школ республики и НИШ города Усть-Каменогорска показали высокий уровень достижений. Одинаковые показатели естественнонаучной подготовки при равном количественном соотношении участников в Актюбинской и Мангистауской областях. Сопоставимые показатели в городах Астана и Алматы. Последний факт подтверждает, что результаты PISA по республике находятся в прямой зависимости от школьной программы.
Студенты организаций технического и профессионального образования показали менее успешные результаты, чем учащиеся общеобразовательных школ. Прослеживается разница в показателях школьников Казахстана по трем направлениям в зависимости от формы собственности организаций образования.
В языковом контексте участники с русским языком обучения продемонстрировали более успешные показатели применения полученных знаний.
2 Тенденции в изменениях достижений Казахстана по естественнонаучным предметам
На основании анализа данных международного исследования PISA результативность учебного процесса в аспекте влияния различных контекстных социально-экономических и культурных факторов позволяет судить лишь об общих тенденциях в изменениях достижений Казахстана. В данном случае конкретность направления «Естественнонаучная грамотность» учитывать некорректно,поскольку изменения в образовании Республики Казахстан затрагивают не только предметы естественнонаучного цикла (физика с элементами астрономии, биология, химия, география). И в дальнейшем качественное обновление образовательных программ и учебников, высокий профессиональный уровень учителей-предметников, ответственность школьников и их родителей, грамотные управленческие решения на всех уровнях управления образованием должны сыграть главную роль в результативности Казахстана в предстоящих этапах международного проекта ОЭСР PISA.
В Международном отчете ОЭСР «Результаты PISA-2012» отмечены успешные показатели нашей страны. Казахстан показал самый высокий прирост среднего балла среди 65 стран в направлении математическая и естественнонаучная компетентность 15-летних участников исследования, что является достаточно хорошей динамикой улучшения в международной программе PISA.
Успешность выполнения казахстанскими 15-летними участниками заданий международного экзамена в направлении математическая, естественнонаучная и читательская грамотность определили позиции страны в рейтинге функциональной компетентности обучающихся и позволяют дать прогнозы на дальнейшую положительную динамику результатов.
Итоги второго этапа участия Казахстана в PISA-2012 показали, что 15-летние участники международного экзамена не справляются с логическими вопросами повышенного уровня сложности. Таким образом, успешное выполнение естественнонаучных заданий имеет прямую зависимость от уровня читательской компетентности школьников. Формат тестовых заданий международного экзамена предполагает самостоятельный поиск школьником правильных путей решения текстовых задач, содержащих большой массив информации. Кроме того, этот факт свидетельствует о важности межпредметной интеграции школьных дисциплин естественно-математического и гуманитарного цикла и необходимости повысить мотивацию школьников к обучению через включение практических занятий, направленных на формирование навыков применения полученных знаний в жизненных ситуациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале исследования мы предположили гипотезу: «Если использовать данные международной базы PISA по одному из основных направлений, то можно спрогнозировать тенденции в изменениях достижений по другому направлению».В ходе работы над проектом данная гипотеза нашла подтверждение.
Казахстан принимал участие в международном исследовании PISA дважды: в 2009 году (основное направление – «грамотность чтения», 58 место по естественнонаучной грамотности) и в 2012 году (основное направление – «математическая грамотность», 52 место по естественнонаучной грамотности). В 2015 году основным направлением PISA предусмотрена проверка естественнонаучной грамотности.
В проекте сделана опора на результаты 2012 года, поскольку это было не первое исследование и за период с 2009 по 2012 год в Республике произошли значительные изменения в системе образования, строящиеся на общепризнанных международных принципах [7]. Тем не менее, нельзя не отметить, что в нашем образовании продолжает оставаться большое количество проблем, прямым образом влияющих на результаты PISA. Это:
- структура ГОСО РК; упор на получение академических знаний, а не функциональной грамотности;
- отставание от стран лидеров в использовании возможностей ИКТ-технологий; недостаточность наукоемких технологий;
- кадровый потенциал;
- методическое оснащение;
- менталитет граждан – учащихся, родителей, учителей; политическая и социальная структура общества;
- материально-техническая база отдельных школ;
- переход на 12-летку.
Полученные в результате нашего исследования данные позволяют:
Рассмотреть состояние образования в РК в сравнении с международными стандартами, разработанными странами-участницами исследования;
Судить о позитивных изменениях в качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мире;
Подтвердить необходимость:
- поиска методов, способствующих развитию функциональной естественнонаучной грамотности,
- совершенствования модели внедрения стратегий активного обучения,
На основе сопоставительного анализа данных международной базы и конструктивных изменений, происходящих в казахстанской образовательной системе, в PISA-2015 мы можем предположить положительную динамику роста результатов, однако эта динамика вряд ли превысит порог 30 места [8].
Для получения более достоверного прогноза и объективной информации о тенденциях в изменениях достижений по естественнонаучным предметам в Казахстане необходимо:
Досконально изучить особенности образовательных систем стран, занимающих лидерские позиции по данным PISA-2009, 2012, их подход к преподаванию предметов естественно-научного цикла и «факторы успеха».
Использовать современный инструментарий, программные средства и технологии для оценки качества образования.
Помимо анализа статистических данных в разрезе предметов привлечь развернутую информацию об уровне функциональной грамотности казахстанских школьников, о способах формирования ключевых компетенций по естественнонаучным предметам [9], всесторонней характеристике заданий PISA, статистических данных анкет (индекс тревожности, заинтересованность предметом, взаимоотношения между учителями и учащимися, дисциплинарный климат и т.д.), анализе содержания учебной программы Республики Казахстан 2012 и 2015 года.
http://akorda.kz/ru/category/gos_programmi_razvitiya. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы от 7 декабря 2010 года.
http://www.zakon.kz/4499737-v-kazakhstane-utverzhden-nacionalnyjj.html. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы.
Национальный отчет по итогам международного исследования PISA-2009 в Казахстане, НЦОКО, 2010.
Култуманова А., Бердибаева Г., Картпаев Б., Иманбек И., Шарбанова К., Рахимова М., Жумабаева Ж., Пирнепесова З., Окенова Б., Увалиева А. Основные результаты международного исследования образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA-2012. Национальный отчет. - Астана: НЦОСО, 2013.
Сайт Национального центра образовательной статистики и оценки МОН РК http://www.bilimstat.edu.kz
Закон Республики Казахстан «Об образовании» с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.10.2012 г.
Сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан http://www.edu.gov.kz
http://icrov-pvl.gov.kz. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 38 с.