Использование метапредметных технологий и приемов на уроке русского языка в начальной школе
Использование метапредметных технологий и приемов на уроке русского языка в начальной школе
Как, используя метапредметный компонент достичь предметных результатов? Как реализовать всё это на уроках русского языка?
Среди технологий, методов и приёмов развития метапредметных результатов в работе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метапредметных технологий и приемов на уроке русского языка в начальной школе»
Использование метапредметных технологий и приемов на уроке русского языка в начальной школе
Добрый день уважаемые коллеги!
В целевом разделе программы. Есть пункт «Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)»
В нем сказано, что «В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться»
Именно на эти результаты мы должны ориентироваться при построении любого современного урока. Мы должны создавать такие ситуации на уроках, когда в качестве фундаментального образовательного продукта он получает "достаточно полную и связанную картину познаваемого".
Педагоги-психологи утверждают, что школьники усваивают
- 10% от того, что они читают; — 26% от того, что они слышат; — 30% от того, что они видят; — 50% от того, что они видят и слышат; — 70% от того, что они обсуждают с другими; — 80% от того, что основано на личном опыте; — 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; — 95% от того, чему они обучаются сами.
Как, используя метапредметный компонент достичь предметных результатов? Как реализовать всё это на уроках русского языка?
Давайте вспомним, какие технологии и приёмы помогут реализовать метапредметный компонент и реализовать все функции русского языка? Назову некоторые из них:
ТРКМ (Технология развития критического мышления)
Технология проектного обучения
Интерактивные технологии
ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
Технология проблемного обучения
Технологии групповой работы и т.д.
Данные технологии обучения разнообразят работу, пробуждают любознательность. Для реализации данных технологий предусмотрена специальная деятельность–исследовательская, проектная, коммуникативно – диалоговая, дискуссионная.
Среди технологий, методов и приёмов развития метапредметных результатов в работе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться проверять безударные гласные.», но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?
Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроках русского языка.
Ситуация выбор.
(до)ехал (до)б...рёзы
(по)бежал (по)д...ревне
(про)читал (про) город
(на)кричал (на)с...баку
Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) слова из словарика и не из него.
2) слова с приставками и предлогами.
3) глаголы и существительные
У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
Ситуация неопределенность.
Подберите проверочные слова к словам , записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.
Ситуация неожиданность
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.
Еще одним приемом, помогающим активно усваивать знания является игра «верно-неверно». Например, при изучении темы «Типы речи» можно заполнить таблицу:
Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил до изучения темы и после изучения).
Приём «Кластер» - может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.
На мой взгляд, именно метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования. Метапредметный результат обучения – это уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
проектирование (замысел, реализация, рефлексия);
сценирий действия (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
моделирование (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем).
конструирование (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
построение прогноза (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}