kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование метапредметных технологий и приемов на уроке русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как, используя метапредметный компонент достичь предметных результатов? Как реализовать всё это на уроках русского языка?

Среди технологий, методов и приёмов развития метапредметных результатов в работе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование метапредметных технологий и приемов на уроке русского языка в начальной школе»

Использование метапредметных технологий и приемов на уроке русского языка в начальной школе



Добрый день уважаемые коллеги!

В целевом разделе программы. Есть пункт «Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)»

В нем сказано, что «В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться»

Именно на эти результаты мы должны ориентироваться при построении любого современного урока. Мы должны создавать такие ситуации на уроках, когда в качестве фундаментального образовательного продукта он получает "достаточно полную и связанную картину познаваемого".

Педагоги-психологи утверждают, что школьники усваивают 

- 10% от того, что они читают;  — 26% от того, что они слышат; 
— 30% от того, что они видят;  — 50% от того, что они видят и слышат; 
— 70% от того, что они обсуждают с другими; 
— 80% от того, что основано на личном опыте; 
— 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; 
— 95% от того, чему они обучаются сами.

Как, используя метапредметный компонент достичь предметных результатов? Как реализовать всё это на уроках русского языка?

Давайте вспомним, какие технологии и приёмы помогут реализовать метапредметный компонент и реализовать все функции русского языка? Назову некоторые из них:

  • ТРКМ (Технология развития критического мышления)

  • Технология проектного обучения 

  • Интерактивные технологии

  • ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

  • Технология проблемного обучения

  • Технологии групповой работы и т.д.

Данные технологии обучения разнообразят работу, пробуждают любознательность. Для реализации данных технологий предусмотрена специальная деятельность–исследовательская, проектная, коммуникативно – диалоговая, дискуссионная.

Среди технологий, методов и приёмов развития метапредметных результатов в работе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться проверять безударные гласные.», но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?

Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроках русского языка.

  • Ситуация выбор.

(до)ехал (до)б...рёзы

(по)бежал (по)д...ревне

(про)читал (про) город

(на)кричал (на)с...баку

Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1) слова из словарика и не из него.

2) слова с приставками и предлогами.

3) глаголы и существительные

У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.

  • Ситуация неопределенность.

Подберите проверочные слова к словам , записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.

  • Ситуация неожиданность

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.

Еще одним приемом, помогающим активно усваивать знания является игра «верно-неверно». Например, при изучении темы «Типы речи» можно заполнить таблицу:

Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил до изучения темы и после изучения).

Приём «Кластер» - может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.

На мой взгляд, именно метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования. Метапредметный результат обучения – это уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

Метапредметный результат идет через:

стратегию (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

проектирование (замысел, реализация, рефлексия);

сценирий действия (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

моделирование (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем).

конструирование (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

построение прогноза (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

«Это невозможно!» - сказала Причина.

«Это безрассудство!» - заметил Опыт.

«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.

«Попробуй…» - шепнула Мечта.

Выбор за Вами!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Плотникова Ольга Александровна

Дата: 28.12.2018

Номер свидетельства: 493166

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении  школьников основной школы  по ФГОС второго поколения  на  уроках  русского  языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "248973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446809724"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Сценарий урока русского языка «Три склонения имён существительных (общее представление).                           1-е склонение имён существительных». "
    ["seo_title"] => string(150) "stsienarii-uroka-russkogho-iazyka-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-obshchieie-priedstavlieniie-1-ie-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "180275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425145873"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Формирование УУД в начальной школе в контексте проблемного обучения. "
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie-uud-v-nachal-noi-shkolie-v-kontiekstie-probliemnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246957"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446479273"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Мастер-класс " Использование технологии проблемного обучения в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_ispol_zovaniie_tiekhnologhii_probliemnogho_obuchieniia_v_nachal_no"
    ["file_id"] => string(6) "378130"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484150383"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства