Формирование УУД в начальной школе в контексте проблемного обучения.
Формирование УУД в начальной школе в контексте проблемного обучения.
Попкова Инна Юрьевна
УМК «Перспектива»
Формирование УУД в начальной школе в контексте проблемного обучения
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - это известное высказывание Конфуция наиболее точно определяет основную идею проблемного обучения. Ведь в основе данной педагогической технологии лежит самостоятельная поисковая деятельность ребенка, в результате которой он усваивает готовые выводы науки. Преимущество проблемного обучения заключается в том, что учащиеся не только усваивают необходимые знания, но и получают возможность для формирования и развития универсальных учебных действий, в первую очередь регулятивных и познавательных.
Как же сделать урок проблемным?
Во-первых, стоит внимательнее присмотреться к названиям тем, данных в учебниках. Например, такие названия, как «Что такое окружающий мир?», «Кто такие звери?» и т.п., уже содержат в себе проблемный вопрос. При ответе на поставленный вопрос дети опираются на свои знания и опыт. Задача учителя – помочь детям проанализировать все ответы и сделать вывод. Необходимо сверить свои предположения и вывод с определением учебника. При такой структуре урока этапы актуализации знаний и открытия новых знаний тесно переплетены между собой. На этапе рефлексии можно предложить детям составить текст-рассуждение с заданным началом. Например: Аист – это птица, потому что ….
На уроке русского языка во 2-м классе по теме «Однокоренные слова» можно предложить детям проанализировать название темы и ответить на вопрос: «Что такое однокоренные слова?» Посредством анализа слова однокоренные, дети делают вывод о том, что однокоренные слова – это слова с одним(одинаковым) корнем. Затем можно задать следующий проблемный вопрос: «Являются ли слова горе и горняк однокоренными?» Анализируя семантику слов, учащиеся приходят к выводу, что, несмотря на одинаковый корень, слова не являются однокоренными. Затем целесообразно предложить ряд слов гора, горемыка, горевать, горный распределить на две группы. Анализируя слова в каждой группе, дети самостоятельно формулируют определение понятия однокоренные слова.
Второй прием – это создание проблемной ситуации. Например, на уроке математики по теме «Умножение» детям на этапе актуализации знаний предлагается решить задачу: «Одна ручка стоит 5 рублей. Сколько стоят две такие ручки? 5 ручек? 357 ручек?»
Отвечая на первые два вопроса, дети без труда записывают решение с помощью суммы одинаковых слагаемых. При ответе на третий вопрос дети сталкиваются с тем, что известные способы решения не подходят для решения данной задачи и необходимо найти новый способ. Далее дети знакомятся с умножением. На этапе рефлексии можно вернуться к третьей задаче и составить выражение для ее решения.
Еще один прием – проблемное задание. На уроках математики по теме «Решение задач» целесообразно использовать задачи с недостающими или избыточными данными. Использование подобных задач направлено не только на обучение поиску связи в задаче, но и на формирование навыков контроля и самоконтроля младших школьников.
Пример 1. На тарелке лежит 3 яблока и несколько груш. Сколько фруктов лежит на тарелке?
Пример 2. На тарелке лежит 3 яблока, 2 груши, 1 морковь и 4 помидора. Сколько фруктов лежит на тарелке?
Систематическое включение подобных заданий формирует и развивает следующие метапредметные учебные действия: соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение.
Приведенные выше примеры далеко не весь перечень приемов. Однако, все приемы проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той или иной форме, которую учащимся необходимо решить. При подготовке проблемного урока необходимо помнить о том, что проблема должна быть, во-первых, значима и интересна для ребенка, а, во-вторых, уровень сложности соответствовать возрастным особенностям.
Литература.
1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972
2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983
3. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. М., 1986
4. Селевко В.Г. Современные образовательные технологии. М., 1998
5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД в начальной школе в контексте проблемного обучения. »
Попкова Инна Юрьевна
УМК «Перспектива»
Формирование УУД в начальной школе в контексте проблемного обучения
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - это известное высказывание Конфуция наиболее точно определяет основную идею проблемного обучения. Ведь в основе данной педагогической технологии лежит самостоятельная поисковая деятельность ребенка, в результате которой он усваивает готовые выводы науки. Преимущество проблемного обучения заключается в том, что учащиеся не только усваивают необходимые знания, но и получают возможность для формирования и развития универсальных учебных действий, в первую очередь регулятивных и познавательных.
Как же сделать урок проблемным?
Во-первых, стоит внимательнее присмотреться к названиям тем, данных в учебниках. Например, такие названия, как «Что такое окружающий мир?», «Кто такие звери?» и т.п., уже содержат в себе проблемный вопрос. При ответе на поставленный вопрос дети опираются на свои знания и опыт. Задача учителя – помочь детям проанализировать все ответы и сделать вывод. Необходимо сверить свои предположения и вывод с определением учебника. При такой структуре урока этапы актуализации знаний и открытия новых знаний тесно переплетены между собой. На этапе рефлексии можно предложить детям составить текст-рассуждение с заданным началом. Например: Аист – это птица, потому что … .
На уроке русского языка во 2-м классе по теме «Однокоренные слова» можно предложить детям проанализировать название темы и ответить на вопрос: «Что такое однокоренные слова?» Посредством анализа слова однокоренные, дети делают вывод о том, что однокоренные слова – это слова с одним(одинаковым) корнем. Затем можно задать следующий проблемный вопрос: «Являются ли слова горе и горняк однокоренными?» Анализируя семантику слов, учащиеся приходят к выводу, что, несмотря на одинаковый корень, слова не являются однокоренными. Затем целесообразно предложить ряд слов гора, горемыка, горевать, горный распределить на две группы. Анализируя слова в каждой группе, дети самостоятельно формулируют определение понятия однокоренные слова.
Второй прием – это создание проблемной ситуации. Например, на уроке математики по теме «Умножение» детям на этапе актуализации знаний предлагается решить задачу: «Одна ручка стоит 5 рублей. Сколько стоят две такие ручки? 5 ручек? 357 ручек?»
Отвечая на первые два вопроса, дети без труда записывают решение с помощью суммы одинаковых слагаемых. При ответе на третий вопрос дети сталкиваются с тем, что известные способы решения не подходят для решения данной задачи и необходимо найти новый способ. Далее дети знакомятся с умножением. На этапе рефлексии можно вернуться к третьей задаче и составить выражение для ее решения.
Еще один прием – проблемное задание. На уроках математики по теме «Решение задач» целесообразно использовать задачи с недостающими или избыточными данными. Использование подобных задач направлено не только на обучение поиску связи в задаче, но и на формирование навыков контроля и самоконтроля младших школьников.
Пример 1. На тарелке лежит 3 яблока и несколько груш. Сколько фруктов лежит на тарелке?
Пример 2. На тарелке лежит 3 яблока, 2 груши, 1 морковь и 4 помидора. Сколько фруктов лежит на тарелке?
Систематическое включение подобных заданий формирует и развивает следующие метапредметные учебные действия: соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение.
Приведенные выше примеры далеко не весь перечень приемов. Однако, все приемы проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той или иной форме, которую учащимся необходимо решить. При подготовке проблемного урока необходимо помнить о том, что проблема должна быть, во-первых, значима и интересна для ребенка, а, во-вторых, уровень сложности соответствовать возрастным особенностям.
Литература.
1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972
2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983
3. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. М., 1986
4. Селевко В.Г. Современные образовательные технологии. М., 1998
5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}