kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование исследовательского метода обучения в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди. 

Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение к исследовательскому методу как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной активности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность исследовательского проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в исследовании является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование исследовательского метода обучения в начальных классах»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение к исследовательскому методу как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной активности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность исследовательского проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в исследовании является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

В новом ФГОС НОО большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе исследовательского метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы познавательной активности и исследовательской деятельности.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие опытные педагоги, уже по природе своей исследователи.

Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна уже с момента рождения малыша. Умные родители не отталкивают детей (“отстань”, “не знаю!”, “как ты надоел со своими вопросами!”, “когда ты только помолчишь!”), но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая, как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

Поэтому с первого класса необходимо  пытаться вовлекать  учащихся в мини-исследования, включать этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

В первом и втором классе работы имеют коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. На уроках окружающего мира можно предложить темы для исследования: Откуда берется шоколад. Как разрушаются камни. Разнообразие животных. Наше питание. Математика: Числа в сказках. Единицы массы и т.д.

В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы: Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

О чём хотелось бы узнать как можно больше?

Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:

фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

экспериментальной;

изобретательской;

теоретической.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.  

Во время работы над исследованием ребята  могут вести себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

При организации исследования предлагаю учащимся следующий план работы:

  • Тема исследовательской работы.

  • Как будет называться мое исследование?

  • Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

  • Цель. Что я хочу исследовать?

  • Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?

  • Задачи исследования.

  • Дата и место проведения моего исследования.

  • Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

  • Описание работы. Мои результаты исследования.

  • Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.

  • Использованная литература.

После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.

Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, – это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка.

Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Данная цель может считаться достигнутой в том случае, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.

В процессе наблюдений за учащимися были выявлены мотивы участия в исследовательской работе: интерес к исследуемому предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; удовлетворение процессом работы; возможность получения награды.

Психолого – педагогические принципы в учебно – исследовательской деятельности таковы:

1.Принцип адаптивности.

Ученики могут выбирать себе направления, соответствующие их интересам. что позволяет находить своё место и одарённым, и тем, кто оказался позади основной массы сверстников, и детям с разной подготовленностью и разными интересами.

2.Принцип развития

Исследования ориентированы на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, своё мышление, свою деятельность и способности, но и личность(силу воли, устойчивость к неудачам, умение преодолевать трудности).

3.Принцип психологической комфортности

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность предполагает создание раскованной атмосферы, направленной на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперёд.

4.Принцип систематичности

Обучение проведению исследований, анализу закономерностей позволяет создать единое и систематическое представление об образовании.

5.Принцип обучения деятельности.

В работе над исследованиями у школьников формируются умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащиеся самостоятельно ставят цели и организовывают свою деятельность для их достижения.

6.Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Исследовательская работа учеников рассматривается как аналог деловой жизни взрослых. Это позволяет реализовывать основную цель образования – сделать ученика готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни.

7.Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Выполняя учебные исследования под руководством и с помощью учителя, школьники переходят к умениям выполнять самостоятельно.

8.Принцип креативности.

Выполняя исследования, ученик меняет отношение к миру в схемах «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею» на иные параметры «ищу – и нахожу», «думаю – и узнаю», «пробую - и делаю». Школьники учатся успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменять мир, вносить в него что – то новое.

Освоение умений исследовательской деятельности обучающихся предполагается как на уроках, так и во внеурочное время, а также при выполнении домашнего задания. На уроках при выполнении продуктивных заданий учебника, требующих творческого характера, в которых нельзя найти ответ в тексте учебника, а необходимо его самостоятельно вывести, при выполнении творческих заданий, требующих изготовление конкретного продукта (поделки), при выполнении учебных заданий, требующих от учеников использования отдельных исследовательских умений (наблюдения, измерения). Во внеурочное время – при выполнении исследований для школьных и внешкольных конкурсов исследовательских работ и проектов.

Таким образом, систематическое применение рассмотренного нами метода в учебном процессе обеспечивает развитие универсальных учебных действий и приобретение важных исследовательских умений, позволяющих достичь планируемых результатов, т.е. обеспечивает реализацию требований стандарта. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование исследовательского метода обучения в начальных классах

Автор: Глазунова Ангелина Сергеевна

Дата: 03.11.2024

Номер свидетельства: 658922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Использование исследовательского метода обучения на уроках русского языка в 3 классе"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_issliedovatiel_skogho_mietoda_obuchieniia_na_urokakh_russkogho_ia"
    ["file_id"] => string(6) "431262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1507443970"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "«Проектная деятельность в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО» "
    ["seo_title"] => string(83) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-nykh-klassakh-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "108233"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403618174"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Проектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятиях. "
    ["seo_title"] => string(84) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-i-vnieurochnykh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "104714"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402753020"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Использование ПИТ в начальных классах. "
    ["seo_title"] => string(41) "ispol-zovaniie-pit-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "118486"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413142543"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства