Просмотр содержимого документа
«Использование исследовательского метода обучения на уроках русского языка в 3 классе»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
В.И. Афанасова, С.А. Гордо,
МОУ «Красненская СОШ»,
Красненский район
Уже на этапе обучения в начальной школе необходимо заботиться о том, чтобы у обучающихся формировалась способность активно реагировать на новизну и сложность меняющегося мира, развивалось активное познавательное отношение к действительности.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и отказ от непродуктивных стилей и форм педагогического общения, ориентирование на активные методы обучения. К таким методам относится исследовательская деятельность.
Для успешного использования данного метода в педагогической практике необходимо, чтобы обучающиеся владели исследовательскими умениями и навыками: умение видеть проблему, определять цели, ставить перед собой задачи для достижения цели, проводить наблюдения, делать выводы, видеть практическую значимость исследуемого материала. [2]
Как можно использовать исследовательский метод на уроках русского языка, например, при изучении темы «Учимся писать сочетания -инк-, -енк-»? [1]
Детям предлагается рассмотреть группу слов и определить, одинаково ли звучат сочетания -инк-, -енк- в безударном положении:
горош[?]нка, смород[?]нка, баш[?]нка, пес[?]нка.
Обучающиеся произносят слова и определяют, что в безударном положении сочетания -инк-, -енк- звучат одинаково:
горош[и]нка, смород[и]нка, баш[и]нка, пес[и]нка.
Далее учитель предлагает провести наблюдение и отметить, какими буквами обозначается звук [и] в каждом слове:
горошинка, смородинка, башенка, песенка.
Дети видят, что в одних словах звук [и] обозначается на письме буквой и, в других буквой е. Почему? На этом этапе важно, чтобы ученик определил для себя проблему и смог ее сформулировать.
Для решения проблемы учитель просит поставить перед собой цель и задачи, с помощью которых можно решить возникшую проблему.
Цель: выяснить, когда в слове пишется сочетание –инк-, когда –енк-.
Для этого нужно:
Пронаблюдать за образованием слов с сочетаниями –инк-, -енк-.
Выявить закономерность.
Вывести правило правописания сочетания –инк-, -енк-.
Научиться применять правило на практике.
При наблюдении за образованием слов с сочетанием -инк-, -енк- важно обратить внимание детей на слова, от которых данные слова образовались:
горошина - горошинка
смородина - смородинка
башня – башенка
песня – песенка
Обучающиеся выявляют закономерность в написании слов с сочетаниями -инк-, -енк- и делают вывод. Свой вывод сравнивают с правилом из учебника и по необходимость вносят коррективы. Затем с помощью алгоритма, предложенного в учебнике, учатся применять данное правило на практике при выполнении упражнений.
Для того, чтобы обучающиеся увидели практическую значимость изученного материала, можно предложить следующее задание:
Вставь в слова текста пропущенные буквы.
Маша стояла рядом с протал…нкой и пела пес…нку. Вдали она увидела баш…нку, рядом с которой росла сос…нка, виш…нка и смород…нка. А под её ногами лежала жемчуж…нка.
Приведенный пример работы на уроке показывает, как можно использовать исследовательский метод обучения на уроке русского языка при изучении новой темы.
Практическая работа по формированию исследовательских умений и навыков убеждает, что исследовательская деятельность младших школьников на уроках многогранна. Переоценить ее значение трудно. Правильная организация исследовательской деятельности в процессе урока позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация); информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку).
Список использованной литературы
1. Иванов, С. В. Русский язык 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ А.О. Евдокимова, С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2013 г.- 192 с.
2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И.Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.- 224с.