kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование информационных технологий в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение информационнных технологий в учебный процесс способствует развитию сложившейся методике образования за счет преимуществ, связанных с наглядностью, возможностью использования различных форм представления информации: звука, изображения, обработки и хранения больших объемов данных.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий в начальной школе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Токарева Е. А.

Нижний Новгород МБОУ «Школа № 174»

Информатизация начальной школы - одно из важнейших направлений её развития на современном этапе.

Информатизация всех сфер деятельности ставит перед школьным образованием проблему: подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникативными технологиями.

Достоинства информационных технологий обучения общеизвестны - это активизация когнитивной деятельности учащихся, индивидуальный характер обучения, повышение качества преподавания в результате быстрого оценивания знаний, умений и навыков учеников, оперативное управление ходом учебного занятия и т.п.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс способствует развитию сложившейся методики образования за счет преимуществ, связанных с наглядностью, возможностью использования различных форм представления информации: звука, изображения, обработки и хранения больших объёмов данных и т.п. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. Использование компьютерного тестирования позволяет разнообразить процесс обучения и сократить время контроля.

Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин. Кроме того, также актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что интеграция новых информационных и педагогических технологий способствует созданию гуманистической образовательной среды, в которой развивается личность активная, умеющая приобретать знания и применять их, генерировать собственные идеи.

Изучению вопроса применения информационных технологий  посвящено ряд исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), основной мыслью которых является подтверждение того, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Таким образом, следует говорить о формировании во многом новой среды обучения.

И.С. Якиманская отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни.

Выделим две основные идеи. Во-первых, необходимость разнообразия среды обучения. Ясно, что использование средств ИКТ способствует этому. Во-вторых, требование индивидуализировать обучение, адаптировать его к познавательным потребностям и интересам обучаемых. И эту проблему достаточно эффективно могут решить ИКТ.

Цель работы заключается в выявлении особенностей использования информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Объект исследования: процесс изучения литературного чтения.

Предмет исследования: информационные технологии на уроках литературного чтения.

Гипотеза исследования: использование информационных технологий на уроках литературного чтения позволит обеспечить необходимую степень наглядности и повысит интерес к изучению предмета.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Информационные технологии могут существенно помочь в решении основных задач обучения чтению.

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

  1. сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени)

  2. технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы) [24, с.17].

Наиболее широко на уроках литературного чтения находят применение два вида информационных технологий: презентации и слайд-шоу. Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям материал.

Слайд шоу — это видеоряд из фотографий, сопровождаемый музыкой и/или дикторским сопровождением. Слайд-шоу – это последовательность зрительных образов (слайдов, картинок), в котором можно максимально компактно, но при этом наглядно, представить ту или иную тему, произведение и т.п.

Компьютерные презентации – это основной вид современных технологий представления информации. Презентация является информационным обеспечением фронтальной работы учителя с классом и состоит из слайдов. Основные формы данной информации – текст, рисунки, схемы [14, с. 67]. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание.

Информационные технологии могут использоваться на уроках литературного чтения:

  • для обозначения темы урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса;

  • как сопровождение объяснения учителя. В практике обучения младших школьников можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные термины, схемы, рисунки, демонстрацию последовательности действий при анализе текста и т.п.;

  • как информационно-обучающее пособие. В обучении особенный акцент ставиться на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию, переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий нужную помощь и поддержку.

  • для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

Таким образом, информационные технологии целесообразно применять в следующих случаях:

  • диагностического тестирования качества усвоения учебного материала;

  • в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

  • в обучающем режиме;

  • при работе с отстающими учениками;

  • в режиме самообучения;

  • в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.

Методика использования информационных технологий предполагает:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

  • усиление мотивации учения;

 - улучшение качества обучения и воспитания [15, с.33].

Уроки литературного чтения с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики [13, с.25].

Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры учителю начальных классов необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность учащихся в выборе информации, её обработки, должна контролироваться учителем.

При разработке компьютерной поддержки необходимо определить:

  •       какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

  •       какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

  •       какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

  •       какие уроки целесообразно делать компьютерными;

  •       как организовать компьютерные занятия.

Подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

  1. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

  2. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

  3. объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

  4. отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

  5. средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности.

Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.

 Информационные технологии как раз и являются современным эффективным средством, позволяющим не только повысить познавательный интерес к изучению предмета, но и значительно расширить возможности уроков литературного чтения.

Теоретическое и практическое изучение проблемы привело нас к следующим выводам.

1. Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

2. Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.

3. Использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся.

4. Обучение с использованием информационных технологий становится для ребенка творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердится.

Также применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Таким образом, современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков.

Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, но они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1.     Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной.- М.: Просвещение, 1994.

  2.     Александров Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения // ИНФО. - 2003. - № 5.

  3.     Аренова А.Х. Интернет-технологии в процессе обучения// Начальная школа.- 2003.-№ 3.

  4.     Архангельский С. И., Шестак Н. В. Теоретические основы учебного процесса с использованием универсальных технических средств обучения. - М., 2000. -Вып.2.

  5.     Белов Л. А. Методические рекомендации по использованию видеозаписей в учебно-воспитательном процессе. - М., 2004.

  6.     Большая энциклопедия начальной школы. – СПб,: Нева; М.:  ОЛМА–ПРЕСС, 2002.

  7.     Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1987. – с. 215 .

  8.     Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе / Пер. с англ. - М., 2008.

  9.     Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения. //Начальная школа. – 2004. - №3. -  с. 39-44.

  10. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования. – М.: Просвещение, 2000.

  11. Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе. -М., 2007.

  12. Информатика в понятиях и терминах / Под ред. В. А. Извозчикова. - М., 2001.

  13. Информатика в специальностях педагогического вуза: Сб. организационно-метод. м-лов. - Магнитогорск, 2005.

  14. Информатика: основные понятия и термины: Словарь. - Воронеж, 2006.

  15. Компьютер в помощь ученому и учителю / Под ред. И. В. Марусева. - Куйбышев, 2009.

  16. Компьютер в школе и педвузе / Под ред. И. М.Бобко. - Новосибирск; Одесса, 2000.

  17. Компьютеризация общественных дисциплин в средних специальных учебных заведениях: Опыт и проблемы. - М., 2000.

  18. Компьютеризация системы образования / Л. Э. Венцковский, В. Н. Келбакиани. - М., 2000.

  19. Левченко И.В. Обучение младших школьников в работе с программным обеспечением.// Информатика и образование.-2000.- № 10.

  20. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – с. 215.

  21. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. – с. 368.

  22. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – С – Пб.: Специальная литература, 1997. – с.168.

  23. Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств / Отв. ред. Ю. О. Овсянников. - М., 2007.

  24. Мультимедиа в школе / Ред.-сост. Л. П. Прессман. - М., 2004.

  25. Павленко В.К., Абенова Т.К. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательной школы.- Алматы: Атамура, 2003.- с. 287.

  26. Педагогический словарь. – М.: Просвещение, 1990.- с. 250.

  27. Программы по литературному чтению для 2 – 3 классов и по литературе для 4 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Алматы: РОНД. – 2003.- с. 20.

  28. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М., 2004.

  29. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок // Народное образование. -2005г. -№8 -С.140.

  30. Формирование интереса к изучению у школьников /Под ред. Марковой O.K. M.: Педагогика, 1986.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование информационных технологий в начальной школе

Автор: Токарева Елена Андреевна

Дата: 11.12.2019

Номер свидетельства: 531423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "отчёт по самообразованию «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(143) "otchiot-po-samoobrazovaniiu-ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "131279"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416133611"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Использование ИКТ в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(41) "ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "203533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429513510"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Мастер - класс «Использование информационных технологии во внеурочной деятельности в начальных классах» "
    ["seo_title"] => string(114) "mastier-klass-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "126776"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415210673"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "«Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(141) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "134960"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416838309"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья «Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "135055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416847479"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства