«Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательных учебных действий учащихся»
«Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательных учебных действий учащихся»
Цель: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому языку; познакомить присутствующих с дидактическими играми на уроках русского языка и с приёмами работы над дидактическими играми;
Задачи: раскрыть и осмыслить понятие "дидактическая игра"; приобрести практический опыт по применению дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательных учебных действий учащихся»»
МБОУ Тацинская СОШ№2
Мастер - класс
«Использование дидактических игр на уроках русского языка
в начальной школе как средство формирования
познавательных учебных действий учащихся».
Выполнила учитель начальных классов
Куренкова А.Н.
2019г.
Мастер - класс «Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательных учебных действий учащихся».
Цель: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому языку; познакомить присутствующих с дидактическими играми на уроках русского языка и с приёмами работы над дидактическими играми;
Задачи: раскрыть и осмыслить понятие "дидактическая игра"; приобрести практический опыт по применению дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
компьютер, проектор, экран, дидактические пособия для проведения игр.
Продолжительность проведения: 25 минут
Предполагаемый результат: участники мастер- класса получат знания о приёмах работы с дидактическими играми на уроках русского языка в начальной школе. Педагоги смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей практике или сопоставлять свой уровень и формы работы с представленными на мастер - классе.
Ход проведения мастер- класса
1.Сообщение темы, цели и задач.
Тема: «Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательных учебных действий учащихся».
Цель: познакомиться с дидактическими играми и с приёмами работы над дидактическими играми на уроках русского языка;
Задачи:
-Изучить теоретические основы дидактических игр, влияющих на повышение интереса к русскому языку;
- приобрести практический опыт по применению дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах.
2.Актуальность.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра.
Игра на уроках русского языка помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь, в результате чего у детей появляется интерес к предмету. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
3.Что такое «дидактические игры».
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр:
виды дидактических игр
4.Практическая часть
1.Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.
Примером такого путешествия может служить мой открытый урок русского языка «Имя прилагательное», который проходил с использованием сказки «Гуси-лебеди»
( демонстрация презентации урока). Помимо закрепления знаний по теме обучающиеся учились работать на компьютерах в онлайн-режиме, пользоваться интерактивной доской.
2.Игры-упражнения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче.
В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые задания действия в них основаны на предложении что-то сделать. Например в 1 классе в «Азбуке» часто встречаются «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки» (учебник «Азбука» , рассматриваем задания).Или же используя ИКТ с помощью презентации помогаем Незнайке узнать , когда пишутся разделительные ь и ъ (открытый урок «Разделительные мягкий и твердый знаки»).
Работаем с презентацией.
Игра «Найди себе пару»
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Дети получают карточки со слогами: НА - СОС - КА - МЫШ - ЖИ - ЛЫ - НА - ВЕС
Задание: найти пару и встать рядом так, чтобы получилось слово. (Вначале не надо говорить, что слоги взаимозаменяемы - дети должны открыть это сами.) Подбор слогов производится таким образом, что они могут группироваться по-разному, образуя разные слова в зависимости от порядка (НАСОС - СОСНА - СОСКА КАМЫШ - МЫШКА, ЖИЛЫ - ЛЫЖИ, НАВЕС - ВЕСНА).
Это помогает детям глубже осознать роль слогов как "строительных кирпичиков" для слова.
Игра «Сколько в слове слогов»
Цель: Развитие внимания, быстроты мышления, невербальное закрепление учебного материала.
Описание: Учитель, бросает мяч, называя слово. Поймавший, бросая мяч обратно, называет количество слогов в этом слове. В этой игре происходит тренировка умения разбивать слово на слоги до уровня автоматизма, т.е. формирование интеллектуального навыка. Движение мячика туда-сюда, необходимость следить за ним побуждают детей мобилизовать внимание и прислушиваться к ответам товарищей, попутно тренируясь.
Игра «Убери лишний вагон»
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу. Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне. Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу. Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Поезд № 1.
Забег, заплыв, закон, запуск.
Слово, на каком вагоне здесь лишнее?
Лишнее слово закон, на третьем вагоне? Почему? Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки. Верно ребята, молодцы.
Поезд № 2.
Чайник, кофейник, молочник, веник.
Какое слово лишнее?
Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса. Запишите слова с суффиксами. Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.
Поезд № 3.
Посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Какой вагон, здесь лишний?
Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.
Запишите слова с приставками. Молодцы ребята. Вы хорошо поработали.
Для проведения данной игры использовались наглядные средства: изображение трех поездов со словами на каждом вагоне. Это способствовало привлечению внимания учащихся к выполнению игрового задания.
Игра «Почтальон»
Цель игры: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Содержание игры: На картонных яблоках пишутся слова разных склонений. Класс разбивается на три команды, каждая из которых отвечает за два склонения. Каждой команде дается корзина. Задание: собрать в корзину яблоки “определенного сорта” (склонений). Можно усложнить игру, предложив командам текст и пустые шаблоны яблок.
Материалы: Любой доступный по сложности текст.
3.Игры-беседы (диалоги).
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.
Игра «Придумай предложение»
Оборудование: схемы предложений, состоящих из 2-4 слов.
Педагог прикрепляет к доске схему предложения. Ученики придумывают предложения с соответствующим числом слов.
За правильно составленное предложение ряду засчитывается очко. В конце игры отмечаются самые интересные предложения.
Игра «Обобщи или добавь слово»
Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ?(лето, осень, неделя).
Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...)
4.Игры – загадки
Игра «Угадай последнее слово»
Цель: Активизация словаря; закрепление правописания слов на изучаемое правило.
Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании, этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию с использованием методических журналов и пособий.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание материала – доступно пониманию школьников.
2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности.
3. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд (поединок, бой, эстафета, соревнования) должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учёт должен быть открытым, ясным и справедливым.
4. Каждый ученик должен быть активным участником игры.
5. По содержанию они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
6. Игровой характер должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
7. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
8. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:
а) положительное отношение к школе, к учебному предмету; б) умение и желание включиться в активную учебную работу;
в) умение слушать друг друга; г) добровольное желание расширять свои возможности; д) раскрытие собственных творческих способностей; е) самовыражение, самоутверждение.
По моему мнению, игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.
6.Рефлексия
Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам прием «Плюс-минус-интересно»
1. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
2. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась для вас не нужной, бесполезной.
3. В графу «И» - «интересно» впишите все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущему мастер класса. "Цепочка пожеланий"
Каждый из педагогов поочередно в определённой последовательности (например, по часовой стрелке) должен обратиться с пожеланиями к другим, подводя итог мастер – класса.
Желаем Вам столько здоровья, чтоб хватило на всех учеников.
Желаем Вам золотую указку, исполняющую желания вместо волшебной палочки. Желаем Вам сказочный глобус: куда ткнул пальцем, туда и попал.
Желаем Вам журнал-самописец: что запишете, то и сбудется.
Желаем Вам учеников, таких же хороших, умных, весёлых и скромных, как мы.
Список литературы:
1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1983.
2. Богаченко, Е.А. «Игра как современный метод». «Начальная школа», №6, 2010г
3.Сухомлинский В.А. О воспитании, М. 1985
4.Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой, М.1991
5.Казанский О.А. Игры в самих себя., М., 1995
6.Минский Е. М. От игры к знаниям., М., 1982.
7.“Игра как нестандартная форма учета знаний”, «Начальная школа», №12, 1994г. 8.“Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемым написанием”, «Начальная школа», №1,1995г.
9.“Творческая игра по русскому языку”, «Начальная школа», №10, 1994 г.
10.Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка. Журнал. Начальная школа. № 11, 2001г.
11.Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа», № 11, 2004 год.