Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе
Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе
Уральск 2015г
Содержание
Введение
Цель создания брошюры.
Теоретическая часть. Обобщение опыта работы.
Практическая часть. Разработки уроков литературного чтения с использованием технологии критического мышления.
5.Список использованных источников.
Введение
Чтение – это один из аспектов коммуникации учителей и учащихся
(M. Kamil P.Mosenthal D.Pearson R.Barr. 2000)
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. Однако, анализ психолого-педагогической литературы, изучение массового опыта свидетельствуют о том, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию технологии развития критического мышления как средства для формирования мыслительной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе. Недостаточно изучены педагогические условия формирования мыслительной деятельности младших школьников на основе использования на практике инновационных форм и средств, в частности технологии развития критического мышления. В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Я работаю учителем начальных классов. Всегда стараюсь идти в ногу со временем, постоянно повышаю свою квалификацию на различных курсах, занимаюсь самообразованием. Предполагается, что у учителей имеющих педагогическое образование и систематически повышающих свою квалификацию, умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом развиты и используются ими в практической работе. Обучение критическому мышлению предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей.
Таким образом, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Меня заинтересовала тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Ранее я использовала приемы критического мышления, но непостоянно, от случая к случаю, поэтому не получила желаемых результатов. В ходе своей работы я убедилась, что для успешного применения критического мышления нужна систематичность и владение различными приемами критического мышления. Поэтому мне пришлось, сначала самой более подробно познакомиться с понятием критического мышления.
Обобщение опыта работы
Ответим на вопрос: «Что же такое критическое мышление?»
Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Хочу подробнее остановиться на самой технологии. Для того, чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, ранее строили урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение. В рамках технологии критического мышления данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:
Первый этап – Актуализация знаний – задачи (функции) которого:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – Получение новых знаний – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-Рефлексия
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования технологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Раньше я всегда считала, что обучение критическому мышлению присуще более поздним стадиям образования: ученикам среднего и старшего звена. А в начальных классах дети еще не сумеют развить такие навыки, как умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Но, как все больше убеждаюсь, в современной жизни свои приоритеты. Нужны не просто знания, как таковые, а способность пользоваться приобретенным. Нужен не просто большой объем информации, а надо научиться получать ее и моделировать. Не только потреблять, а также создавать сотрудничать. Необходимо органично включать обучение критическому мышлению в систему школьного образования, начиная с младших классов, потому что такая работа, прежде всего, нацелена на ребенка, на развитие его индивидуальности, в целях развития необходимых навыков.
Важно предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
Необходимо давать учащимся возможность размышлять.
Важно принимать различные мнения и идеи.
Целесообразно способствовать активности учащихся.
Необходимо убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
Важно выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.
Необходимо ценить проявления критического мышления
Учащиеся при этом должны:
развивать в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей;
активно участвовать в учебном процессе;
с уважением выслушивать различные мнения;
быть готовым как формулировать свои суждения, так и воздерживаться от них.
Урок будет успешным, если на уроке использовать не только индивидуальную работу учащихся, но и работу в парах, в группах, диалоговое обучение, так как это способствует развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию, постижению смысла и знаний.
Работа в паре
Какие положительные аспекты я вижу из вышеперечисленного: во-первых, снижается уровень тревожности у ребенка, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении таких задач, как обсуждение, диалог и аргументация. Во-вторых, в группе, когда дети совместно работают над темой эффективность усвоения и актуализации знаний становится выше и плодотворнее. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, взаимовыручка, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Это заметно было при составлении постеров, кластеров, при составлении вопросов и также при оценивании.
Работая у себя в классе пришла к выводу, что исследовательский разговор, аргументация и диалог – способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний. Дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. Благодаря организации групповой работы можно улучшить психологический климат в классе, научить грамотно вести диалог и аргументировать свою точку зрения. В начале каждого урока стараюсь делить детей на группы. Например, на одном из уроков, каждому ребенку раздавались карточки со словами различных литературных жанров. Затем я предлагала занять свои места: за столом №1 – Стихотворение, за столом № 2 – Рассказ, за третьим столом – Сказки, за столом №4 Басни. Таким образом, мне не только удалось разделить детей на группы, но и проверить их умения различать жанры произведений.
Немаловажное значение отводится правильной формулировке и постановке вопросов. И поэтому для развития критического мышления я всегда старалась на уроке использовать вопросы двух видов. На первом уроке, чтобы подвести учащихся к теме я задавала такие вопросы как: Что такое, по-вашему, литературный жанр? Чем отличается сказка от сказа? На последующих уроках более усложнённые вопросы. Например: Как вы думаете, чем закончился сказ? Как бы вы поступили на месте героев? Придумайте концовку сказа. Чему учит нас этот сказ?
Работа по составлению вопросов
На уроке стараюсь использовать активные формы работы. Работая в группе, ребята учатся объяснять, доказывать свою точку зрения, выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга. Сначала более шустрые, более уверенные ребята (лидеры) подавляют остальных, не замечая и не прислушиваясь к мнению других, но когда принимают неправильное решение неоднократно, начинают задумываться, а всегда ли я права? Здесь моя задача состоит в том, чтобы помочь учащимся правильно организовать работу, напомнить о правилах работы в группе. На первом уроке составили правила работы в группе.
Правила работы в группе:
1.Каждый может высказать свою версию решения.
1.Один говорит, а остальные слушают.
2.Каждая версия обсуждается в группе.
3.В группе согласуется общее решение.
4.Представитель группы защищает согласованное.
На уроках литературного чтения учащиеся, работая в группах, составляют либо кластер, либо составляют вопросы, защищают постер и формативно оценивают друг друга. Здесь была видна их взаимовыручка, взаимообучение, поддержка. Ученики свободно формулировали идеи, без страха, смущения из-за «неправильного» ответа и помогали друг другу достигнуть взаимопонимания .Я увидела, когда одна группа оценивала другую. Учащиеся настолько хорошо умеют говорить, мыслить, размышлять, придумывать, сочинять. В основном придумывали четверостишие, а также аплодисменты, поощрительные слова, такие как: Молодцы! Вы супер группа! Так держать! Особенно хорошо это получалось у сильных учеников . Эта работа была самым кульминационным, удачным моментом урока, так как все учащиеся были очень активны, включились в работу, даже те, которые чаще всего предпочитали оставаться в стороне, очень редко высказывали свое мнение.
Составление постера – это один из этапов работы над текстом. Он позволяет увидеть, как дети поняли материал урока, как они могут анализировать и классифицировать материал. Особенно понравилось детям, когда на постерах составляли портретные характеристики героям.
Составление постера увлекает учащихся, они с удовольствием выполняют это задание. Работа с постером - деятельность, которая побуждает работать, мыслить, рассуждать даже тех учащихся, кто этого не любят. Это проявляется при защите своих постеров. Сами ребята признали, что постеры помогают им лучше понять учебный материал, эта работа очень интересна и делает обучение легким и доступным. И практически на каждом уроке горели желанием составлять постер. Тем самым ученики развивали критическое мышление и навыки исследования, которые позволило им эффективно и успешно проводить уроки. И я как учитель, не управляла процессом формирования знаний, а направляла.
Умение работать в группах воспитывает коммуникативные способности учащихся, что очень важно для успешной адаптации их в повседневной жизни.
Сделала для себя выводы, что групповая работа никого не оставляет в стороне, при условии правильной организации такой работы. Это и взаимоотношения в группе, и правильное распределение заданий между членами группы лидером. Так же немаловажно содержание задания, то есть, интересно ли оно детям.
На моих уроках учащиеся работают сами, что мне действительно было приятно наблюдать со стороны. Было заметно, с каким интересом они трудятся, общаются между собой, какая дружеская атмосфера царит в их группах, причем каждый ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает учебный процесс более продуктивным.
Такой вид групповой работы выявляет развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого ребенка задач. На своих уроках я заметила, что в подобной работе дети налаживают дружеские отношения, улыбаются друг другу и работают вместе. Тем самым создают коллаборативную сред
Групповая работа
На этом этапе урока хорошо была видна работа сильных учеников которые направляли работу групп, помогали найти правильное решение, оказывали помощь. В групповых формах работы стараюсь ставить слабых учеников в такие условия, что им приходится объяснять тему ещё раз, благодаря этому они запоминают прочнее, закладывают в долговременную память новый материал, а ученики с низким уровнем мышления начинают осознавать этот материал. Я думаю, что необходимо использовать групповые методы работы на всех уроках в начальной школе, ведь они способствуют прочному усвоению знаний учащихся, взаимообучению, взаимовыручке, созданию коллаборативной среды, выявлению лидерских качеств и умению правильно оценивать.
Защита постеров
Так же хочу отметить, что применение ИКТ является хорошим помощником для учителя и вызывает больше интереса у детей, чем просто слова. На уроках стараюсь применять слайдовые презентации (по мере возможности).
Рефлексивное преподавание предполагает критические размышления над тем, что изучили учащиеся, что в свою очередь требует исследования, записи и оценивания поведений и навыков критического мышления, которые они демонстрируют. Данные навыки на уроках проявлялись при выполнений заданий, требующих рассмотрения и обсуждения определённых доказательств. Это такие задания как: «Корзина идей», «Роза ветров», «Светофор», «Солнышко», «Весёлые лица», «Рисуем настроение», «Цветок настроения», «Две звезды, одно пожелание», «Незаконченное предложение» и т.д. По весёлым лицам, смайликам, по настроениям было видно к чему пришли дети и чего достигли. А для меня критически мыслящие учащиеся были активны и открыты для новых идей и перспектив.
Рефлексия «Корзина идей»
На уроках литературного чтения дети формативно оценивали друг друга, высказывали свое мнение, отношение к уроку. Рефлексия помогает, как учащимся, так и мне, объективно оценивать результаты работы, улучшать процесс обучения.
Применение обучения критического мышления на уроках позволило учащимся приблизиться к процессу познания. В результате у детей повысился интерес к предмету, к процессу обучения, повысилась эффективность восприятия материала урока, у учащихся появилось желание«получать» знания самостоятельно. Ученики стали более дисциплинированы, стали задавать разные вопросы: Как? Почему? Какой можно сделать вывод? Что произойдет, если…? Как это связано с…? Правильно ли это? Они стали искать объяснения, принимать точку зрения другого ученика. На уроках они учились аргументировать, рассуждать, анализировать, они стали предлагать свои идеи, выбирать главное, важное, они стали оспаривать мнение своих одноклассников, делать выводы, учились оценивать свою деятельность на уроке, у детей повысилась мотивация к учению.
В дальнейшей работе планирую часто использовать технологию критического мышления не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках. Повышать интерес к самому процессу обучения, умению ответственно относиться к собственному образованию, работать в сотрудничестве с другими, повышать качественное образование учеников, желание и умение, стать человеком которому учиться всю жизнь. Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность. Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Список использованных источников
Успехи и вызовы сегодняшнего дня. Школа профессионального развития. Издат. Маркет Алматы, 2005
Обучение как поиск и поиск для обучения. Формы и методы развития критического мышления обучающихся. С. Мирсаитова.
3.Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание.
www.cpm. kz. 2012г
Учебник «Литературное чтение» 3 класс II часть Атамура 2014 год Авторы: В.К.Павленко, Ж.А.Баянбаева
Учебник « Литературное чтение» II часть 4 класс Алматыкітап баспасы 2015 Авторы: К.Х.Жаданова, Е.Д. Бражникова.
Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма/авт.-сост.: З.В. Короткевич, Е.В. Маскевич. - 2-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009.