Просмотр содержимого документа
«Использование межпредметных связей на уроках окружающего мира как средство формирования метапредметных и личностных УУД.»
Использование межпредметных связей на уроках окружающего мира как средство формирования метапредметных и личностных УУД.
Один из основных факторов успешного обучения ребенка, в чем я убедилась за время работы в школе, это его искренняя увлеченность самим процессом познания. Очень трудно научить ребенка, если ему неинтересно, если он не испытывает любопытство, желание разобраться в предмете изучения.
У ребенка рано появляется видение окружающего его мира, которое является целостным. В школе эта целостность может быть разрушена из-за границ между предметами.
Познавательная деятельность ребенка возможна там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса, реализация на уроках межпредметных связей.
На своих уроках в начальной школе я активно использую разнообразные средства обучения, которые дают возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением произведений художественной литературы, музыки, живописи, окружающего мира, что способствует эмоциональному развитию личности и формированию творческого мышления учащихся.
Следует отметить положительные результаты данного подхода в обучении учащихся начальных классов:
- повышение мотивации, интереса к учебной деятельности учащихся;
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
- расширение «горизонтов видения» в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности;
- возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира, расширение кругозора учащихся;
Например, используя различные виды искусства, учитель тем самым включает различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, архитектура – пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на уроке позволяет «озвучить» и «описать» текст, пробудить у ребенка целую гамму чувств и ассоциаций.
Приведём примеры из педагогической практики:
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема:«Отечественная война 1812 года».
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения.
2. Формировать у учащихся чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.
3. Воспитывать любовь к своему Отечеству.
4. Развивать у учащихся интерес к истории, используя современные технологии на уроке.
Бородинское сражение.
Чтобы дать полную картину Бородниского сражения сыгравшего решающую роль в Отечественной войне 1812 года. Мы должны эмоционально подготовить ребенка к восприятию новой темы.
Мой урок начинается с прослушивания русской народной песни «Радуйся росско земле». Ранее эта песня была разучена на уроке музыки. Что способствует погружению в эпоху того времени. Дальше учащиеся пробуют при помощи полученных ранее знаний, поставить цель и задачи урока.
Можно ли оценить насколько у обучающихся сформированы чувство ответственности и долга перед Родиной? Конечно это оценить и измерить невозможно, но каждый ребенок, проникнув и прочувствовав произведение русской народной песни и произведение Бородино, будет помнить героизм и подвиг своего народа.
Подводя итог, хочется отметить, что реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества обучения в начальной школе – потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами педагогического образования. Межпредметные связи расширяют кругозор учащихся и помогают преодолеть предметную инертность мышлении; с помощью межпредметных связей становится возможным формирование таких качеств как системность, осознанность, глубина, гибкость, а также развитие мета предметных и личностных УУД.