kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассной деятельности в начальных классах.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе из опыта работы говориться о сохранении здоровья младших школьников. О том, что здоровье – основа формирования личности. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение. умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. Так как школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, учиться трудно, то мы, учителя, должны им помочь справиться с этими трудностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассной деятельности в начальных классах.» »

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассной деятельности в начальных классах.»

выступление на августовском совещании

учитель: Зырянова З.И.


Добрый день , уважаемые коллеги!

Девизом в своей работе с детьми я взяла слова Жан Жака Руссо:

« Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.»

Попрошу вашего внимания. Найдите глазами в зале красный круг, синий, зелёный, жёлтый, синий, красный, жёлтый, и т.д..

-Что вы почувствовали? ( снятие физического и эмоционального напряжения, зрительное расслабление) стало легче, появился интерес к окружающему.

Этот приём здоровьесберегающих технологий и другие я использую ежедневно

на своих уроках. Почему я решила их использовать?


Диагностика состояния здоровья учащихся моего класса на начало1 класса показала , что 40 % детей имеют отклонение в здоровье,

наблюдения за их поведением и состоянием в течении учебного дня, а также изучение их психологических особенностей показали, что использование здоровьесберегающих технологий и необходимо и актуально.


А ещё меня поразили данные многих исследований: за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза., число близоруких детей увеличивается на 8%, с нервно – психическими расстройствами – на 9%, нарушение осанки – на 15%. И главной причиной отставания в учёбе у 85 % слабоуспевающих и неуспевающих детей является плохое состояние здоровья, какое – нибудь недомогание.

Здоровье – основа формирования личности.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение. умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.



Так как школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, учиться трудно, то мы, учителя, должны им помочь справиться с этими трудностями.


Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения. Выделяют следующие компоненты здоровья:

физическое.

психическое ,

нравственное и социальное.


В упрощённом виде эти критерии звучат так:

физ . и социал. – Я могу!

нравственное - Я должен!

психическое - Я хочу!

Для нас это великое поле деятельности по сохранению и укреплению здоровья.


  1. Физическое здоровье.


Свой учебный день я начинаю с проветривания помещения и утренней зарядки которую проводят сами дети.

Не забываю санитарно – гигиенические нормы расстановки парт –( 50- 70 см между партами и 2 м. до доски).

Расстановку столов меняю в течении четверти , а иногда и недели . А так же меняю детям угол зрения , предупреждая косоглазие – пересаживаю их с одного ряда на другой.

Созданы благоприятные условия в классе: дополнительное освещение, много комнатных растений, парты салатного цвета, цветовые круги по углам класса. стенды соответствующего цвета.

На уроках использую режим «динамических поз» ( 2-3 раза за урок ребёнок меняет позу), использую прямостояние. Действенным фактором является не продолжительность стояния, а сам факт смены рабочей позы.

Для предупреждения преждевременного наступления утомления ,и снятия мышечного напряжения провожу физминутки и разминки разного характера


Предлагаю и вам сделать разминку для снятия мышечного напряжения

позвоночника – которая называется «Джунгли»

(Встать в тесный кружок, представить , что вы в джунглях. – для детей)

- сядьте поудобнее, повернув спину рядом сидящему и соответственно словам выполняйте действия на спину соседа


Погода великолепная, светило солнце, было очень жарко.

. Но вот подул лёгкий ветерок ( прикоснуться к спине впереди стоящего человека и (совершать лёгкие движения руками),

Ветер усиливается (давление на спину увеличивается),

Побежали прятаться жучки, паучки…( пальчики побежали по спине )

Начался ураган..(сильные круговые движения)

Затем пошёл мелкий дождь..(лёгкие постукивания по спине партнёра)

Начался ливень (движения пальцами вверх – вниз)

Пошёл град (сильные постукивания всеми пальцами)

Снова пошёл ливень, застучал мелкий дождь, пронёсся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым , и всё в природе успокоилось.

Опять выглянуло солнце.

Улыбнитесь. всем легко и хорошее настроение.


Много разных сборников физминуток сейчас продается в магазинах. И вы все их используете.


На уроке чтения можно использовать материал учебника

игра «Расскажи стихи руками», которая ещё активно развивает память, внимание. образное мышление, свободу движений и чувство пространства.

Осень. А. Плещеев

Осень наступила, ( разводят руки в стороны)

Высохли цветы, ( поднимают и опускают кисти рук)

И глядят уныло ( голову наклоняют набок, выражение лица – грустное)

Голые кусты. (руки с растопыренными пальцами поднять)

Вянет и желтеет (опускают кисти рук)

Травка на лугах, ( рисуют в воздухе травку)

Только зеленеет ( разводят руки в стороны)

Озимь на полях. ( обводят рукой перед собой полукруг)

Туча небо кроет, ( поднятой рукой рисуют тучу)

Солнце не блестит ;(показывают рукой наверх и мотают головой в знак отрицания)

Ветер в поле воет ;( наклоняют поднятые руки вправо – влево)

Дождик моросит… (рисуют капельки дождя)

Воды зашумели ( одну руку прикладывают к уху)

Быстрого ручья , (другой рукой рисуют волнистую линию)

Птички улетели ( делают взмахи руками – крыльями)

В тёплые края. ( машут рукой – прощаются)


Перед началом разминки без хорового сопровождения мы говорим призыв – настрой:

Я здоровье сберегу!

Сам себе я помогу! или

Я хочу быть здоровым!

Я буду здоровым!

Я здоров!


Провожу дыхательные упражнения, которые занимают мало времени и способствуют расслаблению и саморегуляции организма. (когда расстроены , сдерживаем дыхание, поэтому высвобождение дыхания – это один из способов расслабления)-

закрыть глаза и в течении 2-3 минут дышать медленно, спокойно и глубоко; на вдохе считать до 5, при выдохе до 7.

«Задержи дыхание» ( на вдохе – активизирует состояние организма, на выдохе – успокаивает организм); «Часики» (размахивая руками назад и вперёд , говорить тик-так), «Петушок машет крыльями» (похлопывание по бёдрам и произнося ку-ка-ре-ку), «каша кипит» (сидя:одна рука на живот, другая на грудь- вдох, опустить грудь и выпятить живот , на выдохе громко произносить Ф-Ф-Ф-Ф), «паравозик» (ходить по комнате, двигая руками и проговаривая чух –чух-чух), «насос» ( наклоны влево , вправо, руки скользят по бёдрам и произносить с-с-с-с-с-с) и т.д.



А также точечный самомассаж, для снятия мышечного напряжения, головных болей избавления от головокружения., особенно к концу дня.


Осуществляется указательным и средним пальцами рук в течение

3-4 мин каждой точки, чередуя движения по часовой стрелке и против неё.

  1. точка «солнце» - в височных впадинах

  2. «антистрессовая» точка – в центре внутренней части подбородка.(большим пальцем правой руки)

  3. точка «собрание 100 болезней» - на голове в теменной ямке и центре линии, соединяющей точки ушных раковин.

  4. при ОРЗ – поглаживание шеи сверху вниз, за ушами по часовой стрелке и против, возле носовых пазух. На бровях посередине, точка между большим и указательным пальцами.


Интересны детям

Релаксационные упражнения для мышц лица. Они снимают напряжение и вызывают положительные эмоции.

  • Наморщите лоб, поднимите брови

  • Наморщите лоб сильнее …и расслабьте

  • Сильно зажмурьте глаза, ощущайте напряжение и расслабьтесь, не открывая глаз.

  • Крепко сожмите зубы, напрягите челюсти. Почувствуйте напряжение челюстей.

  • Расслабьте челюсти, чуть – чуть приоткройте рот

  • Крепко прижмите язык к верхнему нёбу… и расслабьтесь, опустив язык

  • Округлите губы, как будто произносите букву О, расслабьтесь

  • Сдвиньте брови и расслабьтесь


Мы с детьми для этой цели проводим ещё игру «Весёлые мартышки»

Мы – весёлые мартышки.

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щёчки.

Скачем на носочках.

И друг другу даже язычки покажем

Дружно прыгнем к потолку.

Пальцы поднесём к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик – на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру «3» все с гримасами замри!

«Раз – два – три!»


Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребёнка.

Глаз как зрительный орган заканчивает своё структурно – функциональное формирование лишь к 11 – 12 годам. В возрасте 7 лет орган зрения находится

в стадии интенсивного развития. Главная его особенность- наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузкадля такого глаза – рассматривание удалённых объектов. Что же получается на практике?

Большую часть времени дети работают с книгой, тетрадью на близком расстоянии. Такие нагрузки для многих детей становятся непосильными и возникает близорукость.

Поэтому для расширения зрительно – пространственной активности в режиме школьного урока использую какой – либо учебный материал в максимальном удалении от глаз. ( так называемый «Режим зрительных горизонтов»)


Можно сделать тренажёр «бегущий огонёк»,где происходит интенсивное побуждение зрительно – двигательной поисковой активности в пространстве.

Я использую в солнечные дни игру «Догони солнечного зайчика»при помощи зеркала.


А так же для снятия мышечного напряжения глаз использую различные офтальмотренажёры., в разную величину и удалённость . Можно даже начертить на потолке.

Можно определить дальную точку в классе или за окном и ближнюю точку

( кончик носа)


Большую помощь в сохранении физического здоровья детей оказывает системность проведения уроков физкультуры , с использованием индивидуальных особенностей детей.

Укрепляют здоровье детей и Дни здоровья, спортивные игры, весёлые старты, занятия в танцевальном кружке, который посещают половина детей класса.


Очень ценные для меня стали слова исследователя И.А. Аршавского «Двигательная активность ребёнка – фактор, увеличивающий энергетические резервы организма»

Именно в результате движений развивается мышечная масса , обеспечивающая рост организма.

И конечно же важным условием здоровья является рациональное питание, за которым в большинстве своём должны следить родители.

В нашей школьной столовой горячим питанием пользуются все учащиеся моего класса, из них 8 человек бесплатно.


Психическое здоровье.

Для сохранения психического здоровья придерживаюсь цикличности в построении урока .


1 фаза – фаза врабатывания- длится приблизительно 5 мин.

Использую уже знакомый материал и методы словесно – наглядные


2 фаза – активной работоспособности – 15-20 мин.

Даю самый сложный и важный материал и здесь все методы хороши.

Интересный факт, что 55% информации усваивают дети через мимику

и жесты, 38% - через тембр и интонацию голоса

и только на 7%учащихся влияют слова


3 фаза – понижение работоспособности- 15 мин., где мы с педагогами используем интерактивные , творческие задания. Снижаю учебную нагрузку и провожу валеологическую паузу.


4 фаза – незначительное повышение работоспособности -5 мин, где можно проводить проверку нового материала индивидуально и дифференцированно. Здесь же мы проводим рефлексию и обобщение.


Утомление лучше снимать при первых признаках – отвлекаемость, частая смена позы; непривычные движения рук, ног; неприятная мимика, неудерживаемые всплески эмоций., особенно во время работы на компьютере, так как при этом их усталость определить трудно.

А в состоянии переутомления у школьников значительно уменьшаются защитные силы организма и они становятся восприимчивыми к любым неблагоприятным воздействиям.


Структура построения здоровьесберегающего урока чтения.


  1. Организационный момент. Психологический настрой.

  2. Подготовительные упражнения.(3 мин)

1) дыхательная гимнастика

2) артикуляционная гимнастика (звуки, слоги)

3) Речевая зарядка (слова, сравнение, классификация и т.п.)

4) релаксационная гимнастика для глаз

3. Проверка домашнего задания

валеологическая пауза

5. Сообщение темы урока.

5. Актуализация опорных знаний

6. Знакомство с произведением.

Гимнастика для глаз

7. Закрепление . Самостоятельное чтение текста с заданиями.

Чтение по цепочке и в лицах ( по ролям), работа в группах.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Рефлексия.



Для снятия эмоционального и психического напряжения тоже использую разнообразные релаксационные упражнения и психогимнастику.


Например: Прошу детей изобразить движениями:

«покапайте как мелкий и частый дождь; а теперь как тяжёлые , большие капли; полетайте как воробей, а теперь как чайка. орёл;

Походите как старая бабушка, попрыгайте как клоун; пройдите как маленький ребёнок, который учиться ходить; осторожно подкрадитесь как кошка к птичке; пощупайте кочки на болоте; пройдите задумчиво как рассеянный человек; бегите навстречу маме, прыгнете ей на шею и обнимите её.»


Уроки начинаю с эмоционального настроя . Мои дети любят хоровое проговаривание в зависимости от предмета, задач урока:

Здравствуй, моё здоровье!

Здравствуй, мой организм!

Здравствуй, моя будущая счастливая жизнь!

Я справлюсь! Я могу!

Человек всё может!

Я ничего не боюсь!


Не знаешь – узнай!

Не можешь – сумей!

Пробуй, ищи, твори, не ленись

И прекрасной станет вся твоя жизнь!


Если у вас хорошее настроение. Потопайте ногами,

Если у вас есть собака – лучший друг человека , погладьте себя по голове,

Если вы любите шоколад – облизните губки.

Если у вас есть друг в классе – улыбнитесь ему.

Если вы любите школу – похлопайте в ладоши

Если вы хотите быть грамотными, знающими людьми,

беритесь скорей за работу


Очень нравится игра « Как живёшь?»


А ещё я нашла «Минутки тишины», которые желательно проводить под музыку. Рекомендуют музыку в оркестровой или народной обработке.

Теперь и я буду проводить их.


Важно соблюдение положения учителя в классе: если запомнить надолго - то стою справа, если не надолго – то слева. А если необходимо наивысшее внимание – то посередине. (кон. работы)


При использовании наглядности, помню. Что она должна находиться на уровне зрительного горизонта детей , т.е. в нижней части доски.


И цвет наглядности тоже влияет на здоровье учащихся:

Для предметов естественно- мтаиматического цикла желательно использовать синий и фиолетовый цвет, для гуманитарных предметов – оранжевый. жёлтый, розовый.


Чёрный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание, а в большой – вызывает мрачные мысли. белый – ухудшает настроение.

Коричневый в сочетании с яркими цветами – создаёт уют, без сочетания с яркими цветами – усиливает дискомфорт, вызывает депрессию, сужает кругозор; зелёный – улучшает настроение, успокаивает; красный – возбуждает, жёлтый – тёплый и весёлый , создаёт хорошее настроение


Использую сигнальные карточки «Покажи своё настроение» в начале , в конце урока. Можно «Светофорик»и другие, какие удобны для вас.


И конечно же доверительный стиль общения, создание в детском коллективе ситуации успешности, позитивной мотивации.


Нравственное здоровье и социальное

реализую через внеклассные мероприятия:

Кл. час «Здоровье и вредные привычки»

Психогимнастика «Вы меня узнаёте?» ( о привычках детей)

Беседа «как ты относишься к своему здоровью?»

Игра «Дискуссионные качели» о вреде и пользе продуктов питания.

Работу с родителями

Родительские собрания :

« Как сформировать у ребёнка стремление к здоровому образу жизни?»

«Дети и телевидение»

Совместные мероприятия, спортивные соревнования, конкурсы.


Через проектную деятельность детей.

«Глаза – окно в мир» ,

«Лекарственные травы»,

« В здоровом теле – здоровый дух»

«Курить – здоровью вредить» и т.д.


Через самоанализ и самооценку себя и своих товарищей .


Каждый ребёнок должен найти своё место в обществе и здоровый образ жизни должен стать его неотъемлемой частью, войти в привычку.

А подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий – это приоритетное направление в деятельности каждого учителя.

Ещё В.А. Сухомлинский утверждал:

«..забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду. Отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Здоровый педагог – здоровый ребёнок.

Я хочу предложить вам синхрогимнастику по методике «Ключ» для быстрого снятия эмоционального напряжения. и как утверждает автор этой гимнастики – Хаса Магамедович Алиев, помогает решить проблемы, о которых вы будете думать в этот момент. занимает мало времени и не надо никаких приспособлений .

1. Хлёст – свободно, без напряжения хлещем себя руками по спине.

2. «Лыжник» - поднимаемся с пятки на носок.

3. «Мельница» - небольшие повороты туловища со свободным вращением рук.

4. «Шалтай – болтай» - согнув ноги, руки перед грудью в замок и голова наклоняется влево. вправо.






































Физическое здоровье – это гармония физиологических процессов. максимальная адаптация к окружающей среде,

состояние роста и развития органов и систем организма.


Психическое здоровье– высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила;

состояние психической сферы, общий душевный комфорт, адекватная поведенческая реакция.

потребность в познании окружающей жизни, в познании самого себя




Нравственное здоровье – отношение к себе, сверстникам. родителям.

мотивационная и потребностно – информативная сфера в жизнедеятельности

система ценностей. установок и мотивов поведения в обществе


Социальное здоровье – здоровье окружающей среды для человека

гармоничное развитие личности

самоопределение личности в микросреде

( семья, школа, социальная группа)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Зырянова Зинаида Ивановна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 197008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(77) "samoanaliz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "223440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437669893"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "учителем начальных классо я работаю 35 лет "
    ["seo_title"] => string(50) "uchitieliem-nachal-nykh-klasso-ia-rabotaiu-35-liet"
    ["file_id"] => string(6) "223445"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437670679"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства