«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассной деятельности в начальных классах.»
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассной деятельности в начальных классах.»
В докладе из опыта работы говориться о сохранении здоровья младших школьников. О том, что здоровье – основа формирования личности.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение. умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.
Так как школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, учиться трудно, то мы, учителя, должны им помочь справиться с этими трудностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассной деятельности в начальных классах.» »
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассной деятельности в начальных классах.»
выступление на августовском совещании
учитель: Зырянова З.И.
Добрый день , уважаемые коллеги!
Девизом в своей работе с детьми я взяла слова Жан Жака Руссо:
« Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.»
Попрошу вашего внимания. Найдите глазами в зале красный круг, синий, зелёный, жёлтый, синий, красный, жёлтый, и т.д..
-Что вы почувствовали? ( снятие физического и эмоционального напряжения, зрительное расслабление) стало легче, появился интерес к окружающему.
Этот приём здоровьесберегающих технологий и другие я использую ежедневно
на своих уроках. Почему я решила их использовать?
Диагностика состояния здоровья учащихся моего класса на начало1 класса показала , что 40 % детей имеют отклонение в здоровье,
наблюдения за их поведением и состоянием в течении учебного дня, а также изучение их психологических особенностей показали, что использование здоровьесберегающих технологий и необходимо и актуально.
А ещё меня поразили данные многих исследований: за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза., число близоруких детей увеличивается на 8%, с нервно – психическими расстройствами – на 9%, нарушение осанки – на 15%. И главной причиной отставания в учёбе у 85 % слабоуспевающих и неуспевающих детей является плохое состояние здоровья, какое – нибудь недомогание.
Здоровье – основа формирования личности.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение. умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.
Так как школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, учиться трудно, то мы, учителя, должны им помочь справиться с этими трудностями.
Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения. Выделяют следующие компоненты здоровья:
физическое.
психическое ,
нравственное и социальное.
В упрощённом виде эти критерии звучат так:
физ . и социал. – Я могу!
нравственное - Я должен!
психическое - Я хочу!
Для нас это великое поле деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
Физическое здоровье.
Свой учебный день я начинаю с проветривания помещения и утреннейзарядки которую проводят сами дети.
Не забываю санитарно – гигиенические нормы расстановки парт –( 50- 70 см между партами и 2 м. до доски).
Расстановку столов меняю в течении четверти , а иногда и недели . А так же меняю детям угол зрения , предупреждая косоглазие – пересаживаю их с одного ряда на другой.
Созданы благоприятные условия в классе: дополнительное освещение, много комнатных растений, парты салатного цвета, цветовые круги по углам класса. стенды соответствующего цвета.
На уроках использую режим «динамических поз» ( 2-3 раза за урок ребёнок меняет позу), использую прямостояние. Действенным фактором является не продолжительность стояния, а сам факт смены рабочей позы.
Для предупреждения преждевременного наступления утомления ,и снятия мышечного напряжения провожу физминутки и разминки разного характера
Предлагаю и вам сделать разминку для снятия мышечного напряжения
позвоночника– которая называется «Джунгли»
(Встать в тесный кружок, представить , что вы в джунглях. – для детей)
- сядьте поудобнее, повернув спину рядом сидящему и соответственно словам выполняйте действия на спину соседа
Погода великолепная, светило солнце, было очень жарко.
. Но вот подул лёгкий ветерок ( прикоснуться к спине впереди стоящего человека и (совершать лёгкие движения руками),
Ветер усиливается (давление на спину увеличивается),
Побежали прятаться жучки, паучки…(пальчики побежали по спине )
Начался ураган..(сильные круговые движения)
Затем пошёл мелкий дождь..(лёгкие постукивания по спине партнёра)
Начался ливень (движения пальцами вверх – вниз)
Пошёл град (сильные постукивания всеми пальцами)
Снова пошёл ливень, застучал мелкий дождь, пронёсся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым , и всё в природе успокоилось.
Опять выглянуло солнце.
Улыбнитесь. всем легко и хорошее настроение.
Много разных сборников физминуток сейчас продается в магазинах. И вы все их используете.
На уроке чтения можно использовать материал учебника
игра «Расскажи стихи руками», которая ещё активно развивает память, внимание. образное мышление, свободу движений и чувство пространства.
Осень. А. Плещеев
Осень наступила, ( разводят руки в стороны)
Высохли цветы, ( поднимают и опускают кисти рук)
И глядят уныло ( голову наклоняют набок, выражение лица – грустное)
Голые кусты. (руки с растопыренными пальцами поднять)
Вянет и желтеет (опускают кисти рук)
Травка на лугах, ( рисуют в воздухе травку)
Только зеленеет ( разводят руки в стороны)
Озимь на полях. ( обводят рукой перед собой полукруг)
Туча небо кроет, ( поднятой рукой рисуют тучу)
Солнце не блестит ;(показывают рукой наверх и мотают головой в знак отрицания)
Ветер в поле воет ;( наклоняют поднятые руки вправо – влево)
Перед началом разминки без хорового сопровождения мы говорим призыв – настрой:
Я здоровье сберегу!
Сам себе я помогу! или
Я хочу быть здоровым!
Я буду здоровым!
Я здоров!
Провожу дыхательные упражнения, которые занимают мало времени и способствуют расслаблению и саморегуляции организма. (когда расстроены , сдерживаем дыхание, поэтому высвобождение дыхания – это один из способов расслабления)-
закрыть глаза и в течении 2-3 минут дышать медленно, спокойно и глубоко; на вдохе считать до 5, при выдохе до 7.
«Задержи дыхание» ( на вдохе – активизирует состояние организма, на выдохе – успокаивает организм); «Часики» (размахивая руками назад и вперёд , говорить тик-так), «Петушок машет крыльями» (похлопывание по бёдрам и произнося ку-ка-ре-ку), «каша кипит» (сидя:одна рука на живот, другая на грудь- вдох, опустить грудь и выпятить живот , на выдохе громко произносить Ф-Ф-Ф-Ф), «паравозик» (ходить по комнате, двигая руками и проговаривая чух –чух-чух), «насос» ( наклоны влево , вправо, руки скользят по бёдрам и произносить с-с-с-с-с-с) и т.д.
А также точечный самомассаж, для снятия мышечного напряжения, головных болей избавления от головокружения., особенно к концу дня.
Осуществляется указательным и средним пальцами рук в течение
3-4 мин каждой точки, чередуя движения по часовой стрелке и против неё.
точка «солнце» - в височных впадинах
«антистрессовая» точка – в центре внутренней части подбородка.(большим пальцем правой руки)
точка «собрание 100 болезней» - на голове в теменной ямке и центре линии, соединяющей точки ушных раковин.
при ОРЗ – поглаживание шеи сверху вниз, за ушами по часовой стрелке и против, возле носовых пазух. На бровях посередине, точка между большим и указательным пальцами.
Интересны детям
Релаксационные упражнения для мышц лица. Они снимают напряжение и вызывают положительные эмоции.
Наморщите лоб, поднимите брови
Наморщите лоб сильнее …и расслабьте
Сильно зажмурьте глаза, ощущайте напряжение и расслабьтесь, не открывая глаз.
Крепко прижмите язык к верхнему нёбу… и расслабьтесь, опустив язык
Округлите губы, как будто произносите букву О, расслабьтесь
Сдвиньте брови и расслабьтесь
Мы с детьми для этой цели проводим ещё игру «Весёлые мартышки»
Мы – весёлые мартышки.
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки.
Скачем на носочках.
И друг другу даже язычки покажем
Дружно прыгнем к потолку.
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик – на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру «3» все с гримасами замри!
«Раз – два – три!»
Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребёнка.
Глаз как зрительный орган заканчивает своё структурно – функциональное формирование лишь к 11 – 12 годам. В возрасте 7 леторган зрения находится
в стадии интенсивного развития. Главная его особенность- наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузкадля такого глаза – рассматривание удалённых объектов. Что же получается на практике?
Большую часть времени дети работают с книгой, тетрадью на близком расстоянии. Такие нагрузки для многих детей становятся непосильными и возникает близорукость.
Поэтому для расширения зрительно – пространственной активности в режиме школьного урока использую какой – либо учебный материал в максимальномудалении от глаз. ( так называемый «Режим зрительных горизонтов»)
Можно сделать тренажёр «бегущий огонёк»,где происходит интенсивное побуждение зрительно – двигательной поисковой активности в пространстве.
Я использую в солнечные дни игру «Догони солнечного зайчика»при помощизеркала.
А так же для снятия мышечного напряжения глаз использую различные офтальмотренажёры., в разную величину и удалённость . Можно даже начертить на потолке.
Можно определить дальную точку в классе или за окном и ближнюю точку
( кончик носа)
Большую помощь в сохранении физического здоровья детей оказывает системность проведения уроков физкультуры , с использованием индивидуальных особенностей детей.
Укрепляют здоровье детей и Дни здоровья, спортивные игры, весёлыестарты, занятия в танцевальном кружке, который посещают половина детей класса.
Очень ценные для меня стали слова исследователя И.А. Аршавского «Двигательная активность ребёнка – фактор, увеличивающий энергетические резервы организма»
Именно в результате движений развивается мышечная масса , обеспечивающая рост организма.
И конечно же важным условием здоровья является рациональное питание, за которым в большинстве своём должны следить родители.
В нашей школьной столовой горячим питанием пользуются все учащиеся моего класса, из них 8 человек бесплатно.
Психическое здоровье.
Для сохранения психического здоровья придерживаюсь цикличности в построении урока .
1 фаза – фаза врабатывания- длится приблизительно 5 мин.
Использую уже знакомый материал и методы словесно – наглядные
2 фаза – активной работоспособности – 15-20 мин.
Даю самый сложный и важный материал и здесь все методы хороши.
Интересный факт, что 55% информации усваивают дети через мимику
и жесты, 38% - через тембр и интонацию голоса
и только на 7%учащихся влияют слова
3 фаза – понижение работоспособности- 15 мин., где мы с педагогами используем интерактивные , творческие задания. Снижаю учебную нагрузку и провожу валеологическую паузу.
4 фаза – незначительное повышение работоспособности -5 мин, где можно проводить проверку нового материала индивидуально и дифференцированно. Здесь же мы проводим рефлексию и обобщение.
Утомление лучше снимать при первых признаках – отвлекаемость, частая смена позы; непривычные движения рук, ног; неприятная мимика, неудерживаемые всплески эмоций., особенно во время работы на компьютере, так как при этом их усталость определить трудно.
А в состоянии переутомления у школьников значительно уменьшаются защитные силы организма и они становятся восприимчивыми к любым неблагоприятным воздействиям.
Структура построения здоровьесберегающего урока чтения.
Организационный момент. Психологический настрой.
Подготовительные упражнения.(3 мин)
1) дыхательная гимнастика
2) артикуляционная гимнастика (звуки, слоги)
3) Речевая зарядка (слова, сравнение, классификация и т.п.)
4) релаксационная гимнастика для глаз
3. Проверка домашнего задания
валеологическая пауза
5. Сообщение темы урока.
5. Актуализация опорных знаний
6. Знакомство с произведением.
Гимнастика для глаз
7. Закрепление . Самостоятельное чтение текста с заданиями.
Чтение по цепочке и в лицах ( по ролям), работа в группах.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Для снятия эмоционального и психического напряжения тоже использую разнообразные релаксационные упражнения и психогимнастику.
Например: Прошу детей изобразить движениями:
«покапайте как мелкий и частый дождь; а теперь как тяжёлые , большие капли; полетайте как воробей, а теперь как чайка. орёл;
Походите как старая бабушка, попрыгайте как клоун; пройдите как маленький ребёнок, который учиться ходить; осторожно подкрадитесь как кошка к птичке; пощупайте кочки на болоте; пройдите задумчиво как рассеянный человек; бегите навстречу маме, прыгнете ей на шею и обнимите её.»
Уроки начинаю с эмоционального настроя . Мои дети любят хоровое проговаривание в зависимости от предмета, задач урока:
Здравствуй, моё здоровье!
Здравствуй, мой организм!
Здравствуй, моя будущая счастливая жизнь!
Я справлюсь! Я могу!
Человек всё может!
Я ничего не боюсь!
Не знаешь – узнай!
Не можешь – сумей!
Пробуй, ищи, твори, не ленись
И прекрасной станет вся твоя жизнь!
Если у вас хорошее настроение. Потопайте ногами,
Если у вас есть собака – лучший друг человека , погладьте себя по голове,
Если вы любите шоколад – облизните губки.
Если у вас есть друг в классе – улыбнитесь ему.
Если вы любите школу – похлопайте в ладоши
Если вы хотите быть грамотными, знающими людьми,
беритесь скорей за работу
Очень нравится игра « Как живёшь?»
А ещё я нашла «Минутки тишины», которые желательно проводить под музыку. Рекомендуют музыку в оркестровой или народной обработке.
Теперь и я буду проводить их.
Важно соблюдение положения учителя в классе: если запомнить надолго - то стою справа, если не надолго – то слева. А если необходимо наивысшее внимание – то посередине. (кон. работы)
При использовании наглядности, помню. Что она должна находиться на уровне зрительного горизонта детей , т.е. в нижней части доски.
И цвет наглядности тоже влияет на здоровье учащихся:
Для предметов естественно- мтаиматического цикла желательно использовать синий и фиолетовый цвет, для гуманитарных предметов – оранжевый. жёлтый, розовый.
Чёрный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание, а в большой – вызывает мрачные мысли. белый – ухудшает настроение.
Коричневый в сочетании с яркими цветами – создаёт уют, без сочетания с яркими цветами – усиливает дискомфорт, вызывает депрессию, сужает кругозор; зелёный – улучшает настроение, успокаивает; красный – возбуждает, жёлтый – тёплый и весёлый , создаёт хорошее настроение
Использую сигнальные карточки «Покажи своё настроение» в начале , в конце урока. Можно «Светофорик»и другие, какие удобны для вас.
И конечно же доверительный стиль общения, создание в детском коллективе ситуации успешности, позитивной мотивации.
Нравственное здоровье и социальное
реализую через внеклассные мероприятия:
Кл. час «Здоровье и вредные привычки»
Психогимнастика «Вы меня узнаёте?» ( о привычках детей)
Беседа «как ты относишься к своему здоровью?»
Игра «Дискуссионные качели» о вреде и пользе продуктов питания.
Работу с родителями
Родительские собрания :
« Как сформировать у ребёнка стремление к здоровому образу жизни?»
Через самоанализ и самооценку себя и своих товарищей .
Каждый ребёнок должен найти своё место в обществе и здоровый образ жизни должен стать его неотъемлемой частью, войти в привычку.
А подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий – это приоритетное направление в деятельности каждого учителя.
Ещё В.А. Сухомлинский утверждал:
«..забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду. Отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Здоровый педагог – здоровый ребёнок.
Я хочу предложить вам синхрогимнастику по методике «Ключ» для быстрого снятия эмоционального напряжения. и как утверждает автор этой гимнастики – Хаса Магамедович Алиев, помогает решить проблемы, о которых вы будете думать в этот момент. занимает мало времени и не надо никаких приспособлений .
1. Хлёст – свободно, без напряжения хлещем себя руками по спине.
2. «Лыжник» - поднимаемся с пятки на носок.
3. «Мельница» - небольшие повороты туловища со свободным вращением рук.
4. «Шалтай – болтай» - согнув ноги, руки перед грудью в замок и голова наклоняется влево. вправо.
Физическое здоровье – это гармония физиологических процессов. максимальная адаптация к окружающей среде,
состояние роста и развития органов и систем организма.
Психическоездоровье– высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила;
состояние психической сферы, общий душевный комфорт, адекватная поведенческая реакция.
потребность в познании окружающей жизни, в познании самого себя
Нравственное здоровье – отношение к себе, сверстникам. родителям.
мотивационная и потребностно – информативная сфера в жизнедеятельности
система ценностей. установок и мотивов поведения в обществе
Социальное здоровье – здоровье окружающей среды для человека