В современном мире жить без компьютера невозможно. «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы» эти слова принадлежать академику А.П. Семенова. И это актуально по наше время. И действительно компьютер мы используем на всех этапах процесса обучения то есть при закреплении, при объяснении нового материала, повторении, контроле ЗУН.
При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«использование информационных технологии на уроках »
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках.
Амиржанова К.Ш
В современном мире жить без компьютера невозможно. «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы» эти слова принадлежать академику А.П. Семенова. И это актуально по наше время. И действительно компьютер мы используем на всех этапах процесса обучения то есть при закреплении, при объяснении нового материала, повторении, контроле ЗУН.
При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет: источник учебной информации, который частично или полностью заменяет учителя и книгу; наглядное пособие; индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: средство подготовки текстов, их хранения; текстовый редактор; графический редактор;
вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при: программировании, обучении компьютера заданным процессам; применении различных информационных сред.
Досуговая среда организуется с помощью: игровых программ;
компьютерных игр по сети; компьютерного видео.
Действительно, сейчас современный человек получает огромное количество информации. Она непрерывным потоком льется на нас из средств массовой информации, интернета. Человек находится в постоянном общении в семье, на работе, отдыхе, учебе. Наука не просто «не стоит на месте», она «семимильными» шагами стремится вперед. Если в 80-90-е годы калькулятор считался «чудотехникой», то что можно говорить о современных технических средствах? Поэтому неотъемлемой частью современного школьного процесса обучения является использование информационно-коммуникативной технологии в преподавании. Какими знаниями должен обладать современный учитель, чтобы его уроки проходили максимально эффективно? Ответ на этот вопрос четко изложен в Руководстве для учителя. Он должен быть компетентен в таких областях знаний как: технологические знания, знание содержания, педагогическое знание, технологическое педагогическое знание, технологическое педагогическое и содержательное знание, технологическое знание содержания, педагогическое знание содержания (с.179 рис.15). Мишра и Келер считают, что учитель, который способен к реализации взаимосвязи между всеми тремя областями (педагогическое знание, знание содержания, технологические знания), является профессионалом высокого уровня. (Руководство учителю, с.182). Действительно, педагог, который использует на своих уроках различные технологические средства, может добиться гораздо больших результатов в обучении и воспитании детей.
С какой целью я использую информационно-коммуникативные технологии на уроках? Прежде всего, с целью повысить мотивацию обучения, повысить эффективность процесса обучения, способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, отслеживать результаты обучения и воспитания, планировать свою работу, как средство самообразования, качественно подготовить урок. Кабинет в школе, где я работаю с детьми, достаточно хорошо технически оснащен: имеется и интерактивная доска, и интернет. Я давно использую все эти ресурсы на своих уроках. Мои дети привыкли получать интересный, познавательный материал, который я им предлагаю. Если мы изучаем какое-либо произведение на уроке литературы, то обязательно на этапе рефлексии мы просматриваем его на видео (мультфильм или фильм, созданный по мотивам этого произведения). Это дает детям сравнивать написанное автором оригинальное произведение и его телевизионный вариант. Детям больше нравится работать на интерактивной доске, нежели на простой. Часто используем с детьми видеокамеру, снимаем видеоматериалы, затем с помощью программы редактирования клипов монтируем фильм. По окончании четверти составляем постеры с фотографиями интересных моментов в учебе, мероприятиях, событиях. Если учесть, что знания в современном мире обновляются каждые шесть лет, то традиционное образование не успевает за изменениями в мире и не может обеспечить человека необходимыми знаниями на всю жизнь. Поэтому одной из главных задач для себя, как современного учителя, идущего в ногу со временем, ставлю учить детей умению быстро адаптироваться в меняющихся условиях,умению критически мыслить, принимать самостоятельные решения, умение работать в сотрудничестве. Я, в свою очередь, думала, что обладаю достаточными знаниями в области цифровых технологий. Но познакомившись с модулем Программы об использовании информационно – коммуникативных технологий, поняла, что поторопилась с выводами. Само понятие «иформационно-коммуникативные технологии», по моему мнению, предполагает не только использование информационных технологий, но и активную связь в информационной сети. Создание собственных сайтов, ссылок, подкастингов, страниц Wiki, да и еще много другого. Действительно, как много теряют наши дети и мы, в том числе, не пользуясь современными технологиями для развития творчества, коммуникативности, креативности. Поэтому, будет закономерной необходимость внедрять информационные технологии в систему образования, в корне меняя технологии процесса обучения и воспитания. Но у некоторых учителей и родителей часто возникает вопрос такого характера: «А нужны ли информационные технологии для детей младшего школьного возраста?». А как же! Конечно, мы всегда должны придерживаться правила «не переборщи!». Во всем нужна золотая середина. Но само использование информационных технологий делает занятия на уроках насыщенными, интересными. Наблюдая за детьми, я увидела, что они прекрасно ориентируются в работе с компьютерами. Быстро усваивают определенные прикладные программы, разработанные с учетом их возрастных особенностей. Да и для самого учителя общение с коллегами, единомышленниками в интернете очень полезно. Сколько замечательных сайтов создано в поддержку учителю, где можно найти множество идей, разработок интересных уроков, занимательных упражнений, новых стратегий в обучении и воспитании. Всегда можно поделиться мыслями со своими коллегами, находящимися в различных уголках не только нашего государства, но и всего мира. Благодаря интернету мы можем отслеживать нужную для нас информацию, всегда быть в курсе важных событий. Таким образом, новые технологии превращают обучение в увлекательный процесс с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков как у учащихся, так и учителей. Методика проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий позволяет тренировать и активизировать память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся. Новые технологии помогают мне не только на уроках, но и в творческой работе самих учащихся. Мои дети готовят различные научно-технические проекты для класса. Я предлагаю активным ученикам подготовить выступление по той или иной теме. Они ищут материал из различных источников, затем с моей помощью отбирают наиболее интересные идеи. Помогаю детям готовить слайд-презентации для дальнейших выступлений на уроках. На уроке познания с окружающим миром две мои ученицы подготовили замечательный рассказ о достопримечательностях Астаны и, используя слайд-презентацию, выступили перед классной аудиторией. В период майских экскурсий наш класс посетил Атамекен . Мы сделали много снимков, затем составили коллаж, музыкально все это оформили, получилась отличная композиция. Я записала весь накопившийся за год видеоматериал на диски и на итоговом классном собрании вручила детям. Это был замечательный подарок на память о третьем классе.
Да сколько еще своих возможностей можно реализовать с помощью информационно-коммуникативных технологий! В моих планах на будущее я планирую расширять использование интернета, различных программ и сайтов для разработок уроков, внеклассных мероприятий, и для собственного роста знаний в области современных технологий.