«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ - ОСНОВА УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ».
Школа и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.Успешное решение задач воспитания возможно при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные формы и методы работы с родителями.»
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ - ОСНОВА УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ».
Школа и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Успешное решение задач воспитания возможно при условии взаимодействия семьи и школы.
Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных умений, жизненных навыков. Вопросы активизации учения относится к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики не только во взаимодействии с учащимися, но и с родителями.
Такое взаимодействие называют интерактивностью. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interaсt», где «inter» - это «взаимный», «act» - действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, или кем-либо диалога с чем-либо.
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои доводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты.
Самыми активными формами работы являются родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора.
Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «классные нужды», а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогом.
Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя на собрании принципиально иначе. При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок намеченного плана.
Интерактивное обучение родительского коллектива – это усвоение опыта (стихийное или специально организованного).
Оптимальным способом организации интерактивного обучения является тренинг - игра.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Концепция воспитания: повышение педагогических знаний, педагогической культуры взаимоотношений, повышение практических умений родителей в воспитании детей.
Технология: использование нетрадиционных высокоэффективных методов и приемов работы с родителями, так называемые интерактивные методы.
3. Индивидуальные беседы с родителями, индивидуальные беседы с
детьми.
4. Посещение семей, наглядная агитация и пропаганда.
5. Участие родителей в родительских собраниях и общественной жизни
школы.
6. Практические советы и рекомендации по интересующей проблеме (в тесной связи с медсестрой школы, логопедом и психологом).
Цель: вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, т.е. формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители.
Главная задача: единение семьи и школы; тесное сотрудничество «триады»: учителя-дети-родители. Этой задаче подчинены все проводимые мероприятия.
Направления работы с родителями:
- Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
- Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
- Привлечение родителей к организации работы с классом.
- Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.
- Ведение документации по работе с родителями учащихся с целью изучения и развития воспитательной активности семьи.
Формы работы:
- Родительское собрание – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
- Организация совместных досуговых мероприятий. Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.
- Университет педагогических знаний – это форма психолого - педагогического просвещения родителей..
- Открытые уроки.
- Ролевые игры – форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
- Индивидуальные тематические консультации.
План мероприятий по работе с семьёй на 2009-2010г.
Мероприятия – праздники к различным датам, общешкольные мероприятия, выпуск газет к предметным декадам, к 23 февраля «Мой папа в армии»; конкурс рисунков «Рисуют мальчики войну»; викторина «Кто хочет стать отличником?» (Окончание 2 кл.).
Дела – операция «Зеленная рассада» (в рамках КТД «70 добрых дел»), самодеятельный концерт-поздравление с Днем энергетика 22 декабря; изготовление наглядной агитационной газеты «Все о гриппе»; бюллютень «Растения нашего края» для больницы и администрации КВГЭС; наглядная пропаганда для родителей: стенды по психологии «Для вас, родители», «Речь, речь, речь..,», « Кот, пес и все-все-все…» с постоянно обновляемой информацией; выставки; рисунки.
КТД – профориентационная работа (соц. проект класса): экскурсии на КВГЭС, ПЧ-3, почту, метеостанцию, встречи с рабочими ЗЭС, врачом-терапевтом. В течение года ведутся различные классные часы, проводятся игровые, тренинговые занятия - праздники по профориентации.
Игра – деловые игры, сюжетно-ролевые, спортивные игры «Мама, папа, я - спортивная семья», участие в кроссе ко Дню Победы (дети с родителями); эстафета к 23 февраля - «Русский солдат - умом и силой богат»; Веселые старты на воде (дети и родители).
Ожидаемые результаты деятельности: дружный коллектив «социально-активные ученики и их родители», способные общаться во благо друг другу и окружающим, способных добывать знания и учить других, организовывать себя и коллектив, умеющих оценивать, прежде всего, себя, свою деятельность, а затем и работу других.
Результатами плодотворного интерактивного общения могут служить: текущие и четвертные оценки, участие в работе различных кружков, выступления на олимпиадах, отзывы коллег-учителей об изменении климата в классе и на уроках, уменьшение количества жалоб учителей на нарушение порядка на уроках, снижение зафиксированных правонарушений в детской комнате милиции.