Большую роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.
Одной из эффективных форм развития творческих способностей могут служить интерактивные интеллектуальные игры. Интерактивная игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Весьма важно, что они позволяют приобщить детей к миру современной техники. Основная цель интерактивной игры по информатике – повышение интереса к предмету, поэтому желательно привлечь к ее подготовке и проведению как можно больше учащихся. Важно, чтобы игровая программа была интересной для детей и ставила перед ними конкретные задачи и помогала находить их решение, давала простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
Учитывая значимость интеллектуальных игр в развитии творческого мышления, в рамках Программы работы с одаренными детьми на станции юных техников проводятся различные конкурсы, олимпиады, соревнования. Учащиеся станции активные участники Международной игры – конкурса «Инфознайка», Международного проекта videouroki.net “Дистанционная олимпиада по информатике», Всероссийского конкурса «Молодежное движение», а также многих других интеллектуальных конкурсов.
Благодаря целенаправленной работе наблюдается положительная динамика заинтересованности учащихся в посещении объединений, растет интерес учащихся к знаниям, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности.
Интеллектуальные конкурсы как площадка личностного самовыражения учащихся позволяют ребятам максимально проявлять свои способности, проверять качество своих знаний, а педагогам – создавать условия для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся, формирования конкурентоспособной личности.
В 2011-2012 учебном году МБОУ ДОД «Станция юных техников» стала инициатором проведения городской интеллектуальной игры по информатике «Инфознайка» для образовательных учреждений города Ханты-Мансийска. Городская интеллектуальная игра «Инфознайка» для 5 классов стала ежегодной.
В 2013-2014 учебном году был реализован проект «Необыкновенные приключения компьютерных гениев» для лагерей с дневным пребыванием детей.
Анализ ситуации
Проведенное среди учащихся и их родителей МОУ ДОД «Станция юных техников» анкетирование показывает:
- у 30 % учащихся младших классов отсутствует познавательный интерес к информатике;
- у 25 % учащихся отмечается низкий уровень знаний истории развития ЭВМ и отсутствуют навыки работы на компьютере в различных программных средах;
- 90 % учащихся не имеют возможности участвовать в интеллектуальных конкурсах по информатике;
- 65 % родителей не хотят, чтобы дети увлекались компьютерами, так как воспринимают компьютер как развлечение.
Задача развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся решалась в МБОУ ДОД «Станция юных техников», но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с увлекательным миром информатики, развитием творческих способностей через интерактивные интеллектуальные игры.
Анализ ситуации позволил выделить следующие противоречия: с одной стороны, существует объективная потребность в воспитании интеллектуально-развитой личности, а с другой стороны, для его осуществления в учреждениях ДО используются традиционные методы и формы воспитательной работы. Из названных противоречий вытекает следующая проблема: какие современные формы и методы воспитательной работы можно использовать? Отсюда тема проекта «Интерактивные игры как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся».
Проблема образовательных учреждений города в том, что участие в интеллектуальных конкурсах с применением информационных технологий ограничено. На станции юных техников 70 детей посещают объединения «Основы компьютерной грамотности» и «Пользователи ПК» и по опросу ребят мы выявили, что в городе нет возможности проявить себя, показать свои знания по ИКТ. Поэтому наше учреждение частично решает эту проблему, организуя интеллектуальные игры по запросу учителей информатики школ города.
Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Но опрос показал, что многие из детей не задумываются при этом о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации проекта и правильного подбора заданий для возрастной категории. Поэтому составлен график посещения мероприятия и ограничение времени на выполнение заданий.
Цель:
Создание условий для формирования творческих и интеллектуальных способностей по средствам интерактивных игр.
Задачи:
- формировать познавательный интерес к информатике;
- развивать творческие и интеллектуальные способности;
- развивать любознательность, воображение, смелость в выдвижении гипотез, умение
принимать нестандартные решения;
- выявить творчески активных, талантливых детей.
Механизмы реализации
1Подготовительный этап
1.Опрос детей и родителей (сентябрь)
2.Разработка концепции проекта
3.Разработка интеллектуальных игр по информатике;
4.Разработка положений;
5.Команды готовят название команды, девиз, эмблему
6.Подготовить грамоты, призы
7.Пригласить жюри
2Практический этап
1.Разработка проекта (октябрь)
3Обобщающий этап
1.Подготовка основных мероприятий.
2.Составление картотеки игр.
3.Разработка календарно – тематического планирования
- Внедренческий этап
1.Выполнение основных мероприятий для достижения поставленной цели. (ноябрь-июль)
5Заключительный этап
1.Подведение итогов.
2. Оценка результатов.
3. Проведение диагностики.
4.Оформление, распространение методического материала. (август-сентябрь)
Ожидаемые результаты:
создание комфортной атмосферы взаимодействия детей;
повышение познавательного интереса к информатике;
овладение навыками работы на компьютере;
воспитание взаимовыручки и товарищеской поддержки;
выявление творческих одаренных детей