kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивные методы обучения математике для учеников начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивные методы обучения математике для учеников начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения математике для учеников начальных классов»





Интерактивные методы обучения математике для учеников начальных классов






















Составила: Учитель начальных классов Д.Н. Ашурова










Каган - 2022г.


ВВЕДЕНИЕ

Целью этой работы является обобщение факторов, обеспечивающих комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

Решены следующие задачи:

1) Рассмотреть регламент проведения.

2) Показать, что рефлексия – важнейший этап интерактивного занятия.

3) Определить основные этапы и приемы оценивания учащихся.

4) Поделиться опытом по применению интерактивных упражнений в практике работы общеобразовательной школы.




I ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


1.1 Теоретические основы интерактивного обучения


Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр и общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно влияет на формирование навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.

Интерактивное взаимодействие включает, как доминирование одного участника учебного процесса над другими, так и одной мысли над другой. Во время интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, конструктивно мыслить, принимать продуманные решения.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, диалоговое обучение, которое относится к педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

Содержание работы состоит не только в знаниях, но и в способах мышления.

Интерактивное обучение – это специфическая форма организации учебной деятельности, одна из целей которой – обеспечение комфортных условий, при которых каждый ученик чувствовал бы свои успехи, интеллектуальную работу, продуктивность обучения, исключение доминирования одной мысли над другой.

Цель – взаимодействие детей ради выявления и реализации их индивидуальных возможностей. Для этого необходимо руководствоваться соответствующими принципами:

- индивидуализация реализуется при взаимодействии с разными партнерами, взаимодействии всех со всеми, сведение групп;

- самоуправление (определяется в привлечении детей к планированию, организации и управлению учебно-воспитательным процессом).

Основными формами интерактивной работы является учебное взаимодействие учащихся в парах и микро группах. Оптимальный состав группы –5-10 человек. Группы изучают учебный материал и межличностные умения.


Принципы интерактивного обучения:


- Одновременное взаимодействие.

- Одинаковое участие (для выполнения задания каждому учащемуся дается одинаковое время).

- Позитивное взаимодействие (группа выполняет задание при условии успешной работы каждого).

- Индивидуальная ответственность (при работе в группе у каждого ученика – свое задание).

Интерактивные формы очень разнообразны, например: «Большой круг», «Дебаты», «Узелки», «Корзинка» дидактические игры, т.д.

Занятия организовываю как индивидуально, так и в постоянных и сменных группах. При этом одна группа материал изучает, а другая отрабатывает. Наблюдение происходит при помощи сведенной таблицы или табло.

Создаю такие условия взаимодействия, которые бы психологически мотивировали у учащихся потребность выражаться непосредственно и от души. Таким образом, они демонстрируют умения мыслить, пробуют взглянуть на себя с другой стороны, - все это дает возможность формировать у учащихся самостоятельное критическое мышление. Критическое мышление – это не только способность замечать ошибки или недочеты в чужой работе, но и более широкие возможности анализировать, определять позитивное и негативное.

Ключевые элементы критического мышления – это знания, умения, ценности, отношения. У младших школьников формируется развернутая учебная деятельность путем овладения организационными, логико-языковыми, познавательными и контрольно-оценочными умениями и навыками, личностный опыт культуры поведения в социальном и естественном окружении, сотрудничества в разных видах деятельности.

Предполагаемые результаты использования интерактивных занятий, на мой взгляд, могут быть такими:

• Повышение эффективности занятий.

• Формирование и развитие у учащихся коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между детьми (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен).

• Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них).

• Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).

Принципы работы на интерактивном занятии:

• Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

• Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

• Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Примерные правила работы в группе:

• Быть активным.

• Уважать мнение участников.

• Быть доброжелательным.

• Быть пунктуальным, ответственным.

• Не перебивать.

• Быть открытым для взаимодействия.

• Быть заинтересованным.

• Стремится найти истину.

• Придерживаться регламента.

• Креативность.

• Уважать правила работы в группе.

• Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».

– Процесс игры (участники взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели).

В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов.

Золотое правило игры:

Игра требует времени, подготовки, пространства, определенного количества участников, готовности группы, мастерства ведущего.

Существует 2 вида игр на снятие эмоциональных зажимов:

• «игра-Айсберг» ( ice - breaker ) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в группе;

• «игра-разминка» – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части занятия к другой), при появлениях признаков усталости группы.







1.2. Методика интерактивного обучения


• Структурируйте материал.

• Используйте графики, иллюстрации, схемы, символы.

• Используйте простые слова, простые предложения.


Функции итогового этапа урока


- Уяснить содержание изученного.

- Сравнить реальные результаты с прогнозированными.

- Проанализировать, почему получилось так, а не иначе.

- Сделать определенные выводы.

- Закрепить или откорректировать усвоенное.

- Наметить новые темы для рассуждения.

- Установить связь между тем, что уже известно и тем, что нужно усвоить, чему именно научиться в будущем,

- Составить план дальнейших действий.


Основные этапы процедуры оценивания


При планировании интерактивного урока разрабатываю стратегию оценивания. Она должна состоять из таких действий.

1. Определение цели (предположительных результатов) урока.

Планирую выяснение таких вопросов:

- какие знания должны усвоить ученики и на каком уровне;

- каким умениями и навыками должны овладеть:

- какие личностные ценности они могут сформировать.

2. Выбор показателей (критериев) оценивания результатов деятельности. Ставлю себе вопрос: «Как я смогу определить, что ребята достигли этих результатов?»

3. Определение цели оценивания.

Конечно, что целью не всегда будет выставление оценок. Совершенствование урока, определение уровня развития и возможностей учащихся также должны быть целью оценивания.

4. Выбор конкретной стратегии (способа) оценивания.

В зависимости от цели и конкретной стратегии оценивания выбираю шкалу оценивания каждого из выбранных показателей.

5. Определение путей ознакомления учащихся с предполагаемыми результатами.

Специалисты по оцениванию считают очень важным заблаговременно познакомить учащихся с прогнозируемыми результатами.


2.1. Интерактивные упражнения


Ассоциативный куст

Среди интерактивных методов обучения очень распространен метод построения ассоциативного куста. Вначале работы определяю одним словом тему, над которой будет проводиться работа, а учащиеся вспоминают все, что возникает в памяти в связи с этим словом. Сначала высказываются самые стойкие ассоциации, потом второстепенные. Фиксирую ответы в виде своеобразного «куста», который постепенно «разрастается». Данный метод универсальный, потому что может использоваться при изучении различных учебных дисциплин и на всех этапах урока.

В первом классе при изучении темы «Нумерация чисел в пределах 10» возникает проблема активизации класса каждый раз, когда вводится новое число. Одним из способов подготовки к восприятию нового материала является построение ассоциативного куста. Этот метод целесообразно использовать при изучении числа 3, а также числа 7.

Учитель. Все мы используем слово «семь». Вспомните, где оно вам встречалось?

Ученик. В сказке «Волк и семеро козлят».

Учитель. Правильно. А еще где?

Ученики.

- У радуги семь цветов.

- В сказке «Белоснежка и семь гномов».

- Мы знаем семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

- В неделе семь дней.

- В пословицах: семеро одного не ждут…

- А еще есть семь чудес света.

- А мне семь лет.

Учитель. Со словом семь вы знакомы давно, а в математике для его обозначения существует число и цифра 7.

Поскольку речь идет о первом классе, учитель использует подготовленные иллюстрации и рисунки (радуга, ноты, иллюстрации к сказкам). Для того, чтобы дети привыкли к схематическому изображению ассоциативного куста, необходимо подготовить наглядность (ответы детей легко спрогнозировать) в форме куста, как показано на таблице №1.









Семь нот



Семь дней недели


Семь цветов радуги



Семь чудес света




СЕМЬ


«Белоснежка и семь гномов»





Семеро одного не ждут



«Волк и семеро козлят»

Таблица№1






Учитель. Как вы, ребята, думаете, можно получить число 7? Если мы внимательно посмотрим на иллюстрацию к сказке «Волк и семеро» козлят, то увидим, что седьмой козленок прибежал к первым шести.

Значит, если к шести прибавить один получим новое число - 7.

Еще одним из наилучших материалов для построения ассоциативного куста на уроках математики является задача. Работая над ней, мы устанавливаем связь между данными величинами и результатом.

Рассмотрим фрагмент урока в третьем классе.

Работа над задачей №307.

Одновременно с повторением учащимися условия задачи учитель делает краткую запись на доске:

Круг - 6

Треугольник - ? . в 3 раза больше

Квадрат-4

Беседа.

- Поднимите руку, кто хочет решить задачу самостоятельно. А кто будет работать со мной? (Далее работаю только с теми, кто поднял руку второй раз)

- Какие фигуры из тех, которые указаны – многоугольники?

Одновременно на доске появляется начало схемы (ассоциативного куста).



?






- Известно ли количество квадратов и треугольников? (Квадратов – 4, а треугольников не – известно). Учитель чертит дальше.



?




4



3




- Что сказано о треугольниках? ( Их в три раза больше, чем кругов).

- А число кругов известно? (6)

Учитель изображает ответы учеников на чертеже.




?




4



?





6





3




- Можно ли узнать количество треугольников? (Да)

-Каким действием? (Умножением)

Учитель вписывает арифметическое действие.

- А когда найдем количество треугольников, о чем можно узнать?(О количестве многоугольников)

- Каким действием? (Сложением)

Учитель заканчивает схему.







?


4




?



6




3



Рассматривая схему, учащиеся еще раз проговаривают план решения и самостоятельно записывают действия в тетрадь. Один ученик зачитывает ответ. Учитель записывает на доске два выражения и спрашивает, какое из них является решением задачи.


6 * 5 + 4 = 22 4 + 6 * 5 = 22


Учащиеся анализируют структуру выражений, вспоминают правило последовательности выполнения действий разной ступени и делают вывод, что оба выражения подходят для решения задачи; они отличаются лишь порядком записи слагаемых.


Узелки


На уроках математики детям можно предлагать «математические узелки».

Учащимся предлагается загадка.

Притаилась под забором

И проходу не дает,

Всех кусает без разбора,

Никого не признает.




Задание. Расположить фигуры так, чтобы каждое следующее число было


больше на 3, чем предыдущее, и записать отгадку.




23

в



11

р


8

к


14

а


20

и


17

п


26

а



Мозговой штурм


Мозговой штурм является прекрасным методом для использования опыта учащихся с целью решения проблем и разработки идей. Однако есть специфические правила и основные принципы для мозгового штурма, которые







необходимо выполнять. Лучше всего срабатывает мозговой штурм тогда, когда в группе 5-7 человек.


Основные пункты.

-Четко определите проблему или тему для мозгового штурма. Расположитесь лучше по кругу.

-Выберите лидера, который будет вести обсуждение и поощрять появление новых идей. Он должен следить не количество, а качество идей.

-Чтобы увеличить появление новых идей, можно дать детям немного времени на обдумывание и после нескольких минут начать снова.


Правила мозгового штурма такие.


1. Никакой критики!

2.Одолжение других идей является нормальным явлением.

3. Желательно большое количество идей.

4. Оценка приходит позже.

Чтобы совершенствовать качество идей, давайте детям время на то, чтобы они написали свои идеи сначала индивидуально.

Делиться идеями циклично, когда отдельные участники или группы рассказывают по очереди об одной идее и идеи не повторяются.

Мозговой штурм может быть проведен в двух группах – тогда каждая группа расширяет список, который составляется в сравнении с другим списком.


Группа «Вторник»

Подчеркни выражение, которое является решением данной задачи:

35 + ( 35 – 12 )=

35 – ( 35 – 12 ) =

35 + ( 35 + 12 )=


Группа «Среда»

Какое буквенное выражение подходит к решению задачи?

a + ( a – b )

a – ( a – b )

a + ( a + b )


Группа «Четверг»

Подчеркни ответ задачи:

24, 59, 58, 30, 42.


Группа « Пятница»

Подчерни правильный ответ на вопрос:

«Сколько учащихся посетило выставку за три дня?»

120 учеников; 116 учеников; 119 учеников.


Группа «Суббота»

Подчеркни арифметические действия, которые использованы при решении задачи:

35 + 12 = 47 ( уч.)

35 – 12 = 23 ( уч.)

35 + 23 = 58 ( дн.)

35 + 23 = 58 ( уч.)


На выполнение данного вида работ группам дается 5 – 7 минут. Каждая группа должна представить результаты своей работы. Целесообразно это делать в виде презентации: от каждой группы выходит представитель с выполненным на листе бумаги заданием. Он отчитывается о проделанной группой работе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Интерактивные методики, которые с большим успехом применяются в разных странах, имеют преимущества:

- задействованы все дети класса;

- учащиеся учатся работать в группе (команде);

- формируется корректное отношение к оппоненту;

- каждый ребенок имеет возможность предложить свою мысль;

- за короткое время изучается большой объем нового материала;

- создается ситуация успеха;

-формируются навыки толерантного общения, умения аргументировать свою точку зрения, находить альтернативные решения проблемы;

- обеспечивают овладение учащимися содержания образования.

Поэтому цель введения на современном этапе интерактивных методов обучения состоит в том, чтобы учебный процесс происходил при условии постоянного взаимодействия всех учащихся. Это сообучение, взаимообучение, где ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и совершают.

Исходя из вышесказанного, на практике необходимо использовать интерактивные формы в целом, или элементы, которые наиболее целесообразны в этом классе, Именно интерактивные методы дают возможность создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, и это дает возможность учащимся формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; проявлять и реализовывать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организовывается так, что учащиеся ищут связь между новыми и уже усвоенными знаниями; принимают альтернативные решения, имеют возможность сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью разнообразных средств; учатся сотрудничеству.
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Интерактивные методы обучения математике для учеников начальных классов

Автор: Ашурова Дилафруз Ниязовна

Дата: 12.01.2023

Номер свидетельства: 622848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "отчет о проведении Недели начальных классов"
    ["seo_title"] => string(45) "otchietoproviedieniiniedielinachalnykhklassov"
    ["file_id"] => string(6) "304927"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457843425"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Мастер - класс «Использование информационных технологии во внеурочной деятельности в начальных классах» "
    ["seo_title"] => string(114) "mastier-klass-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "126776"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415210673"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Мастер-класс по теме "Развитие познавательного интереса при обучении математике". Интерактивный обучающий курс "
    ["seo_title"] => string(125) "mastier-klass-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-pri-obuchienii-matiematikie-intieraktivnyi-obuchaiushchii-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "119161"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413355104"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства