Мастер-класс по теме "Развитие познавательного интереса при обучении математике". Интерактивный обучающий курс
Мастер-класс по теме "Развитие познавательного интереса при обучении математике". Интерактивный обучающий курс
Успех обучения математике, как к любому предмету, обусловлен наличием интереса к ней. А интерес к ней – это мощная сила в обучении. Это сила, которая заставляет учиться, заниматься исследовательской деятельностью, расширять свой кругозор.
Мне очень близки слова американского математика Д. Пойа: «Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков». Вот про такие маленькие трюки есть и у меня.
В 2007-2008, 2008-2009 в 5-6-х классах вела курс «Наглядная геометрия» по учебнику И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганживой. Занятия проходили 1 раз в неделю на математическом кружке. В занимательной форме давала начальные геометрические понятия и определения, ребята знакомились с геометрическими фигурами и телами. Но занятия кружка не похожи на уроки, потому что здесь ребята играют в разные геометрические игры: пентамимо, стомахион. Ребята знакомятся с многогранниками, делают их развертки, а потом склеивают их, получая при этом красивые многогранники.
Данный курс развивает геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер. Кроме того, это и пропедевтика геометрии. Ребята в 7-м классе идут на уроки без тревоги, для них геометрия – яркий праздник, увлекательные занятия.
Мои ученики участвовали в Межрегиональной физико-математической олимпиаде «Авангард», призерами стали 2007 г Лисицын Ярослав, 2009г Павлюк Виктория. Это меня натолкнуло на мысль, работать с ребятами, увлеченными математикой.
С 2008-2009 года являюсь руководителем группы «Коллективный ученик ОЛ ВЗМШ», в 2009-2010 2 группы «Коллективный ученик ОЛ ВЗМШ». ОЛ ВЗМШ – это Открытый лицей Всероссийской заочной многопредметной школы. Наверное, все слышали о такой школе. Я и сама училась в заочной физико-математической школе при Московском государственном университете. Помню, что учиться было сложно, самостоятельно приходилось изучать и разбирать много тем. Но зато сколько радости было, когда работы оценивались хорошими и отличными отметками. Решила попробовать учиться со своими учениками.
Не секрет, что одна из главных причин затруднений учащихся, испытываемых при решении задач, заключается в том, что математические задачи из учебника, как правило, ограничены одной темой. Их решение требует от учащихся знаний, умений и навыков по какому-нибудь одному вопросу программного материала. Самостоятельный поиск метода решения таких задач учащимися при этом минимизирован.
Основые цели и задачи:
Индивидуальная работа с каждым, кто желает учиться, но лишен возможности получить руководство в занятиях от педагогов и семьи
Выявление талантливой молодежи и оказание помощи в ликвидации разрыва между школьным образованием и уровнем подготовки, необходимым для поступления в ВУЗ
Развитие интереса и самостоятельности мышления, предоставление возможности учащимся углубленно заниматься математикой
Совершенствование системы дополнительного образования
Создание и развитие новых образовательных технологий
Помощь школе в повышении общего уровня преподавания
Программа математического отделения Открытого лицея строится на том, чтобы, вспоминая изученный материал, посмотреть на него другими глазами и увидеть то, что нельзя было увидеть при первом знакомстве.
Задания, предлагаемые ОЛ ВЗМШ, дают возможность продемонстрировать богатство и разнообразие математики, подвести учеников к «открытию» математических фактов, поиску красивых решений. В заданиях есть простые, но красивые задачи, а есть и такие, над которыми можно ломать голову несколько часов и несколько дней.
Как мы работаем. Мы получаем задания из Заочной школы и начинаем с разбора теоретического материала и опорных задач. Для закрепления разбираем решение задач, аналогичные контрольным. А потом каждый лицеист получает задания из контрольной работы и записывает его решение в тетрадь. Я тетрадь не проверяю, мы ее сразу отправляем на проверку. И после возвращения тетради с оценкой, разбираем допущенные ошибки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "Развитие познавательного интереса при обучении математике". Интерактивный обучающий курс »
Мастер-класс по теме "Развитие познавательного интереса при обучении математике". Интерактивный обучающий курс
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательней. Б. Паскаль
Успех обучения математике, как к любому предмету, обусловлен наличием интереса к ней. А интерес к ней – это мощная сила в обучении. Это сила, которая заставляет учиться, заниматься исследовательской деятельностью, расширять свой кругозор.
Мне очень близки слова американского математика Д. Пойа: «Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков». Вот про такие маленькие трюки есть и у меня.
В 2007-2008, 2008-2009 в 5-6-х классах вела курс «Наглядная геометрия» по учебнику И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганживой. Занятия проходили 1 раз в неделю на математическом кружке. В занимательной форме давала начальные геометрические понятия и определения, ребята знакомились с геометрическими фигурами и телами. Но занятия кружка не похожи на уроки, потому что здесь ребята играют в разные геометрические игры: пентамимо, стомахион. Ребята знакомятся с многогранниками, делают их развертки, а потом склеивают их, получая при этом красивые многогранники.
Данный курс развивает геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер. Кроме того, это и пропедевтика геометрии. Ребята в 7-м классе идут на уроки без тревоги, для них геометрия – яркий праздник, увлекательные занятия.
Мои ученики участвовали в Межрегиональной физико-математической олимпиаде «Авангард», призерами стали 2007 г Лисицын Ярослав, 2009г Павлюк Виктория. Это меня натолкнуло на мысль, работать с ребятами, увлеченными математикой.
С 2008-2009 года являюсь руководителем группы «Коллективный ученик ОЛ ВЗМШ», в 2009-2010 2 группы «Коллективный ученик ОЛ ВЗМШ». ОЛ ВЗМШ – это Открытый лицей Всероссийской заочной многопредметной школы. Наверное, все слышали о такой школе. Я и сама училась в заочной физико-математической школе при Московском государственном университете. Помню, что учиться было сложно, самостоятельно приходилось изучать и разбирать много тем. Но зато сколько радости было, когда работы оценивались хорошими и отличными отметками. Решила попробовать учиться со своими учениками.
Не секрет, что одна из главных причин затруднений учащихся, испытываемых при решении задач, заключается в том, что математические задачи из учебника, как правило, ограничены одной темой. Их решение требует от учащихся знаний, умений и навыков по какому-нибудь одному вопросу программного материала. Самостоятельный поиск метода решения таких задач учащимися при этом минимизирован.
Основые цели и задачи:
Индивидуальная работа с каждым, кто желает учиться, но лишен возможности получить руководство в занятиях от педагогов и семьи
Выявление талантливой молодежи и оказание помощи в ликвидации разрыва между школьным образованием и уровнем подготовки, необходимым для поступления в ВУЗ
Развитие интереса и самостоятельности мышления, предоставление возможности учащимся углубленно заниматься математикой
Совершенствование системы дополнительного образования
Создание и развитие новых образовательных технологий
Помощь школе в повышении общего уровня преподавания
Программа математического отделения Открытого лицея строится на том, чтобы, вспоминая изученный материал, посмотреть на него другими глазами и увидеть то, что нельзя было увидеть при первом знакомстве.
Задания, предлагаемые ОЛ ВЗМШ, дают возможность продемонстрировать богатство и разнообразие математики, подвести учеников к «открытию» математических фактов, поиску красивых решений. В заданиях есть простые, но красивые задачи, а есть и такие, над которыми можно ломать голову несколько часов и несколько дней.
Как мы работаем. Мы получаем задания из Заочной школы и начинаем с разбора теоретического материала и опорных задач. Для закрепления разбираем решение задач, аналогичные контрольным. А потом каждый лицеист получает задания из контрольной работы и записывает его решение в тетрадь. Я тетрадь не проверяю, мы ее сразу отправляем на проверку. И после возвращения тетради с оценкой, разбираем допущенные ошибки.
При обучении мы пользуемся следующими пособиями:
И.М. Гельфанд, А.Х.Шень «Алгебра»;
А.В.Спивак «Тысяча и одна задача по математика»,
А.В.Спивак «Математический кружок» 6-7 класс
С.Л.Табачников «Многочлены»;
В.Л. Гутенмахер «Системы линейных уравнений»;
В.Н.Шандер «Уравнения и неравенства»;
Л.Г.Серебренникова «Планиметрия».
Все книги написаны понятным, доступным языком, читаются легко, содержат разобранные задачи. Но та как количество пособий (на прямую связано с финансовой точке зрения) всего 3, то приходиться выкручиваться. И мне на помощь пришел ИНТЕРНЕТ (хотя связь с кураторами групп с Елена Яковлевна Скворцова и Екатерина Евгеньевна Пушкарь и консультации я осуществляю с помощью ИНТЕРНЕТа), точнее обучающий интерактивный курс. Интерактивный обучающий курс по математике состоит:
Учебные программы.
Лекционный курс.
Курс практических занятий.
Тесты для проверке, самопроверке.
Библиография.
Это то, что мне нужно. Для написания лекции , того теоретического материала, который я получаю не достаточно, необходима работа с другими источниками, снова «выручает» ИНТЕРНЕТ.
Лекционный курс составлен мною по темам, которые заявлены по программе ОЛ ВЗМШ. (Разработаны 2 темы) и размещены на сайте школы. 1 курс:
Занимательные задачки (2 задания)
Двоичная система счисления
Дроби
Проценты
Принцип Дирихле
2 курс:
Многочлены. Действия над многочленами. Рациональные функции
Планиметрия. Треугольники
Корни многочлена. Разложения многочленов на множители
Для курса практических занятий использую задания из учебника, пособиях и контрольные задания.
Тесты для проверки, использую уже составленные или составляю сама.
Ребята, мои лицеисты, могут работать в информационно-ресурсном центре в течение недели, а по субботам на занятии мы разбираем непонятные теоретические вопросы, прорешиваем сложные задания и задания, которые «не получились».
Ответственный – оформляет в отдельную тетрадь решение и передает другим ребятам для дальнейшего оформления.
С введением профильных и элективных курсов возрастает потребность в использовании богатейшего опыта ВЗМШ.
Подключившись к сети Интернет, ВЗМШ уже сейчас существенно расширила свои возможности. Но, к сожалению, компьютер есть далеко не в каждой школе (не говоря уже о каждой семье), тем более подключенный к Интернет. Когда подключенные к всемирной паутине компьютеры перестанут быть экзотикой, ВЗМШ приобретет новое качество. Но и сейчас, пользуясь старым «дедовским» способом – обыкновенной перепиской, ВЗМШ играет роль мощного социального регулятора, не на словах, а на деле создавая равные стартовые возможности для всех, кто хочет получить образование высшей пробы и продолжить его после средней школы.
На отделении математики теперь можно обучаться с 7-го класса. Для этих учеников специально разрабатывалась программа, создавались новые пособия. Успехи наших учащихся подтвердили правоту «спуска» к младшему возрасту. Ищутся пути наиболее яркого, интересного, в тоже время – максимально подходящего по возрасту и развитию, полезного курса. Все это позволит более эффективному выбору направления интересов детей в старших классах. При этом, естественно, математическое отделение вовсе не предполагает, что все, кто учится на нем обязательно в математику. Ведь математика – база для изучения практически всех наук, и математическая основа образования – прочный фундамент для изучения любого предмета.
При этом математическое отделение оставляет учащимся возможность поступить на любой курс.
Литература:
1. Алгебра 7, 8 класс под редакцией Ш.А.Алимова, С.А.Теляковского, Н.Я.Виленкина. 2. Пособия ОЛ ВЗМШ. 3. Интернет-ресурсы: сайт Открытый урок 1 сентября, математическое отделение ОЛ ВЗМШ, фестиваль исследовательских работ «Портфолио» и другие.