Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»
«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».
Привлекла меня эта тема, во-первых, интересными исследованиями последних лет, свидетельствующими о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Причем, интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, а к 8 – наполовину. Интеллектуальное развитие ребенка – это обязательный, важный компонент успешной учебной деятельности школьника.
Во-вторых, глубокое знание русского языка открывает человеку доступ к взаимопониманию, к сокровищам культуры и науки. Следует отметить, что развитие всех познавательных процессов составляет основу развития мышления. Ребенок развивается в самом процессе обучения. Поэтому, я считаю, что от выбранных методов стимуляции познавательной активности зависит успех моей работы. К таким методам я отнесла те, которые способствовали вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки знаний:
Система упражнений и игр, направленных на развитие внимания, памяти, мышления.
Дидактическая игра.
Комментированное управление.
Работа в парах.
Поэтому упражнения, используемые мной практически на всех уроках, направлены на творческую деятельность учащихся (нестандартные учебные задания, поиск общего в частном, использование аналогии, установление закономерностей, классификация предметов по признакам, логические задачи и т.д.).
Для преодоления затруднений при пересказе, неразвитости орфографической зоркости, плохого запоминания теоретического материала мной используются приёмы мнемотехники, облегчающие запоминание и увеличивающие объём памяти за счёт искусственных ассоциаций. Для этого я использую стихи, рифмованные упражнения, сказки, загадки, шарады, кроссворды, группирование слов, вызывающие определенные ассоциации, а также способствующие развитию произвольной памяти. Я считаю, что особенно эффективны такие упражнения при работе над словарными словами и учебными терминами.
Нельзя не отметить, что большую роль в активизации познавательной деятельности играет работа в парах. Наибольшего внимания требуют к себе учащиеся с низким уровнем обучаемости. К таким учащимся в пару подбираю ученика-консультанта. Парный метод создает условия для включения в учебный процесс каждого ребенка, а также позволяет мне увеличить объём изучаемого материала; положительно влияет на развитие устной речи, а, следовательно, и мышления; формирует умение работать самостоятельно.
С.А. Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать своё дело в доброжелательном окружении, чем в недоброжелательном. Недоброжелательность сковывает… особенно чувствительных и неустойчивых людей».
Методы коррекции личностно-мотивационной сферы, используемые мной, создают ситуацию успешности на уроке, формируют положительные мотивы к учебной деятельности: методы убеждения, побудительного требования и доброжелательного внушения, учебные диалоги. Соответственно эти методы явились важным условием доброжелательной обстановки в классе, что облегчает преодоление разного рода учебных трудностей.
Одна из главных моих задач – формирование этого процесса, создание благоприятных педагогических условий, а также создание атмосферы тепла и доверия на уроках, возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.
Для работы на уроке ставлю перед собой следующие задачи:
1) помочь учащимся овладеть определенной суммой лингвистических знаний;
2) формировать у детей умения четко, последовательно, доказательно выражать свои мысли;
3) активизировать умственную деятельность учащихся и совершенствовать интеллектуальные качества через поиск детьми собственных, желательно, неординарных путей решения заданий;
4) развить словесно-логическое мышление, внимание, память и речевые способности;
5) воспитать у детей интерес к урокам русского языка.
Основной целью, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи младших школьников в единстве с развитием их мышления. Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков, способствующих развитию у учащихся умения грамматически правильно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически правильно передавать их на письме.
Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка я использую традиционные типы уроков. На каждом занятии преследую цель – заинтересовать и включить ребенка в работу. Для этого ввожу интересные упражнения и задания.
Для определения и формирования учащимися темы «минутки чистописания» в первом классе, я создаю проблемную ситуацию: внимательно посмотреть на данное изображение и сказать, какую букву мы сегодня будем писать.
(Она встречается чаще, чем другие. Сколько раз? Какая буква?) Чтобы ответить на вопрос, учащиеся мобилизуют внимание, наблюдательность, сообразительность, выявляют искомую букву и дают полный обоснованный ответ.
Для развития слуховой и зрительной памяти использую следующие задания: прослушать первый ряд звуков и записать по памяти соответствующие им буквы.
С каждым разом количество звуков увеличивается.
По аналогии с предыдущим заданием прошу прочитать первый ряд букв и записать по памяти. Тоже со вторым и третьим рядами.
В третьем классе предлагаю прочитать слова, отпечатанные на карточках типографским способом, шрифт крупный, т.е. демонстрируются «яркие» графические знаки. Затем ученики пишут по памяти каждую строчку.
Для развития зрительной и слуховой памяти с умением обобщать слова и использовать систему при воспроизведении материала, использую задание: прочитать слова из первого столбика, прослушать из второго. Записать и те и другие по памяти в два столбика.
«видел»
«слышал»
дверь
звонок
кровать
пух
полоска
жираф
кино
смех
пчела
домик
В словарно-орфографической работе с помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться, через рассмотрение цепочки букв.
Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляю частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере моего общения с учащимися, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. Такой вид работы развивает интеллектуальные качества, способствует более прочному овладению орфографией слова.
Для повышения грамотности и развития мышления у детей прошу выписать из словарика в столбик семь слов, которые обозначают частные понятия, и приписать к ним соответствующие общие.
воробей – птица; автомобиль – машина; малина – ягода
По окончании работы дети меняются тетрадями для взаимопроверки.
После изучения шести словарных слов с безударной гласной «е»: петух, песок, ребята, ученик, тетрадь, пенал через три дня учащиеся записывают их по памяти.
С помощью беседы о приеме «усиления», способствую запоминанию словарного слова надолго.
Даю учащимся время для обдумывания, затем выслушиваю их предложения. Чтобы запомнить букву «о» в слове «конфета», можно в слове вместо «о» нарисовать конфету – продолговатую, как сама буква, только с фантиком; или представить как широко раскрывается рот, когда туда кладут конфету; или произнести возглас восхищения от съеденной конфеты – «о»!
Благодаря запоминанию опосредованно, с помощью ассоциаций, количество усвоенной информации увеличивается вдвое.
Предоставляю возможность детям самостоятельно найти новое слово в орфографическом словаре, записать в тетради, поставить ударение, определить и подчеркнуть непроверяемую безударную гласную. Этот структурный элемент словарно-орфографической работы приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.
Применяю частично-поисковый метод в работе над правилом и для изучения нового материала. Через вопросы дети в конце рассуждения-поиска самостоятельно приходят к необходимому выводу.
Большие результаты дает применение проблемного метода. Создание проблемной ситуации предусматривает несколько уровней: высокий, средний, низкий. Высокий уровень не содержит подсказок, с него начинаю работу, а если встречаю трудности в работе над проблемой, то ввожу подсказки.
В рассмотрении проблемной ситуации практикую работу в группах. Не сообщая новой темы, раздаю каждой группе определенную карточку с написанием в ней проблемной задачи. Учащиеся решают ее и формулируют вывод. Проверку результатов их деятельности осуществляю с группы, решавшей задачу на низком уровне, далее – на среднем и высоком. После этого формулируем правило.
При использовании мною исследовательских методов дети становятся активными участниками процесса, у них появляется уверенность в собственных силах. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряженной мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный процесс, обучает логике в рассуждениях.
Большое значение придаю формированию комплекса качеств и умений. Работая над новыми темами, уделяю внимание развитию слуховой и логической памяти, речевым способностям, наблюдательности, внимательности, сообразительности, умению быть сосредоточенными.
При знакомстве с темой «Предложение» прошу прочитать предложение, дать ему характеристику; распространить данное предложение, добавляя к нему при каждом повторе по одному слову и повторяя все ранее сказанные слова.
При работе над темой «Слова, которые обозначают признаки предметов» прошу установить связь между словами в левой части, в соответствии с ней составить пару в правой части, выбрав одно из четырех слов, находящихся в скобках; ответ обосновать; определить, какие признаки обозначают слова, отвечающие на вопросы «какой? какая? какое?». (Пример; клюква кислая; мед полезный, лечебный, сладкий, майский).
Для лучшего запоминания правил правописания провожу интеллектуальную игру «В слово». Играющие по порядку называют по одному слову из правила. Например, рассказывается правило о проверке безударной гласной в корне слова. Первый ученик произносит слово чтобы, второй – проверить, третий - безударную, четвертый - гласную и т.д.
Правило проговаривается несколько раз. Если кто-то забыл слово (или букву – в первой игре), то следующий участник игры, выждав 1 секунду (просчитав про себя «раз-два»), отвечает вместо забывшего.
Секрет запоминания в том, что отвечающий, произнося только одно слово из правила, по законам игры вынужден держать в уме все правило, причем длительное время (пока игра продолжается), так как не известно, какое из слов ему достанется в следующую очередь.
Особый интерес вызывают у ребят творческие задания для запоминания ряда слов, не связанных между собой.
Таким образом, в процессе выполнении упражнений комплексного характера у учащихся не только в максимальной степени активизируется речевая деятельности, но при этом формируется речь доказательная, аргументированная, логичная. Вместе с ней развиваются другие важнейшие интеллектуальные качества детей.