kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система упражнений и игр, направленных на развитие внимания, памяти, мышления младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»

«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».

Привлекла меня эта тема, во-первых, интересными исследованиями последних лет, свидетельствующими о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Причем, интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, а к 8 – наполовину. Интеллектуальное развитие ребенка – это обязательный, важный компонент успешной учебной деятельности школьника.

Во-вторых, глубокое знание русского языка открывает человеку доступ к взаимопониманию, к сокровищам культуры и науки. Следует отметить, что развитие всех познавательных процессов составляет основу развития мышления. Ребенок развивается в самом процессе обучения. Поэтому, я считаю, что от выбранных методов стимуляции познавательной активности зависит успех моей работы. К таким методам я отнесла те, которые способствовали вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки знаний:

  1. Система упражнений и игр, направленных на развитие внимания, памяти, мышления.

  2. Дидактическая игра.

  3. Комментированное управление.

  4. Работа в парах.

Поэтому упражнения, используемые мной практически на всех уроках, направлены на творческую деятельность учащихся (нестандартные учебные задания, поиск общего в частном, использование аналогии, установление закономерностей, классификация предметов по признакам, логические задачи и т.д.).

Для преодоления затруднений при пересказе, неразвитости орфографической зоркости, плохого запоминания теоретического материала мной используются приёмы мнемотехники, облегчающие запоминание и увеличивающие объём памяти за счёт искусственных ассоциаций. Для этого я использую стихи, рифмованные упражнения, сказки, загадки, шарады, кроссворды, группирование слов, вызывающие определенные ассоциации, а также способствующие развитию произвольной памяти. Я считаю, что особенно эффективны такие упражнения при работе над словарными словами и учебными терминами.

Нельзя не отметить, что большую роль в активизации познавательной деятельности играет работа в парах. Наибольшего внимания требуют к себе учащиеся с низким уровнем обучаемости. К таким учащимся в пару подбираю ученика-консультанта. Парный метод создает условия для включения в учебный процесс каждого ребенка, а также позволяет мне увеличить объём изучаемого материала; положительно влияет на развитие устной речи, а, следовательно, и мышления; формирует умение работать самостоятельно.

С.А. Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать своё дело в доброжелательном окружении, чем в недоброжелательном. Недоброжелательность сковывает… особенно чувствительных и неустойчивых людей».

Методы коррекции личностно-мотивационной сферы, используемые мной, создают ситуацию успешности на уроке, формируют положительные мотивы к учебной деятельности: методы убеждения, побудительного требования и доброжелательного внушения, учебные диалоги. Соответственно эти методы явились важным условием доброжелательной обстановки в классе, что облегчает преодоление разного рода учебных трудностей.

Одна из главных моих задач – формирование этого процесса, создание благоприятных педагогических условий, а также создание атмосферы тепла и доверия на уроках, возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.

Для работы на уроке ставлю перед собой следующие задачи:

1) помочь учащимся овладеть определенной суммой лингвистических знаний;

2) формировать у детей умения четко, последовательно, доказательно выражать свои мысли;

3) активизировать умственную деятельность учащихся и совершенствовать интеллектуальные качества через поиск детьми собственных, желательно, неординарных путей решения заданий;

4) развить словесно-логическое мышление, внимание, память и речевые способности;

5) воспитать у детей интерес к урокам русского языка.

Основной целью, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи младших школьников в единстве с развитием их мышления. Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков, способствующих развитию у учащихся умения грамматически правильно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически правильно передавать их на письме.

Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка я использую традиционные типы уроков. На каждом занятии преследую цель – заинтересовать и включить ребенка в работу. Для этого ввожу интересные упражнения и задания.

Для определения и формирования учащимися темы «минутки чистописания» в первом классе, я создаю проблемную ситуацию: внимательно посмотреть на данное изображение и сказать, какую букву мы сегодня будем писать.

(Она встречается чаще, чем другие. Сколько раз? Какая буква?) Чтобы ответить на вопрос, учащиеся мобилизуют внимание, наблюдательность, сообразительность, выявляют искомую букву и дают полный обоснованный ответ.

Для развития слуховой и зрительной памяти использую следующие задания: прослушать первый ряд звуков и записать по памяти соответствующие им буквы.

С каждым разом количество звуков увеличивается.

По аналогии с предыдущим заданием прошу прочитать первый ряд букв и записать по памяти. Тоже со вторым и третьим рядами.

В третьем классе предлагаю прочитать слова, отпечатанные на карточках типографским способом, шрифт крупный, т.е. демонстрируются «яркие» графические знаки. Затем ученики пишут по памяти каждую строчку.

Для развития зрительной и слуховой памяти с умением обобщать слова и использовать систему при воспроизведении материала, использую задание: прочитать слова из первого столбика, прослушать из второго. Записать и те и другие по памяти в два столбика.



«видел»

«слышал»

дверь

звонок

кровать

пух

полоска

жираф

кино

смех

пчела

домик



В словарно-орфографической работе с помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться, через рассмотрение цепочки букв.

Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляю частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере моего общения с учащимися, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. Такой вид работы развивает интеллектуальные качества, способствует более прочному овладению орфографией слова.

Для повышения грамотности и развития мышления у детей прошу выписать из словарика в столбик семь слов, которые обозначают частные понятия, и приписать к ним соответствующие общие.

воробей – птица; автомобиль – машина; малина – ягода

По окончании работы дети меняются тетрадями для взаимопроверки.

После изучения шести словарных слов с безударной гласной «е»: петух, песок, ребята, ученик, тетрадь, пенал через три дня учащиеся записывают их по памяти.

С помощью беседы о приеме «усиления», способствую запоминанию словарного слова надолго.

Даю учащимся время для обдумывания, затем выслушиваю их предложения. Чтобы запомнить букву «о» в слове «конфета», можно в слове вместо «о» нарисовать конфету – продолговатую, как сама буква, только с фантиком; или представить как широко раскрывается рот, когда туда кладут конфету; или произнести возглас восхищения от съеденной конфеты – «о»!

Благодаря запоминанию опосредованно, с помощью ассоциаций, количество усвоенной информации увеличивается вдвое.

Предоставляю возможность детям самостоятельно найти новое слово в орфографическом словаре, записать в тетради, поставить ударение, определить и подчеркнуть непроверяемую безударную гласную. Этот структурный элемент словарно-орфографической работы приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Применяю частично-поисковый метод в работе над правилом и для изучения нового материала. Через вопросы дети в конце рассуждения-поиска самостоятельно приходят к необходимому выводу.

Большие результаты дает применение проблемного метода. Создание проблемной ситуации предусматривает несколько уровней: высокий, средний, низкий. Высокий уровень не содержит подсказок, с него начинаю работу, а если встречаю трудности в работе над проблемой, то ввожу подсказки.

В рассмотрении проблемной ситуации практикую работу в группах. Не сообщая новой темы, раздаю каждой группе определенную карточку с написанием в ней проблемной задачи. Учащиеся решают ее и формулируют вывод. Проверку результатов их деятельности осуществляю с группы, решавшей задачу на низком уровне, далее – на среднем и высоком. После этого формулируем правило.

При использовании мною исследовательских методов дети становятся активными участниками процесса, у них появляется уверенность в собственных силах. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряженной мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный процесс, обучает логике в рассуждениях.

Большое значение придаю формированию комплекса качеств и умений. Работая над новыми темами, уделяю внимание развитию слуховой и логической памяти, речевым способностям, наблюдательности, внимательности, сообразительности, умению быть сосредоточенными.

При знакомстве с темой «Предложение» прошу прочитать предложение, дать ему характеристику; распространить данное предложение, добавляя к нему при каждом повторе по одному слову и повторяя все ранее сказанные слова.

При работе над темой «Слова, которые обозначают признаки предметов» прошу установить связь между словами в левой части, в соответствии с ней составить пару в правой части, выбрав одно из четырех слов, находящихся в скобках; ответ обосновать; определить, какие признаки обозначают слова, отвечающие на вопросы «какой? какая? какое?». (Пример; клюква кислая; мед полезный, лечебный, сладкий, майский).

Для лучшего запоминания правил правописания провожу интеллектуальную игру «В слово». Играющие по порядку называют по одному слову из правила. Например, рассказывается правило о проверке безударной гласной в корне слова. Первый ученик произносит слово чтобы, второй – проверить, третий - безударную, четвертый - гласную и т.д.

Правило проговаривается несколько раз. Если кто-то забыл слово (или букву – в первой игре), то следующий участник игры, выждав 1 секунду (просчитав про себя «раз-два»), отвечает вместо забывшего.

Секрет запоминания в том, что отвечающий, произнося только одно слово из правила, по законам игры вынужден держать в уме все правило, причем длительное время (пока игра продолжается), так как не известно, какое из слов ему достанется в следующую очередь.

Особый интерес вызывают у ребят творческие задания для запоминания ряда слов, не связанных между собой.

На доске написано: рябина, глаза, лев, ведро, краска, гудок, игра, лист, шина, звук.

Учащимся задается вопрос: «Как легче запомнить эти слова?». (Можно запомнить попарно: рябина – лист, лев – глаза, ведро – краска, гудок – игра, шина – звук.)

Таким образом, в процессе выполнении упражнений комплексного характера у учащихся не только в максимальной степени активизируется речевая деятельности, но при этом формируется речь доказательная, аргументированная, логичная. Вместе с ней развиваются другие важнейшие интеллектуальные качества детей.



7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

Автор: Рябова Ольга Васильевна

Дата: 22.07.2020

Номер свидетельства: 554951

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. "
    ["seo_title"] => string(79) "intielliektual-noie-razvitiie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "234594"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443466820"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья на тему  "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка". "
    ["seo_title"] => string(96) "stat-ia-na-tiemu-intielliektual-noie-razvitiie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "218428"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433779871"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "«Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(102) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-kak-sriedstvo-intielliektual-nogho-razvitiia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "257720"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448376131"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Выступление на МО начальных классов "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(106) "vystuplieniie_na_mo_nachal_nykh_klassov_slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "347535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1475660234"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства