kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек – самое сложное существо на земле, объединяющее в себе природные и культурные начала.  Идеяинтеграции максимально адекватна  человеческому сознанию. Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. Человек – самое сложное существо на земле, объединяющее в себе природные и культурные начала.  Идеяинтеграции максимально адекватна  человеческому сознанию. Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций»

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций.

Мельникова Т.Н.,

учитель начальных классов,

МАОУ СОШ №36


Человек – самое сложное существо на земле, объединяющее в себе природные и культурные начала. Идеяинтеграции максимально адекватна человеческому сознанию. Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения. А в имеющихся методических пособиях, учебниках и рекомендациях для учителей, на мой взгляд, в достаточной мере не находит отражения идея интеграции, идея – «соощущения», идея «пересечения чувств». Под словом «интеграция» я понимаю объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала нескольких дисциплин.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне.

Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.

В своей работе я формирую метапредметные умения, под которыми подразумеваюосвоение обучающимися на базе интегрированных уроков, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

На уроках я работаю над формированием метапредметных компетенций:

  • регулятивных - управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

  • коммуникативных - речевая деятельность, навыки сотрудничества;

  • познавательных - работа с информацией.

Считаю, что интегрированные уроки отвечают этим запросам образования и что особенно ценно - формируют у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

  • умение извлекать информацию из различных источников;

  • умение составлять план;

  • умение отбирать материал по заданной теме;

  • умение составлять тезисы, таблицы, схемы;

  • умение подбирать цитаты;

Проблема молодого поколения в современном обществе – это неумение грамотно, правильно выразить свою мысль. Поэтому особое внимание я уделяю формированию коммуникативно-речевым метапредметным умениям:

  • умение составлять связное устное высказывание;

  • умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

  • умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

  • умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

  • умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

  • умение выражать свое мнение и аргументировать его, умение вести дискуссию;

  • умение оформлять научно-исследовательские работы;

  • умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

Немаловажное значение имеет то, какие предметы интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. Е.Смирнова в своей статье «Властвуй, не разделяя»[7] утверждает: «В первом классе лучше интегрировать: чтение и письмо, изобразительное искусство и труд. Во втором классе можно интегрировать чтение и русский язык, природоведение и изобразительное искусство. В третьем классе можно интегрировать чтение, русский язык, исторические рассказы, природоведение и изобразительное искусство. В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам». Я разделяю мнение Е. Смирновой, но не считаю целесообразным строго придерживаться этой интеграции, ведь всё зависит от учебного материала, от возраста учащихся, от их общих интересов. Например, можно провести следующие уроки:

1 класс:

Тема: Кому нужна ёлочка? Интеграция предметов: литературное чтение, русский язык, окружающий мир. Характеристика деятельности учащихся: знакомство учащихся с буквами Ё,ё, и их написанием, чтение слов, текстов с буквами Ё, ё; знакомство детей со строением и разнообразием животных, и их основными признаками.

Тема: Весёлые линии. Интеграция предметов: математика, ИЗО. Характеристика деятельности учащихся: знакомство учащихся с понятиями: точка, прямая линия, кривая линия ,отрезок, луч, ломаная линия, овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, работа графическим материалом (фломастер, карандаш, гелевая ручка).

Тема: Про кошек и собак. Интеграция предметов: окружающий мир, литературное чтение, технология. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с предметами ухода за животными, составлениерассказа о домашнем любимце, изготовление из пластилина фигурки животного;

2 класс

Тема: Составление таблицы умножения на 4. Интеграция предметов: математика, технология. Характеристика деятельности учащихся: составление таблицы умножения на 4, отработка вычислительных навыков, пришивание пуговиц (счетырьмя отверстиями).

Тема: В гости к зиме. Интеграция предметов: окружающий мир, русский язык, литературное чтение. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с явлениями живой и неживой природы в зимнее время, описание признаков зимы, распознавание имени прилагательного среди других частей в речи по лексическому значению и вопросу.

3 класс

Тема: В центре Европы. Интеграция предметов: окружающий мир, технология, ИЗО. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с Германией, Швейцарией, Австрией, моделирование достопримечательностей из пластилина, изготовление флага и герба стран в технике аппликация.

Тема: Дорожные знаки. Интеграция предметов: окружающий мир, технология.Характеристика деятельности учащихся:знакомство с группами дорожных знаков, изготовление дорожных знаков в технике аппликация.

4 класс

Тема: Жизнь Древних славян. Интеграция предметов: окружающий мир, технология, литературное чтение. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с бытом, жизнью, верованиями древних славян, изготовление предметов быта - посуды (пластилин), чтение отрывков из древнерусских летописей, былин, жития о Сергии Радонежском.

Тема: Природа - источник вдохновения. Интеграция предметов: литературное чтение, музыка, ИЗО. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», рисование осеннего пейзажа, соотнесение музыкального произведения Э.Григ сюита «Пер Гюнт»: «Утро» с текстом рассказа.

Тема: Незаметные защитники урожая. Интеграция предметов: окружающий мир, технология, музыка. Характеристика деятельности учащихся: выявление невидимых нитей в природе, слушание пения «защитников» - птиц, изготовление макета скворечника.

Интегрированные уроки отличаются от традиционных уроков сжатостью и чёткостью учебного материала, логической взаимообусловленностью учебного материала. Урок объединяется основной мыслью (стержень урока), урок составляет единое целое, этапы – это фрагменты целого, все этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости.

Требования к заданиям на уроке: 1)повышенный уровень сложности; 2) проблемно-поисковый характер; 3) Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми уже владеет ученик.

Требования к учителю:

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.

  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

  • Чётко и точно формулировать задание.

  • Способность к импровизации, но «Учитель не актёр, а режиссёр!»

  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала, в проведении урока.

Недостатки интегрированных уроков: 1) высокая степень утомляемости учащихся; 2) необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации;  3) не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок; 4) потеря индивидуальности уроков.

Поэтому я советую интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях.

На интегрированных уроках я применяю элементы педагогических технологий:

1. Технологии перспективно-опережающего обучения – вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.

2. Групповая технология- это технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая

3. Технология проблемного обучения - заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и учителя.

4. Технология дифференциации обучения – это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности .

5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - организация учебного процесса с применением аппаратных и программных средств.

В своей работе я стараюсь доказать, что развитиеметапредметных компетенций у младших школьников посредством интегрированных уроков и педагогических условий их реализации, позволяют повысить уровень развития младших школьников, что приведёт к повышению качества обучения в начальной школе,а это позволит младшим школьникам быть успешными как в учебе, так и в жизни, гибко адаптироваться в условиях современного информационного общества. Древнеримский философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность.






Список литературы


    1. Федеральный закон от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».

    3. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс/Под ред. д.п.н. Л.А. Обуховой.-М.: ВАКО, 2006.-240с.-(Мастерская учителя.)

    4. Киреева И.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики» // Начальная школа, 2003, № 10, стр. 117.

    5. Кравченко, С.И. Интегрированный урок как форма активизации познавательной деятельности ученика / С.И. Кравченко // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 9. – С. 42–48.

    6. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе: Ростов на Дону: Феникс 2003 г. 1 серия “Учение с увлечением;

    7. Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии.2001 –  № 6.

    8. http://nsportal.ru/«Интегрированные уроки в начальной школе...»

    9. http://rudocs.exdat.com/«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ..

    10. http://www.superinf.ru/Возможности стандартов, учебных программ трудового обучения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций

Автор: Мельникова Татьяна Николаевна

Дата: 24.11.2020

Номер свидетельства: 564303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Статья «Формирование ключевых  компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiaformirovaniiekliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsiaposriedstvomintieghratsiiiestiestviennonauchnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "293350"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455462001"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Основы  интегрированного  освоения изобразительного искусства в условиях реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(109) "osnovy-intieghrirovannogho-osvoieniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252745"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447433075"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием» "
    ["seo_title"] => string(115) "mietodichieskaia-razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-poghruzhieniia-rieshieniie-zadach-s-prikladnym-sodierzhaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "124594"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414748202"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Методическая разработка  интегрированного  урока  по теме        «Geburtstag». "
    ["seo_title"] => string(74) "mietodichieskaia-razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-po-tiemie-geburtstag"
    ["file_id"] => string(6) "242399"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445450189"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства