Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций
Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций
Человек – самое сложное существо на земле, объединяющее в себе природные и культурные начала. Идеяинтеграции максимально адекватна человеческому сознанию. Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. Человек – самое сложное существо на земле, объединяющее в себе природные и культурные начала. Идеяинтеграции максимально адекватна человеческому сознанию. Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций»
Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций.
Мельникова Т.Н.,
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №36
Человек – самое сложное существо на земле, объединяющее в себе природные и культурные начала. Идеяинтеграции максимально адекватна человеческому сознанию. Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения. А в имеющихся методических пособиях, учебниках и рекомендациях для учителей, на мой взгляд, в достаточной мере не находит отражения идея интеграции, идея – «соощущения», идея «пересечения чувств». Под словом «интеграция» я понимаю объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала нескольких дисциплин.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне.
Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
В своей работе я формирую метапредметные умения, под которыми подразумеваюосвоение обучающимися на базе интегрированных уроков, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
На уроках я работаю над формированием метапредметных компетенций:
регулятивных - управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
Считаю, что интегрированные уроки отвечают этим запросам образования и что особенно ценно - формируют у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
умение извлекать информацию из различных источников;
умение составлять план;
умение отбирать материал по заданной теме;
умение составлять тезисы, таблицы, схемы;
умение подбирать цитаты;
Проблема молодого поколения в современном обществе – это неумение грамотно, правильно выразить свою мысль. Поэтому особое внимание я уделяю формированию коммуникативно-речевым метапредметным умениям:
умение составлять связное устное высказывание;
умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
умение выражать свое мнение и аргументировать его, умение вести дискуссию;
умение оформлять научно-исследовательские работы;
умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
Немаловажное значение имеет то, какие предметы интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. Е.Смирнова в своей статье «Властвуй, не разделяя»[7] утверждает: «В первом классе лучше интегрировать: чтение и письмо, изобразительное искусство и труд. Во втором классе можно интегрировать чтение и русский язык, природоведение и изобразительное искусство. В третьем классе можно интегрировать чтение, русский язык, исторические рассказы, природоведение и изобразительное искусство. В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам». Я разделяю мнение Е. Смирновой, но не считаю целесообразным строго придерживаться этой интеграции, ведь всё зависит от учебного материала, от возраста учащихся, от их общих интересов. Например, можно провести следующие уроки:
1 класс:
Тема: Кому нужна ёлочка? Интеграция предметов: литературное чтение, русский язык, окружающий мир. Характеристика деятельности учащихся: знакомство учащихся с буквами Ё,ё, и их написанием, чтение слов, текстов с буквами Ё, ё; знакомство детей со строением и разнообразием животных, и их основными признаками.
Тема: Весёлые линии. Интеграция предметов: математика, ИЗО. Характеристика деятельности учащихся: знакомство учащихся с понятиями: точка, прямая линия, кривая линия ,отрезок, луч, ломаная линия, овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, работа графическим материалом (фломастер, карандаш, гелевая ручка).
Тема: Про кошек и собак. Интеграция предметов: окружающий мир, литературное чтение, технология. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с предметами ухода за животными, составлениерассказа о домашнем любимце, изготовление из пластилина фигурки животного;
2 класс
Тема: Составление таблицы умножения на 4. Интеграция предметов: математика, технология. Характеристика деятельности учащихся: составление таблицы умножения на 4, отработка вычислительных навыков, пришивание пуговиц (счетырьмя отверстиями).
Тема: В гости к зиме. Интеграция предметов: окружающий мир, русский язык, литературное чтение. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с явлениями живой и неживой природы в зимнее время, описание признаков зимы, распознавание имени прилагательного среди других частей в речи по лексическому значению и вопросу.
3 класс
Тема: В центре Европы. Интеграция предметов: окружающий мир, технология, ИЗО. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с Германией, Швейцарией, Австрией, моделирование достопримечательностей из пластилина, изготовление флага и герба стран в технике аппликация.
Тема: Дорожные знаки. Интеграция предметов: окружающий мир, технология.Характеристика деятельности учащихся:знакомство с группами дорожных знаков, изготовление дорожных знаков в технике аппликация.
4 класс
Тема: Жизнь Древних славян. Интеграция предметов: окружающий мир, технология, литературное чтение. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с бытом, жизнью, верованиями древних славян, изготовление предметов быта - посуды (пластилин), чтение отрывков из древнерусских летописей, былин, жития о Сергии Радонежском.
Тема: Природа - источник вдохновения. Интеграция предметов: литературное чтение, музыка, ИЗО. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», рисование осеннего пейзажа, соотнесение музыкального произведения Э.Григ сюита «Пер Гюнт»: «Утро» с текстом рассказа.
Тема: Незаметные защитники урожая. Интеграция предметов: окружающий мир, технология, музыка. Характеристика деятельности учащихся: выявление невидимых нитей в природе, слушание пения «защитников» - птиц, изготовление макета скворечника.
Интегрированные уроки отличаются от традиционных уроков сжатостью и чёткостью учебного материала, логической взаимообусловленностью учебного материала. Урок объединяется основной мыслью (стержень урока), урок составляет единое целое, этапы – это фрагменты целого, все этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости.
Требования к заданиям на уроке: 1)повышенный уровень сложности; 2) проблемно-поисковый характер; 3) Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми уже владеет ученик.
Требования к учителю:
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации, но «Учитель не актёр, а режиссёр!»
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала, в проведении урока.
Недостатки интегрированных уроков: 1) высокая степень утомляемости учащихся; 2) необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации; 3) не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок; 4) потеря индивидуальности уроков.
Поэтому я советую интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях.
На интегрированных уроках я применяю элементы педагогических технологий:
1. Технологии перспективно-опережающего обучения – вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.
2. Групповая технология- это технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая
3. Технология проблемного обучения - заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и учителя.
4. Технология дифференциации обучения – это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности .
5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - организация учебного процесса с применением аппаратных и программных средств.
В своей работе я стараюсь доказать, что развитиеметапредметных компетенций у младших школьников посредством интегрированных уроков и педагогических условий их реализации, позволяют повысить уровень развития младших школьников, что приведёт к повышению качества обучения в начальной школе,а это позволит младшим школьникам быть успешными как в учебе, так и в жизни, гибко адаптироваться в условиях современного информационного общества. Древнеримский философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность.
Список литературы
Федеральный закон от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
Киреева И.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики» // Начальная школа, 2003, № 10, стр. 117.
Кравченко, С.И. Интегрированный урок как форма активизации познавательной деятельности ученика / С.И. Кравченко // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 9. – С. 42–48.
Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе: Ростов на Дону: Феникс 2003 г. 1 серия “Учение с увлечением;
Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии.2001 – № 6.
http://nsportal.ru/«Интегрированные уроки в начальной школе...»
http://rudocs.exdat.com/«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ..
http://www.superinf.ru/Возможности стандартов, учебных программ трудового обучения.