kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педчтениях по теме повышение техники чтения у учащихся младших школьников. Методы, упражнения, тренинги для повышения интереса к чтению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Технологизация образовательного процесса как ресурс обновления содержания школьного образования

Инновационные методы повышения техники чтения в начальной школе


Г.Н. Даутова

учитель начальных классов КГУ «Чунджинская средняя школа № 1» Алматинской области Уйгурского района села Чунджи


Коренные преобразования, происходящие в нашей стране в настоящее время, отражаются на всей системе общественных отношений и на системе образования, как одного из главных источников формирований этих отноше­ний. Новые условия требуют новых решений, как в отношении развития обра­зования в целом, так и по проблеме личностного станов­ления.

Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, интернета и кино, теряет интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Только тот ученик “читает”, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира. Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Младшеклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счете, к отставанию в учебе.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении “про себя” скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами, и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были наделены на то, чтобы двигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.

Для повышения техники чтения разработана программа, над которой работает группа учителей в школе, под названием «Чтение в радость».

Практическая значимость данного исследования состоит в обосновании и разработке учебной компьютерной программы для развития скорости чтения младших школьников, а также комплекса творческих упражнений и заданий. Результаты, полученные в работе, имеют практическое значение для повышения эффективности развития навыка быстрого чтения у младшего школьника.

Цель исследования: повышение культурной и читательской компетентности учащихся, их родителей, педагогов школы.

Задачи:

  1. Содействие формированию благоприятной для продвижения чтения

информационной среды;

  1. Формирование представлений о ценности и значимости чтения

  2. Провести экспериментальное исследование по применению творческих упражнений развития техники чтения с опорой на личностно-деятельностный подход, статистически обработать и проанализировать полученные данные в ходе опытно-педагогической работы.

  3. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, эксперимент, наблюдение, беседа, анализ и обработка данных, полученных в результате исследования.

  4. Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотеки

  5. Вовлечение в активное квалифицированное чтение не читающих и мало читающих детей.

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо.

В нашей стране уже накоплен достаточный опыт использования компьютерных технологий в образовательной деятельности. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.

Развитие развития навыков чтения будет более эффективным, если применять наиболее целесообразные методы и приёмы, подбирать текст и понимать прочитанное, проводить упражнения на выразительность чтения в системе, начиная с самых простых и постепенно усложняя их, использовать игры, которые будут повышать интерес к этому сложному виду деятельности.

Использование компьютера позволит также индивидуализировать процесс обучения. Каждому ребенку можно выдавать индивидуальное задание, которое будет, выполняется в удобном для него темпе с соответствующим уровнем сложности. Компьютер – это универсальная игрушка, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.

Итак, проблема современного школьника заключается в низкой технике чтения, нежелание читать больше. В наш век, век визуальных технологий развивается желание у детей «лучше посмотреть, чем прочитать».
Отсюда следует цель нашей работы - это разработка методики повышения техники чтения учащихся в начальных классах с опорой на личностно-деятельностный подход, развивать интерес к чтению.
Поэтому создана презентация с комплексом творческих заданий для повышения техники чтения учащихся, а также осознания учащимся прочитанного.

Рис.1


Приведем несколько примеров:

1.Чтение перевернутого текста:

Обычный текст переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует: формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв; развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

2.Сплошной текст. Текст набран без пробелов. Задача ученика прочитать его правильно.

НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлосьнаблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвериГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапахсенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрыерукиегеряположилидушистоесеновкормушкуОнхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях. 

3. Чтение с решеткой . ( Рис 2)

Презентация "Чтение с решеткой" предназначена для младших школьников, способствует увеличению объема зрительного восприятия, улучшению техники чтения, способствует развитию смысловой догадки.

Рис. 2


4. Чтение с прятками.

Рис.3

Использование компьютера позволяет также индивидуализировать процесс обучения. Каждому ребенку может выдаваться индивидуальное задание, которое выполняется в удобном для него темпе с соответствующим уровнем сложности. Компьютер - это универсальная игрушка, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.

Так, к примеру, можно давать задания «Набери текст» на компьютере.

А также давать учащимся прослушать аудиосказками с субтитрами. Данные упражнения развивают навыки работы с компьютером, память, мышление и воображение.

Также на уроках можно использовать компьютерные игры.

Игра «Прочитай». ( рис 4)

На экране – Динозаврик, у которого в руках свиток. Свиток разворачивается и на нем показывается слово, которое нужно успеть прочесть. Спустя некоторое время свиток сворачивается, и требуется выбрать из картинок, расположенных по периметру игрового поля ту, о названии которой говорит это слово.


Рис. 4


Рис. Игровая среда «Прочитай».

В случае правильного ответа время показа слова (которое можно предварительно устанавливать) уменьшается (текущая скорость чтения увеличивается на "1"), в случае неправильного – увеличивается (текущая скорость чтения уменьшается на "1"). Через некоторое время компьютер, таким образом, адаптируется к уровню чтения ученика и принуждает его работать в интенсивном режиме. Скорость чтения (в условных единицах) индицируется в нижней части игрового поля.

Дожидаться сворачивания свитка не обязательно, если играющий успел прочитать слово, то он может указать соответствующую картинку в любой момент.

При минимальной скорости, равной нулю, слово не исчезает до тех пор, пока не будет указана соответствующая картинка.

При нажатии "мышью" в область свитка можно снова вызвать на экран слово, которое было показано ранее.

Игра используется в блоке развития навыков быстрого чтения.

С целью привлечение родительской общественности создаются группы в социальных сетях «Читаем с удовольствием», где учитель целенаправленно направляет родителей на работу над скорочтением ребенка. Учитель рекомендует вести дневнички-паучки, где родителя необходимо ежедневно контролировать и записывать в дневник количество слов, прочитанных ребенком за минуту. На родительских собраниях учитель, который также ведет подобный дневник, сравнивает свои результаты с результатами, отраженными в дневничках, которые вели родители.

Дата

 

 

 

 

 

 

 

Скорость

чтения

 

 

 

 

 

 

 

Количество

ошибок

 

 

 

 

 

 

 



п/п

Фамилия ученика

Показатели техники чтения

Уровень техники чтения

Уровень понимания прочитан-ного

Способ чтения

Кол-во и характер ошибок

Время чтения

Скорость чтения

1

2

3

4

5

6

7

8









Также в школе проводится исследование в действии «Развитие техники чтения у учащихся в начальной школе». (рис 5)

Рис.5

Следует отметить, что данное исследование не претендует на полное решение вопросов, касающихся развития техники чтения учащихся начальной школы.
Таким образом, использование при обучении чтению самого широкого спектра современных методов и учебных материалов с опорой на личностно - деятельностный подход стимулирует познавательную активность, создаёт положительную мотивацию и тем самым способствует формированию читательской компетенции, что, в конечном итоге, позволяет выполнить поставленные учебной программой цели и повысить качество техники чтения в школах.



Использованная литература:

1. Кушнир А.Н. Азбука чтения // Школьные технологии. – 1996.-с. 3-197.

Куликова И. //Начальная школа Читать меньше, чтобы читать лучше. – № 21, 1995.

2. Ладыженская Т.А. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика», 1990.

Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.

Мани и Эрик де Лиу. Как научиться быстро читать. М.: Рипол – Классик, 1997. – 233 с.

3. Молибог А.Г., Тарнопольский А.И. Технические средства обучения и их применение. - Мн.: Университетское, 1985. - 208 с.

4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М.: АОРКТИ, 1999-160с.

5. Пальченко И.Г. Система упражнений. Из опыта использования рекомендаций профессора И.Т. Федоренко. Донецк, 1990.

6. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Начальная школа. – 1999 - №7.

7. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? //Начальная школа, 2005, №2

8. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980.

9. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению : практическая методика ; учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. М. : Академия, 2001. 288 с.

10.Соболева О.Л. Как помочь ребенку, когда он учиться читать: психологический аспект. «Школьный психолог». №4,6. 2007.

11. Тикунова Л.И. 300 учебных текстов, проверочных работ и тестов по чтению для начальной школы: М.: Издательский дом «Дрофа», 2000 – 335с.

12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. М.-Л., 1949. 250 с. Т. 5.

13. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. – 1989. - №12. – с.27-33-1.

14. Чечерина Н.Ю. Формирование навыков беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор: Даутова Гульвера Наримановна

Дата: 17.06.2016

Номер свидетельства: 335128

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Презентация к работе: "Инновационные методы повышения техники чтения в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(92) "priezientatsiiakrabotieinnovatsionnyiemietodypovyshieniiatiekhnikichtieniiavnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "335140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1466182875"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Инновации в начальном образовании с внедрением ФГОС второго поколения Бочкарева Ольга Александровна"
    ["seo_title"] => string(80) "innovatsii_v_nachalnom_obrazovanii_s_vnedreniem_fgos_vtorogo_pokoleniia_bochkare"
    ["file_id"] => string(6) "584425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1625474806"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Анализ работы ШМО начальных классов. "
    ["seo_title"] => string(38) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "244452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445944099"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Программа дошкольной подготовки "Школа будущего первоклассника". Раздел логопеда "
    ["seo_title"] => string(90) "proghramma-doshkol-noi-podghotovki-shkola-budushchiegho-piervoklassnika-razdiel-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "223268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437476871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства